Аист черный, аист белый... Где и как живет любимая птица? Аист перелетные птицы
Аист черный, аист белый... Где и как живет любимая птица? | Животные
Испокон веков эти величавые птицы живут рядом с человеком, пользуясь его особым уважением и отвечая взаимностью: они практически не боятся людей, устраивают гнезда рядом с жильем человека, важно посматривая сверху на своих двуногих соседей. Считается, что аист защищает дом от дурного глаза и злых духов, в доме, рядом с которым поселились аисты, всегда будет счастье и достаток.
В семействе Аистовых — 18 видов птиц, относящихся к 9 родам и распространенных на различных территориях по всей планете. Одни виды, которым посчастливилось родиться в теплых краях, ведут оседлый образ жизни. Другие — перелетные, пережидают зимние холода в Африке и Индии.
На территории России наиболее распространен Белый аист — крупная птица, с характерным для всех представителей семейства длинным коническим клювом, длинными ногами и длинной шеей. Оперение белое, концы крыльев черные, блестящие, вокруг глаз — голая кожа черного цвета, подбородок — тоже черный, ноги и клюв — красного цвета. Высота взрослой птицы — свыше 1 м, размах крыльев достигает 2 м, вес 3,5−4 кг. Самки и самцы внешне одинаковые, только самка немного меньше по размеру. У белых аистов нет голосовых связок и перепонок, поэтому они практически немые, но умеют издавать громкое стрекотание, щелкая клювом. Половой зрелости аисты достигают примерно к 3-летнему возрасту. Продолжительность жизни — около 20 лет.
Рацион питания состоит из мелких млекопитающих (мыши, суслики, зайчата), лягушек, ящериц, пресмыкающихся, различных насекомых, рыбы и моллюсков. Иногда могут поймать мелкую птичку или птенца.
В наши края белые аисты прилетают для гнездования в конце марта или начале апреля. Гнезда строят на больших деревьях, на крышах построек, на трубах котельных, на опорах электролиний. Гнезда, как правило, очень большие и громоздкие — 1−1,5 м в диаметре, поэтому нередко сюда подселяется семейка мелких пташек — воробьев или трясогузок.
Примерно в конце апреля, начале мая с интервалом в 2−3 дня самка откладывает в гнездо от 1 до 5 яиц, они белые, блестящие, размером с крупное куриное яйцо. Насиживают яйца оба родителя в течение 33−35 дней. Птенцы появляются зрячими, но беспомощными, и не покидают гнездо почти до 2-месячного возраста. После вылета из гнезда заботливые родители еще кормят их 2−3 недели, а в возрасте 70 дней птенцы окончательно становятся самостоятельными и готовятся к отлету в теплые края с остальными сородичами.
Сначала аисты собираются в небольшие группы, которые к моменту отлета разрастаются в большие стаи, а в местах зимовок они образуют уже многотысячные колонии. Примерно с конца августа начинается отлет в теплые страны, растягивающийся на месяц и больше. Летят аисты лишь в дневное время, на большой высоте, избегая перелетов над морем. Эти птицы очень выносливы и хорошо летают, часто используя воздушные потоки для парения над землей — именно поэтому их постоянные маршруты пролегают над местностями, имеющими хорошие аэродинамические свойства.
В России еще обитает Дальневосточный аист — практически копия белого аиста, но гораздо крупнее в размерах и с черным клювом. Образ жизни — как у белого аиста, селится в труднодоступным местах, в глухих лесах вблизи водоемов, так как основной рацион питания составляет рыба. К сожалению, этот вид находится под угрозой исчезновения, его численность — всего лишь около 1000 особей.
На территории Евразии распространен и Чёрный аист, он немного мельче белого (3−3,5 кг) и имеет голос. Оперение — черное, с зеленоватым или красноватым отливом, грудь и брюхо — белые, клюв, ноги, горло и неоперенные места на уздечке и возле глаз — красные.
Черный аист кормится на мелководьях, заливных лугах, в основном, рыбой, мелкими водными позвоночными и беспозвоночными животными. Не откажется и от мелких грызунов, ящериц, крупных насекомых.
Черный аист пуглив и осторожен, ведет очень скрытный образ жизни, предпочитая селиться вдали от человека — в глухих лесах, поближе к лесным водоемам. Гнездо сооружает в кроне высоких деревьев, используя толстые ветки, скрепляя их глиной и кусками дерна. Такое жилище служит птицам много лет, зачастую переходя по наследству последующим поколениям.
В кладке черного аиста бывает 4−7 яиц, насиживают их оба родителя. Поскольку насиживать начинают с первого отложенного яйца и птенцы появляются не одновременно, то в общей сложности насиживание составляет от 30 до 46 дней. Первые 10 дней птенцы беспомощны и лежат в гнезде, потом начинают садиться и только в возрасте 35−40 дней встают на ноги. После этого еще с месяц остаются в гнезде на попечении родителей.
Хотя черные аисты живут обособленно, но к отлету часто примыкают к стаям белых аистов и вместе летят на зимовку.
В Беларуси аист (бел. «бусел») — особо почитаемая птица, это символ страны. Он пользуется большой популярностью в народе, с ним связано множество легенд и поверий, которые в основном являются красивым вымыслом. Аист для белорусов — практически священная, неприкосновенная птица.
Почему белый аист — не совсем белый?
В давние времена в одной деревне вместе с людьми дружно жили белые аисты, даже помогали присматривать за малыми детьми, пока крестьяне работали в поле. И вот однажды в засуху начался сильный пожар, грозивший уничтожить все крестьянские постройки. Смелые птицы первыми заметили это и стали выносить из домов детей, прикрывая их крыльями от жара и пламени. Подоспевшие люди потушили огонь. А аисты в тот день обожгли себе клювы и ноги — они стали красные, а обожженные крылья почернели по краям. С тех пор внешний вид птиц остался таким — как память о совместном противостоянии стихии.
Откуда появился черный аист?
Когда-то давным-давно на белорусской земле были только белые аисты. Селились они всегда рядом с жильем человека, жили с ним в согласии и дружбе. И вот в одной деревне аисты построили свое гнездо на высокой липе, которая росла возле самого дома. Каждую весну они возвращались в свое гнездо из дальних стран и приветствовали радостным клекотом родные места и хозяина того дома, возле которого жили. Только человек этот был жестоким, завистливым и ленивым. Он ненавидел аистов за их трудолюбие и хозяйственность. Он со злобой наблюдал, как взрослые птицы выкармливают и растят своих птенцов, окружая их нежностью и заботой. И радовался, только когда аисты печально прощались с родными просторами, отправляясь на зимовку в дальние края. Радовался и надеялся, что они больше не вернутся — погибнут где-нибудь на пути в дальние страны…
Но каждую весну эта пара возвращалась к своему гнезду. И однажды человек не выдержал, дал волю своей ненависти и поджег липу, на верхушке которой находилось гнездо. Старая липа сгорела вместе с гнездом, в котором находились беспомощные птенцы. В отчаянии аисты бросались в пламя, пытаясь помочь своим малышам, но спасти так и не смогли. Их перья почти полностью почернели от ожогов.
С болью от непоправимого горя эти аисты навсегда покинули людей и поселились в самой непроходимой лесной глуши. С тех пор и дети у них тоже стали черными. И по сей день черные аисты несут в себе огромную обиду на человека, избегают встреч с ним и живут подальше от населенных пунктов — в труднодоступных местах.
Интересные факты:
Орнитологи заметили, что белые аисты периодически проводят своего рода «чистку рядов», убивая слабых, нежизнеспособных сородичей.
Гнезда аисты строят капитальные, используя их потом многие годы. Например, в Германии зафиксирован случай, когда гнездо, сооруженное в середине 16 века, прослужило аистам до 1930 года.
Одна из самых больших в мире популяций Черного аиста обитает в Беларуси, в заказнике Званец (Брестская область).
В зоопарках предпринимались попытки скрестить белого и черного аистов и получить гибридное потомство. Но это оказалось невозможным из-за сильного различия в брачных ритуалах этих видов.
shkolazhizni.ru
Определение и отличия журавля, аиста и цапли
Зрение человека порой не замечает незначительные детали, которые отличают одно от другого. Чаще всего это происходит когда наш ум следует определенной стратегии и сосредотачивается на всей картине, а не на ее частях. Люди, которые нечасто видят птиц, не различают их именно из-за этого обмана зрения. Причем ошибки допускаются в основном в определении водных птиц. В статье попробуем разобраться в чем отличия аиста, журавля и цапли?
Определение аиста
Аист – странствующая (перелетная) птица больших размеров, имеет длинные ноги, такую же шею и клюв. У него огромные, красивые крылья, длина которых может превышать два метра. Принадлежит эта птица к отряду Аистообразных, семейству Голенастых. Аисты за год могут преодолеть огромные территории. Представителей этого семейства можно встретить на всех континентах, но чаще всего поселяются они в странах тропической зоны, в жарких и умеренных широтах. Наиболее известный из них – это белый аист, возраст которого может достигать 20 лет.
Крылья аиста покрыты белыми перьями, а по краям темными. Это одно из главных внешних отличий аиста от журавля, у которого оперение практически полностью серое. Проживая в гнездах, птицы предпочитают открытые пространства и близость водоемов. Их рацион включает в основном небольших позвоночных. Однако аисты не будут отказываться и от змей, лягушек и жаб. Черви, насекомые, земноводные, мелкие грызуны и рыбы – настолько разнообразно меню питания этих требовательных птиц.
Журавль – крупная перелетная птица
Эти птицы принадлежат к семейству Журавлиных, которое насчитывает около 15 видов по всему миру. Их представителей можно встретить в Северной Америке, Австралии, Азии и Европе. Отличаются эти птицы длинными серыми ногами. На фото можно увидеть отличия аиста и журавля. Хорошо видно, что эту птицу украшает серовато-белое (реже красное оперение). Его клюв короткий, желтоватого цвета. Узнаваемой особенностью журавля является маленькая цветная голова и длинная черно-белая шея. Особенно впечатляет короткий перистый хвост. В отличие от аиста, журавль более крупный.
Цапля – пернатый житель болот
Цапля – большая болотная птица из семейства Цаплевых. У нее очень длинные ноги, а вытянутая шея имеет изогнутую форму, так похожую на английскую букву S. Журавли в основном обитают рядом с водой, но отлично адаптируются к другим условиям. Живя в холодных районах, птицы летят на юг на зиму и возвращаются в середине весны. Активность проявляют не только днем, но и ночью.
Наиболее распространенным представителем этого вида является серая цапля. Птица питается исключительно животными. Будучи очень ловким, хищник съедает каждого, кто не в силах за себя постоять. В связи с местом обитания, рацион цапли состоит из рыбы, различных мелких позвоночных, моллюсков и ракообразных. В довольно больших количествах они уничтожают наземных животных: грызунов, лягушек, змей и т. д.
Отличия цапли, журавля и аиста: места обитания и особенности образа жизни
Внешний вид этих птиц отлично известен как взрослым, так и детям. Но в то же время их часто путают друг с другом. И неудивительно: между ними существует много общего. Но различий все же на порядок больше.
Цапли живут возле водных объектов, например, болот и водохранилищ, благодаря чему считаются умелыми пловцами. Во время охоты стоят на мелководье, зорко отыскивая добычу вокруг себя. Для своих гнезд выбирают скрытые от других глаз места: подтопленные кусты, тростник или камыш. Поскольку птицы являются довольно робкими, они селятся далеко от людей. Стоит отметить, что у них очень громкий и резкий голос, который часто используется во время полета.
Аисты предпочитают жить и строить свои гнезда на просторе. Их дом часто находится на холмах, ветвях деревьев или крышах домов. Эта птица далеко не робкая, часто оседает довольно близко от жилья людей. Аисты не связаны с водой, и могут захватывать еду с земли на ходу. К тому же они не умеют плавать и не имеют практически никакого голоса. Вместо того чтобы кричать, они громко стучат носом. Ночью птицы неактивны.
Журавль в отличие от аиста и цапли может гнездиться и на открытых пространствах, и возле водоемов на земле. Эти птицы не любят приближаться к людям, но и поодиночке не живут. Они всегда обитают в группах среди своих сородичей. Голосистые и могут исполнять брачные танцы, что другим водным птицам не свойственно. Очень грациозные.
Внешний вид
Цапли во время полета держат крылья параллельно тела, а также втягивают шею, которая в эти моменты похожа у них на букву S. Это небольшие легкие птицы, их рост в среднем составляет 110 см, вес 1,5-2,5 кг. Оперение у них в основном белого, реже бледно-белого цвета. На ногах имеется зазубренный ноготь, которым они расчесывают свои небольшие перышки. Цапли очень элегантные и аккуратные птицы.
Аисты летают с прямой вытянутой шеей, зазубренный коготь у них отсутствует. Средний рост – 125 см, вес около 4 кг.
Оперение светлое, но на концах крыльев имеются черные перья. Хотя есть виды, которые полностью покрыты черными перьями.
У журавлей при полете отмечаются резкие движения крыльев, которые они располагают над телом, тяжелая шея у них при этом согнута как у цапли, но задние лапы вытянуты назад.
Можно увидеть какой разный цвет перьев у этих птиц на представленных в статье фото: отличия аиста, журавля и цапли очень заметны. У журавлей перья имеют белый, серый цвет, а голова, шея и хвост – черный. К тому же клюв у них значительно короче, нежели у их собратьев. По размерам они на порядок крупнее аистов.
fb.ru
Аист белый - птица счастья
Аисты принадлежат к отряду аистообразных семейства аистовых, к которому также относятся цаплевые и ибисовые. Наиболее известным представителем данного семейства является аист белый. Он известен по многочисленным преданиям и сказаниям.
С незапамятных времен белый аист считался почитаемой птицей, он ассоциировался с удачей, процветанием и счастьем. С белым аистом связано большое количество легенд и сказаний в Европе и на Востоке, где он выступает в роли хранителя семейного очага и защитника от нечистой силы. Ранее считалось, что прилетевший аист способствует появлению в семье долгожданного ребенка, поэтому на помощь этих птиц уповали бездетные семьи.
В связи с редуцированием голосовых связок у взрослых аистов практически отсутствует голос. Чаще всего можно услышать щелканье клювом, используемое для приветствия. Аист белый – птица красивая и достаточно крупная, его масса может достигать четырех килограммов. Размах крыла составляет до 205 сантиметров, а длина тела может достичь 120 сантиметров. Аист белый имеет длинную шею, длинные лапы и длинный клюв. Оперение самцов и самок (самки по размерам немного меньше самцов) одинаковое: они покрыты белыми перьями, исключение составляют черные крылья. Согласно народным преданиям, Бог наделил аиста белым оперением, а дьявол - черными крыльями, поэтому он символизирует вечную борьбу между добром и злом. Белые аисты живут довольно долго, их средняя продолжительность жизни может составлять до 20 лет.
Основной областью распространения птиц является Пиренейский полуостров, вся Европа, а также Северная Африка и Азия. Зимуют белые аисты в Индии и на Африканском континенте, а в Азию направляются многие птицы из Центральной Европы. Во время весеннего перелета им приходится пролетать по 200 километров в день. Главными миграционными путями белых аистов являются перелеты через Средиземное море, проливы Гибралтар, Босфор и Суэцкий перешеек. Там можно увидеть огромные скопления белых аистов на большой высоте весной и осенью.
Основой для питания белых аистов служат различные беспозвоночные и некрупные позвоночные, которых они добывают на суше и в воде. Мелкие млекопитающие, амфибии, рептилии, рыбы и насекомые - пища, которую очень любит эта птица. Белый аист поедает даже маленьких зайчат, что обуславливает его хищнический характер. Зачастую аисты употребляют несъедобные предметы, ошибочно принятые за еду, что приводит к закупорке пищеварительного тракта и гибели.
Основным местом поселения белых аистов являются крыши домов, хозяйственные постройки, редко – скалы и деревья. Многие белые аисты пользуются одними и теми же гнездами более века, передавая их из поколения в поколение. Они храбро защищают свои гнезда и птенцов от других птиц. Чтобы построить новое гнездо, птице требуется больше недели, поэтому аист белый часто ремонтирует старое место поселения. Гнездо может достигать внушительных размеров. Как правило, в кладке содержится четыре-пять яиц. Белые аисты насиживают яйца поочередно, и через месяц вылупляются беспомощные птенцы, которые становятся самостоятельными в возрасте 70 дней.
В настоящее время численность белых аистов с каждым годом сокращается в связи с химизацией и интенсификацией сельскохозяйственной продукции, вследствие чего происходит сокращение кормовой базы птиц.
fb.ru
Физкультминутка про птиц
Физкультминутка про птиц
Стая птиц летит на юг,Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями.)Чтоб скорее прилетать,Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее.)
Физкультминутка Птицы
Лебеди летят, крыльями машут (Дети машут руками)Прогнулись над водой, качают головой (Качают головой)Прямо и гордо умеют держаться (Распрямляют спину)Очень бесшумно на воду садятся (Садятся)
Физкультминутка Перелетные птицы
Птички прыгают, летают (Дети прыгают)Крошки птички собирают.(«клюют»)Пёрышки почистили,Клювики почистили (изображают)Птички летают, поют (машут руками)Зёрнышки клюют (наклоняются)Дальше полетелиИ на место сели (улетают», садятся)
Физминутка Скачет шустрая синица
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.) Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.) Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.) Вот присела на минутку, (Присели.) Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.) И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.) Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.) Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.) (А. Барто)
Про птиц
Мы кормушку смастерили.Мы столовую открыли.Воробей, снегирь - сосед,Будет вам зимой обед!В гости в первый день неделиДве синицы прилетели,А во вторник - снегири,Ярче утренней зари!Три вороны были в средуМы не ждали их к обеду.А в четверг со всех краев -Десять жадных воробьев.В пятницу в столовой нашейГолубь лакомился кашей.А в субботу на пирогПрилетело семь сорок
Физминутка Гимнастика для глаз
Птичка полетела вверх (дети поднимают глаза вверх)Птичка улетела вправо (смотрят вправо)Птичка улетела влево (смотрят влево)И спряталась на полу (смотрят на пол)
Пальчиковая гимнастика «маленькие птички»
Маленькие птичкиПтички невеличкиПо лесу летаютСемена собираютВот буйный ветер налетелПтичек унести хотелПтички спрятались в дуплоТам и сухо и тепло (дети выполняют действия в соответствии со словами)
Физкультминутка «Снегири»
Снегири летят, крыльями машут.Им на месте не сидится,Завертелись как волчок ,Прыг — скок, прыг — скок.Полетели пообедать,Но кругом лишь снег да снег.Хорошо, что им кормушку,Сделал добрый человек!
Физкультминутка Аист(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)— Аист, аист длинноногий,Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)— Топай правою ногою,Топай левою ногою,Снова — правою ногою,Снова — левою ногою.После — правою ногою,После — левою ногою.И тогда придешь домой.
Вышли уточки на луг Вышли уточки на луг, Кря-кря-кря! (Шагаем.) Пролетел веселый жук, Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.) Гуси шеи выгибают, Га-га-га! (Круговые вращения шеей.) Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.) Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.) Шарик тоже зарычал, Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.) Зашептал в воде камыш, Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.) И опять настала тишь, Ш-ш-ш. (Присели.)
Цапля
Цапля серая носатая (руки к носу)Целый день стоит, как статуя (руки на пояс, лопатки свести)На одной ноге постой-ка , (руки на поясе поднимаем левую ножку)Если ты солдатик стойкий.А теперь постой на правой, (руки на поясе, поднимаем правую ножку)Если ты солдатик бравый.Цапля серая носатая, (на двух ножках, руки к носЦелый день стоит, как статуя. ( руки на пояс)
Грачи
Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)Чёрные сидят грачи (присели)Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)Полетели, прилетели (летают)И опять все в гнёзда сели. (присели)
Птички
Птички начали спускаться,На поляне все садятся.Предстоит им долгий путь,Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд.)И опять пора в дорогу,Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями».)Вот и юг. Ура! Ура!Приземляться нам пора.
Птички в гнездышке сидят
Птички в гнездышке сидятИ на улицу глядят.Погулять они хотятИ тихонько все летят. (Дети «разлетаются», машут руками, как крыльями.)
Ну-ка, птички, полетели
Ну-ка, птички, полетели,Полетели и присели,Поклевали зернышки,Поиграли в полюшке,Водички попили,Перышки помыли,В стороны посмотрели,Прочь улетели. (Ходьба, переходящая в бег.)
Физминутка Лебеди
Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Лебеди летят,Крыльями машут, (плавные движения руками с большой амплитудой)Прогнулись над водой,Качают головой, (наклоны вперед, прогнувшись)Прямо и гордо умеют держаться,Тихо-тихо на воду садятся (приседания)
ucthat-v-skole.ru
Аист: птица спящая, на лету
Аист может спать в полёте До пятнадцати минут. Это вам не в самолёте В мягком креслице вздремнуть.
Он летит под облаками, И под крыльями страна С разноцветными лугами, Как на блюдечке видна.
Он свернуть не может с курса – Верно движется вперёд. Настоящее искусство Продолжать во сне полёт!
О. Аленкина
Людей всегда восхищали многодневные сезонные перелеты птиц. Как они ориентируются в воздухе, чем питаются, как отдыхают.… После многолетних исследований открылось множество удивительных фактов. В частности, как спят птицы. Чем же птицы еще больше удивили ученых?
Как спят птицы
Кажется, что все птицы спят стоя, при этом их голова спрятана под крыло, а иногда они поджимают ногу. На самом деле, так спит большинство пернатых. А перед вечерним сном птицы проводят совместные концерты, напевая понятный лишь им репертуар, а потом летят на места ночлежки.
Известны случаи, когда один вид птиц слетается со всего мегаполиса на ночлежку в одно место. И вечером, пошумев, покричав, они всей неописуемо огромной стаей ложатся спать. Такая картина наблюдается в Москве, именно так поступают местные вороны, отправляясь спать на Вороново поле. Но некоторые птицы имеют свои, экзотические пристрастия в отдыхе.
Многие животные и птицы почти треть своей жизни проводят в странном состоянии - пассивное бодрствование при полной неподвижности – или спят или нет. В таком состоянии регулярно пребывают куры.
Особенности отдыха некоторых птиц
Кроме этого, многие птицы отдыхают в воздухе! Способность отдыхать в полете наблюдается у многих птиц. Так, стрижи могут расслабляться, отдыхать, скользя по ласковым потокам теплого воздуха.
А странствующий альбатрос, например, почти всю свою жизнь проводит в воздухе (5-6 лет), а вот спит он на волнах, и их высота и сила не мешают ему положить голову под крыло и подремать!
Лихорадка перед полетом
Когда ученные приступили к изучению птиц перед полетом, они определили, что им присуща излишняя тревожность. Словно они волнуются, подобно человеку, перед дальней дорогой. Они постоянно в делах, почти не отдыхают. За это предполетное время птица даже теряет в весе. Получается, что в полет они отправляются совсем не отдохнувшие.
Клин летит – аист спит!
Интересные результаты были получены при изучении поведения аистов в полете! Оказывается, аист -птица спящая на лету.Чтобы определить, что происходит с летящим ключом, ученые прикрепили на грудь птицам специальные чувствительные датчики, которые регистрировали деятельность сердца. И получили неожиданные результаты. В определенный промежуток времени, продолжительностью 10-15 минут, сердце замедляло свою работу так же, как и во время сна. После этого показатели возвращались в норму. То есть, во время полета аист спит.
Для этого птица перемещается внутрь стаи, и, продолжая лететь, дремлет. А ритмичный шелест крыльев летящих рядом собратьев и их крики позволяют не потеряться и не упасть. За это недолгое время аист восстанавливает силы и вновь возвращается в крайние ряды, а его место занимает следующий соня. Такая смена караула происходит постоянно, и это позволяет птицам делать лишь очень короткие перерывы в полете.
Подробное изучение животного мира позволяет открыть удивительную приспосабливаемость живых организмов к тем условиям, в которых они живут или регулярно пребывают. Подобное совершенство и самоорганизация еще не доступны человеку. Уровень инстинктов и способность к выживанию у диких животных и птиц по-прежнему удивляет ученых всего мира, а их способность ориентироваться в пространстве все еще более совершенна, чем самый современный компьютер или прибор навигации!
www.8lap.ru
Перелетные птицы, конспект занятия по ознакомлению с природой
Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе, тема: «Перелетные птицы»
Автор занятия: воспитатель высшей категории Сорокина А. М., г. Тольятти.
Цели:
1. Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.3. Упражнять детей:- в образовании сложных прилагательных;- в составлении сложноподчиненных предложений.4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.
Оборудование:
Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.
Ход занятия:
1. Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева:
Скучная картина!Тучи без конца,Дождик так и льется,Лужи у крыльца,
Чахлая рябинаМокнет под окном;Смотрит деревушкаСереньким пятном.
Что ты рано в гости,Осень, к нам пришла?Еще просит сердцеСвета и тепла.
- Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/
- Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/.- А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/.- Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/.- Отгадайте, пожалуйста, загадки:
1. Эта птица никогдаДля птенцов не вьет гнезда./Кукушка/
- Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/. Отгадайте следующую загадку.
2. Под крышей я леплю гнездоИз комочков глины.Для птенчиков стелю на дноПуховую перину./Ласточка/ /включается аудиозапись/
3. Это старый наш знакомый:Он живет на крыше дома -Длинноногий, длинноносый,Длинношеий, безголосый.Он летает на охотуза лягушками к болоту./Аист/ /аудиозапись/
- Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.- Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/.- У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/- Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/.- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.
Физминутка «Птицы»
/загибаются пальцы обеих рук/
Пой–ка, подпевай-ка,Десять птичек – стайка,Эта птичка – воробей,Эта птичка – совушка,Сонная головушка.Эта птичка – свиристель,Эта птичка – коростель,Эта птичка – скворушка,Серенькое перышко.Эта – зяблик,Эта – стриж,Эта – развеселый чиж.Ну а эта – злой орлан,Птички, птички, по домам./руки за спину/
Упражнение «Отгадай и присядь»
- Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.
Упражнение «Скажи одним словом»
- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.
У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.
Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»
Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.
Анализ занятия:
- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?- О каких новых перелетных птицах вы узнали?- Что интересного мы узнали о кукушке?- Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!Самым активным ребятам я даю призы.
Скачать конспект занятия «Перелетные птицы»
vospitatel.com.ua