Первые детские журналы. Картинка чиж для детей


«Мурзилка», «Пионер», «Ёж», «Чиж», «Новый Робинзон», «Северное сияние».

Детские журналы были настоящим окном в мир для советских школьников: в них публиковались и веселые истории, и серьезная литература, и занимательные задачки, и развивающие конкурсы. Каждый журнал советской эпохи так или иначе выполнял и воспитательную функцию — на их дидактических публикациях росло поколение будущих советских граждан. Вместе с порталом «Культура.РФ» листаем архивные подшивки и знакомимся с главными детскими героями довоенной эпохи.

«Северное сияние» (1919–1920)

Обложка журнала «Северное сияние», № 10-12, 1919 г. Фотография из архива оцифрованных материалов Национальной электронной детской библиотеки.

Оглавление журнала «Северное сияние», № 10-12, 1919 г. Фотография из архива оцифрованных материалов Национальной электронной детской библиотеки.

Стрница журнала «Северное сияние», № 10-12, 1919 г. Фотография из архива оцифрованных материалов Национальной электронной детской библиотеки.

Максим Горький. Фотография: citaty.mira5.com

Журнал «Северное сияние», детище Максима Горького, был самым первым советским изданием для детей от 9 до 12 лет. Материалы в нем допускались исключительно идеологически верные. Например, «Северное сияние» публиковало очерки о боевых буднях рудокопов в Средней Азии; стихотворение «Завоеванные дворцы» — о дворцах, которые после революции принадлежали не царям, а народу; антирелигиозный рассказ «Яшка» об отчаянном красноармейце, отказавшемся от рая, чтобы вернуться на землю воевать за правое дело. Именно на такой литературе, а не на волшебных сказках, по мнению создателей журнала, должны были воспитываться дети новой страны.

Журнал выходил в Петрограде совсем недолго, около двух лет. Оформление выпусков было аскетичным и скромным: графические черно-белые иллюстрации разбавляли две колонки текста. Несмотря на это, «Северное сияние» достаточно быстро завоевало свою аудиторию, и в 1920 году журнал выходил тиражом в почти 1500 экземпляров. Однако это не спасло его от закрытия: в период Гражданской войны на постоянный выпуск детского журнала в городе элементарно не хватало бумаги.

«Новый Робинзон» (1923–1925)

Обложка журнала «Новый Робинзон», №12, 1924 г. Фотография: violity.ru

Обложка журнала «Новый Робинзон», №8, 1926 г. Фотография: violity.ru

Страница журнала «Новый Робинзон». Фотография: expositions.nlr.ru

Самуил Маршак. Фотография: polit.ru

Этот легендарный советский журнал первоначально выходил под названием «Воробей», но такое название издатели посчитали слишком легкомысленным. Новое, более серьезное, журнал получил в 1924 году и прославился именно с ним.

«Новый Робинзон» издавался на базе ленинградской студии детской литературы, которой руководил Самуил Маршак. Знаменитый детский поэт привлек в журнал молодых и талантливых литераторов, которые впоследствии стали классиками детской книги: Виталия Бианки, Бориса Житкова, Евгения Шварца.

Тексты в «Новом Робинзоне» были менее ангажированы, чем в «Северном cиянии». Редакция под руководством Маршака понимала, что дети нуждаются в веселом и интересном издании. Поэтому журнал публиковал научно-популярные очерки, рассказы о природе, юмористические стихи и заметки. Давал он слово и самим молодым читателям: публиковал письма «деткоров», то есть «детских корреспондентов» об их жизни и увлечениях, а также отзывы на сам журнал. Смелый дизайн «Нового Робинзона» был под стать эпохе нэпа и складывался под влиянием конструктивизма в живописи: яркие цветовые сочетания, игра форм, шрифтов и эксперименты с композицией.

Журнал закрылся в 1925 году после очередной волны критики со стороны Российской ассоциации пролетарских писателей за «свободный нрав».

«Ёж» (1928–1935)

Обложка журнала «Еж», №9, 1928 г. Фотография: expositions.nlr

Обложка журнала «Еж», №1, 1928 г. Фотография: expositions.nlr

Фрагмент журнала «Еж». Фотография: expositions.nlr

Фрагмент журнала «Еж». Фотография: d-harms.ru

Журнал «Ёж» — в расшифровке «ежемесячный журнал» — был еще одним ярким проектом Самуила Маршака и неофициальным наследником «Нового Робинзона». В «Еже» творили поэты-обэриуты, не признававшие традиционные формы литературы, впервые публиковались Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Олейников и Николай Заболоцкий. Оформляли «Ёж» знаменитые советские художники Владимир Лебедев, Юрий Васнецов и Николай Радлов. Несмотря на то что журнал не отличался цветовым многообразием, он был богато иллюстрирован графикой и черно-белыми комиксами, для его оформления использовали разнообразные шрифты, силуэты и даже фотографии.

В первые годы журнал фокусировался не на идеологическом воспитании детей, а на юморе, увлекательных и познавательных текстах, стихотворных забавах. В «Еже» выходили рассказы о животных, о жизни африканских народов, об обычаях разных стран, о путешествиях к Северному и Южному полюсам. Детям предлагали подробные инструкции по созданию луков и рогаток, схемы для моделирования самолетов и дельтапланов. Идея коммунистического просвещения нашла в журнале оригинальное воплощение: вместо конъюнктурных пропагандистских текстов в нем публиковались письма от ребят-пионеров из советских республик и даже зарубежных государств. В них они сами рассказывали о жизни, о себе и о «благах социализма».

Тем не менее такого подхода было недостаточно. В 1935 году журнал закрыли после продолжительной травли в пролетарских изданиях, где его политику в области воспитания называли чуждой советским детям.

«Чиж» (1930–1941)

Обложка журнала «Чиж», №3, 1938 г. Фотография: expositions.nlr.ru

Фрагмент журнала «Чиж», №3, 1932 г. Фотография: expositions.nlr.ru

Евгений Шварц. Фотография: bel.kp.ru

Николай Олейников. Фотография: polit.ru

«Чрезвычайно интересный журнал» сначала выходил как приложение к «Ежу», но вскоре стал самостоятельным изданием. В первые годы его выпуском занималась команда «Ежа». Николай Олейников и Евгений Шварц, стараясь сохранить политику «Ежа», много внимания уделяли публикации неидеологических стихов, познавательных материалов и игр. Их адаптировали для читателей самого юного возраста. Например, в рубрике «Школа «Чижа» ребят учили аккуратно наливать молоко в стакан, резать хлеб и понимать, сколько времени показывают часы. Для развлечения публиковали ребусы, головоломки и инструкции, как сделать игрушки своими руками из подручных материалов.

Целевой аудиторией «Чижа» были дошкольники, поэтому журнал был богат на многообразные иллюстрации и малые литературные жанры, а также игровые тексты вроде писем от имени «толстяка-помидора» и «прямой моркови», которые мечтают попасть в суп к детворе. В оформлении художники отдавали предпочтение схематичным карикатурным иллюстрациям, акварельным наброскам и сатирическим зарисовкам. В «Чиже» выходили работы выдающегося книжного иллюстратора Владимира Конашевича, который прославился как автор классического оформления книг Корнея Чуковского, Агнии Барто и Самуила Маршака.

«Чиж» унаследовал дух свободы творчества обэриутов, они общались с детьми не с позиций пролетарского воспитания, а на равных, как с маленькими друзьями. Редакции тем не менее не удалось избежать партийного влияния — поэтому на страницах «Чижа» возникали политизированные материалы вроде сказки о маленьком Володе Ульянове или комикса о том, как Ленин приехал из-за границы и совершил революцию.

Журнал просуществовал до начала Великой Отечественной войны; в разное время в нем, помимо обэриутов, публиковались Георгий Дитрих, Тамара Габбе, Михаил Зощенко, Юрий Герман.

«Пионер» (1924–по настоящее время)

Обложка журнала «Пионер», №1, 1967 г. Фотография: bibliograph.ru

Фрагмент журнала «Пионер», 1925 г. Фотография: wordpress.com

Корней Чуковский. Фотография: bibliograph.ru

Константин Паустовский. Фотография: paustovskiy.od.ua

Этот журнал был напрямую адресован истинному советскому ребенку — пионеру. «Пионер» появился в середине 1920-х годов и выходил вплоть до начала 1990-х годов. Несмотря на тенденциозность своего названия, ранний «Пионер» был ярким литературным изданием. Для него писали сильнейшие детские авторы эпохи — Корней Чуковский, Самуил Маршак, Константин Паустовский, Лев Кассиль, Валентин Каверин, Агния Барто. Была в журнале и особая рубрика «Кораблик», в которой уже сами читатели делились своим творчеством.

Издание полностью соответствовало запросам эпохи: редакция отдавала предпочтение соцреалистическим текстам. В «Пионере» впервые были опубликованы повесть «Судьба барабанщика» Аркадия Гайдара, «Стихи о дяде Степе» Сергея Михалкова, «Старик Хоттабыч» Лазаря Лагина и многие другие произведения. Эта тенденция касалась и оформления издания: в журнале не было необычных авангардных иллюстраций — только реалистичные радостные советские пионеры, улыбающиеся дети из стран соцлагеря, героические комсомольцы и участники Гражданской войны.

«Мурзилка» (1924 — НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ)

Обложка журнала «Мурзилка», №6, 1994 г. Фотография из архива Национальной электронной детской библиотеки.

Обложка журнала «Мурзилка», №8, 1927 г. Фотография: little-histories.org

Фрагмент журнала «Мурзилка», №8, 1927 г. Фотография: little-histories.org

Художник Аминадав Каневский и придуманный им персонаж - Мурзилка. Фотография: murzilka.org

В отличие от своих старших товарищей, иллюстрированный журнал «Мурзилка» предназначался для самых маленьких читателей. Есть версии, что издание появилось еще до революции, но официальная дата выхода первого выпуска — 1924 год. Мурзилкой звали героиню журнала, дворовую собачку, которой художник Аминадав Каневский пририсовал шарф и шапочку. Журнал стал долгожителем и успешно существует до сих пор.

В «Мурзилке» всегда было много занимательных игр, легких инструкций по созданию игрушек и поделок. Как журнал для самых маленьких — тех, кто только учился читать, — «Мурзилка» был щедро иллюстрирован мастерами эпохи: Василием Ватагиным, Борисом Дехтеревым, Николаем Радловым и другими. Их работы отличались уникальностью авторских стилей, поэтому оформление журнала было весьма разнообразным. Рядом с карикатурными иллюстрациями стишков располагались реалистичные изображения растений и животных, игривые наброски хулиганов соседствовали с подробным детскими портретами.

Первые выпуски были насыщены и художественными текстами, соответствующими времени. Например, в первом номере «Мурзилки» был опубликован рассказ «Ванюшкино счастье» о вечно голодном и несчастном мальчике Ване, у которого слишком много работала мама. Помочь Ване решили дети из детского дома: они взяли его к себе, и зажил мальчик счастливо.

Много статей было посвящено советским героям — летчикам и морякам, часть материалов воспевала счастливую жизнь октябрят, которые мечтали поскорее вырасти и стать настоящими коммунистами.

Автор: Мария Соловьёва

www.culture.ru

Картинки птиц для детей - изучаем птиц для детей - запись пользователя наталья (loragrey) в сообществе Системно-векторная психология - Дети в категории "Почемучка" - истории о том, о сем

Для тех, кто хочет познакомить своих деток с миром птиц предлагаю изучить подборку моих материалов на тему птицы для детей.

Здесь собраны различные картинки с птицами, интересные материалы и задания на эту тему, которые понравятся любому малышу.

Материалы "Птицы для детей" предназначены, как для занятий дома, так и для занятий в детских садах, школах раннего развития и младших классах.

Они подойдут в зависимости от сложности для малышей от 1 года до 8 лет.

Задания направлены на развитие логики, внимательности, памяти, мелкой моторики пальцев рук, знакомства с окружающим миром, аккуратности, творчества и многого другого.

Выбирайте те задания и материалы, которые подходят именно для Вашего малыша. Не бойтесь экспериментировать и вносить новое в Ваши занятия.

Ваш ребенок познакомится с такими птицами, как черный дрозд, синичка, зяблик, малиновка, сорока, лазоревка, зеленушка, голуби и сизый голубь, чиж, скворец, пищуха.

Вы можете эти картинки птиц для детей разрезать на карточки или просто распечатать и повесить на видное для ребенка место. Время от времени подходить к плакату и изучать с ребенком различные виды птиц.

Второй вариант - Вы можете распечатать 2 экземпляра с птицами для детей, один экземпляр разрезать на карточки и соотносить с другим.

2. Карточки с картинками птиц для детей (нарисованные).

Ваш ребенок познакомится с такими видами птиц, как пересмешник, сизый голубь, утка, колибри, воробей, чайка, синица, ворона, молотильщик.

Если Ваш ребенок еще плохо разговаривает, то расскажите ему сами, используя карточки для игры, рассказ о птицах, как они живут, чем они питаются, где они живут, кто их подкармливает и т.д. Все зависит от Вашей фантазии.

Такие игры развивают мелкую моторику, память, внимательность, знакомят малыша с окружающим миром.

3. Игра на развитие внимательности у ребенка. Здесь нужно найти лишнее в каждой строчке.

Источник: http://steshka.ru/kartinki-ptits-dlya-detey

воробьи дети голубей

www.babyblog.ru

Информация о журнале "ЧИЖ и ЕЖ"

"Чиж" и "Еж", журналы

"ЧИЖ" И "ЕЖ", дет. ежемес. журналы, выпускались членами "редакции Маршака" (С. Я. Маршак, Н. М. Олейников, Е. Л. Шварц, и др.). Ответств. ред. - Олейников. "Еж" ("Ежемес. журнал") выходил в 1928-35 (в 1930-32 - двухнед.), был адресован школьникам пионерского возраста. "Чиж" ("Чрезвычайно интересный журнал") выходил в янв. 1930 - июне 1941 (первонач. как приложение к "Ежу"; до 1932 ред. - Г. Дитрих), предназначался для совсем маленьких читателей. "Ч." и "Е." сыграли большую роль в становлении отеч. дет. лит-ры, их создатели видели свою гл. задачу в развитии у детей любознательности, интереса к окружающему миру, восприятия природы, худож. вкуса и языкового чутья. Печатались произв. К. И. Чуковского, В. В. Бианки, Б. С. Житкова, Шварца, Олейникова, Д. Хармса, А. И. Введенского, Ю. Д. Владимирова, М. М. Зощенко, М. М. Пришвина, О. Ф. Берггольц, Ю. П. Германа, Л. Пантелеева, А. Н. Толстого, Н. А. Заболоцкого, В. В. Маяковского, др. Значит. внимание уделялось изобразит. ряду, в журналах сотрудничали художники, чьи иллюстрации стали классич. образцами оформления изданий для детей: В. В. Лебедев, В. М. Конашевич, Н. А. Тырса, Е. И. Чарушин, А. Ф. Пахомов, Н. Э. Радлов и др. Ред. располагалась в "Доме книги". При "Е." действовал дет. творч. кружок.

Лит.: Рахтанов И. А. Рассказы по памяти. 3-е изд., доп. М., 1971. С. 109-144; Олейников А. Н. Поэт и его время // Олейников Н. М. Пучина страстей. Л., 1990. С. 26-50.

Журналы ЁЖ и ЧИЖ В 20-30-е годы в нашей стране была создана разветвленная сеть детских газет и журналов, перед которыми стояла задача, не имевшая аналогов в практике мирового общежития, - формировать мировоззрение человека нового советского типа, эффективно влиять на развитие личности будущих строителей общества социальной справедливости.

В 1922 г. создается пионерская организация. С этого времени начинается эпоха детских пионерских журналов, иные не предусматривались. Создатели журналов смотрели на ребенка, прежде всего как на будущего строителя коммунизма, стремились с детства привить верность идеям правящей партийно-коммунистической верхушки.

В 1922 г. в Москве и 1923г. в Петербурге вышли два однотипных журнала «Юные товарищи» и «Барабан», посвященные организаторским вопросам пионерского движения. Это были первые советские общественно-политические журналы для детей. Просуществовали они около года, основная тематика - организационные вопросы пионерского движения.

Многочисленные периодические издания того времени - «Юный Спартак», «Ленинские искры», «Пионер», «Барабан», «Новый Робинзон», «Дружные ребята» и многие другие - выполняли грандиозный заказ времени с пылом, который бывает сродни лишь эпохам великих революционных преобразований.

Тем не менее, выдержать конкуренцию с ленинградскими журналами «Еж» (1928- 1935) и «Чиж» (1930-1941) не в состоянии было ни одно детское периодическое издание тех лет. Более того, писатель Николай Чуковский утверждал даже, что «никогда в России, ни до, ни после, не было таких искренне веселых, истинно литературных, детски озорных детских журналов»

Читать далее...

И еще 4 страницы

Чиж и Ёж №35-36Вот под такой обложкой с репродукцией картины Петрова-Водкина...

Немного о питерских журналах для детей

Еще один штрих к портрету города, еще одна самостоятельная тема для работы – журналы города на Неве. И первое, что приходит на ум в связи с названной темой, – не самая светлая страница нашей истории – Постановление ЦК ВКП (б) «О журналах “Звезда” и “Ленинград”», внесенное в школьные и вузовские программы, дабы не одно поколение учило, что Ахматова «полумонахиня, полублудница, которая мечется между молельней и будуаром». А журнал «Аврора», снова после перерыва выходящий? Вы помните историю, как взлетел чуть не до миллиона тираж журнала, когда в юбилейном, «брежневском» номере, посвященном 75-летию «дорогого Леонида Ильича», как нарочно на 75-й странице, появился рассказ Голявкина «Юбилейная речь»?

А журналы для детей, выходившие в Ленинграде? Знаменитые «Новый Робинзон» (впоследствии трансформировавшийся в знаменитый детский отдел Госиздата), «ЕЖ» («Ежемесячный журнал») и «ЧИЖ» («Чрезвычайно интересный журнал»), где работали Николай Олейников, Евгений Шварц, Ираклий Андроников, печатались Даниил Хармс, Александр Введенский, примыкавшие к литературной группе «Обериу» – «Объединение реального искусства» (Заболоцкий, Хармс, Введенский, Бахтерев, Разумовский, Вагин). Ведь это еще одна страница истории, трагическая страница. О чем пела Вероника Долина:

Как канули во тьмувсе алеуты,так канули в дымуобэриуты.Как будто бы жилотакое племя.Но время их прошло,ушло то время.

Фасон широких шляпих выдал.Весь мир таких растяпне видел.Их вывели во дворпоодиночке,и не было с тех порот них ни строчки.

Где голы короли –опасны дети.Глядят на нас с Земли –а мы в ответе.Зачем глядишь, дитя,так ясно?Все, сорок лет спустя,напрасно.

Покуда голый задлюдей дурачит –ребенок невпопадзаплачет.Покуда твердый лоблюдей морочит –ребенок все поймети напророчит.

Беспечные чижи,стрекозы!Уж не страшнее лжиугрозы.Где певчие дрозды,синицы?Запали, как пруды,глазницы.

Преданья островов тех,Алеутских –преданья островов обэриутских.Но жив же алеутна свете –и жив обэриутв поэте.

Недавно начал выходить журнал «ЧЁ» – (Чиж и Ёж), его учредитель – Государственное издательство детской и юношеской литературы «Лицей». В журнал даже вернулись Умная Маша и Глупый Витя (персонажи тех журналов).

С 1936 года издается журнал «Костер» с подзаголовком «Журнал веселых и любознательных». Этот журнал – долгожитель, принципы которого были заложены еще первым главным редактором – Самуилом Яковлевичем Маршаком. А из новинок – журнал «Окно» с подзаголовком «Твой новый журнал».

И наконец, предмет «белой зависти» московских краеведов – петербургский детский журнал «Автобус». Журнал о Петербурге, отдельные номера – тематические (посвященные Русскому музею, тем или иным императорам). Немало материалов об Эрмитаже. В журнале есть постоянная рубрика – «Страница главного художника города». А на полях в каждом номере – Петербургский словарь. Например: А – Автово, Б – Бочарная слобода, В – Веселый поселок, Г – Галтеев остров и т.д.

Идея создания Петербургской азбуки нам кажется весьма перспективной!

Татьяна Назарова

"ЧЁ"Чиж и Ёж - журнал для детейвыпуск первый 2000

 

Мы были знакомы с Генрихом Сапгиром столько же времени, сколько на свете прожил Пушкин - ровно 37 лет, и о чём только за эти годы ни говорили с Генрихом - о стихах и при-ключениях, о войнах и путешествиях, о гаданиях и книгах. А вот последний наш разговор был о "Чиже и Еже". Я привёз в Москву два первых номера нашего журнала специально для того, чтобы показать их Генриху Вениаминовичу. Очень хотелось, чтобы в "ЧЁ" появились его новые стихи, да и вообще - чтобы он присоединился к нам. Вот уж три поколе-ния детей выросли на стихах Сапгира, их будут читать наши дети и внуки. Читать и смеяться, и грустить, и играть словами "по-сапгировски". "Чиж и Ёж" Сапгиру очень понравился. Он сказал: "Пусть это будет и мой журнал". И обещал прислать нам первые же стихи для детей, которые напишет. Стихи он на-писал, но сам не успел прислать их, потому что ушёл из жиз-ни через неделю после нашего разговора. Он ехал в троллейбусе на вечер поэзии, где должен был выступать. Вдруг ему стало плохо - не выдержало сердце. Когда-то Генрих говорил о том, что главное богатство поэта - это сердце. И что никакая смерть не сможет отнять этого богатства. Так и выш-ло - его уже нет с нами, но стихи его живут, вот они.

Виктор Кривулин

 

 

ГЕНРИХ САПГИР

Из новой книги "Кискины записки"

 

***

Ятрехцветная кошкаНастурция.Моя родина — не Персия,не Турция.Сижу в уголочке,Пишу эти строчки.Читайте кискиМои записки.

 

***

Мяу! Наконец тепло. Весна. В апреле кошкам не до сна. Не понимаю, как в апреле Ребята могут спать в постели.Гуляли бы себе по крышам Под месяцем большим и рыжим.

 

***

Прыжок без парашюта С восьмого этажа! Живая почему-то. Вернулась, вся дрожа.Нет, не верю случаю.Может я — летучая

 

***

Из книги “Дети в саду”

 

1.в дет садудети в крова кто уплывакто улета все на видуа воспита гладит котавдруг воспита крикнул: встава

 

2.

в дет садудети вскочичижики-чиробышки-вокто кого!кавые глазтателю сказ- А Петя спион – матросон описвесь матрас

 

3.

в дет садусняли штанивсе как однион опоздаи замарав дет садупо коридосидя в рядувсе дружно дуголову всуможно егоя нарису?

так хорошо?вот голова сверху горшо Петя не плаэто коров красный горо

 

4.

в дет саду140 дуПетя бунтуна третьем годувсе гулягде им веляделают токазано что время поспавремя посраПетя бы ра Петя не мо Петя! ура сделай им моморе им сделай!

det-magazines.livejournal.com


Заказ товара:

Статуэтки фарфоровые Услуги доставки Для собак Для птиц Для лошадей Для кошек Для грызунов Ветаптека Бутик