Когда возвращаются с юга перелетные птицы. Когда с юга возвращаются птицы


Когда возвращаются с юга перелетные птицы

Когда возвращаются с юга перелетные птицы - страница №1/1

Тема урока: Когда возвращаются с юга перелетные птицы

Цель урока: формирование знаний учащихся об изменениях в жизни птиц с приходом весны; учить детей устанавливать причинно-следственные связи между образом жизни птиц, средой обитания и особенностями построения гнезд;

закрепить представление детей о характерных признаках весны, показать связь весенних изменений в неживой и живой природе; выявить причинно-следственные связи между неживой природой и жизнью птиц весной;

развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы, способствовать развитию внимания, логического мышления, умения работать с учебником;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание охранять птиц и помогать им, формировать гуманное отношение к птицам.

Оборудование:

  • Компьютер.
  • Проектор
  • Рабочие листы с заданиями для учащихся.
  • Карточки с изображением птиц.
  • Записи голосов птиц
  • Скворечник
Формы работы: фронтальная, групповая, работа в парах.

Методы:

  • Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение.
  • Применение ИКТ.
  • Групповые.
  • Проблемно-поисковые.
Слайд 1)

І. Оргмомент

– Ребята, у нас на уроке сегодня гости. Я желаю вам быть радушными хозяевами и работать так, чтобы всем было интересно!

ІІ. Проверка знаний

  1. Минутка синоптика
  2. Индивидуальный опрос
Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Тела их обтекаемы, чтобы было легче плавать. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд. Спинной плавник не даёт ей опрокинуться на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает
  1. Фронтальный опрос
- Когда начинается период размножения у рыб?

- Что такое нерест?

- От чего зависит период нереста у рыб?

- В каких местах водоема нерестятся рыбы?

- Какие изменения происходят у некоторых рыб в период нереста?

- Почему почти все рыбы выметывают большое количество икринок?

- Как рыбы заботятся о своем потомстве?

- Какая опасность может подстерегать мальков в водоеме?

- Как люди заботятся о рыбах во время нереста?

ІІІ. Актуализация опорных знаний

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка весною

в сени к нам летит.

  1. Беседа
– Ласточка – это птица. Вспомните отличительный признак птиц. (Птицы - это животные, тело которых покрыто перьями)

Слайд 4)

– По оперению мы обычно узнаем птиц. – А чем они еще отличаются? (Формой тела, клювом,  цветом, голосом …)

– Какие птицы остаются у нас зимовать? (Оседлые.)

– Какие птицы улетают осенью к югу?  (Перелетные.) – Какие птицы прилетают к нам зимой? (Зимующие.)
  1. Работа в группах. Игра «Третий лишний.»
– Распределите картинки с изображением  птиц на две группы.

Проверка

– Назови  оседлых птиц.

– Назови перелетных птиц. 

- Чем питаются птицы? (Семенами, насекомыми)

- Когда начинают возвращаться птицы из теплых стран? слайд

ІV. Сообщение темы и цели урока

  1. Отгадывание загадок.
Если речка голубая

Пробудилась от сна

И бежит, в полях сверкая,-

Значит к нам пришла … весна

Если снег везде растаял

И трава в лесу видна,

Прилетела птичек стая,-

Значит к нам пришла… весна

  1. Тема урока «Когда возвращаются с юга перелетные птицы. Весенние заботы птиц. Охрана птиц.»
  2. Определение цели урока
  • Давайте определим цели урока.На уроке вы узнаете, как птицы встречают весну, какие строят гнёзда, как заботятся о потомстве, какие птицы занесены в Красную книгу Украины.
  1. Физминутка о рыбах и птицях.
Что манит птицу - высота, высота!

Рыбам снится глубина, глубина!

Всё успеешь - не спеши, посчитай:

раз, два, три!

V. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Рассказ с элементами беседы о весенних изменениях в жизни птиц с использованием презентации.

Ещё лежит снег, а зимующие птицы почувствовали приближение весны. Синицы запели, как будто зазвенели в серебряные колокольчики.(голос синицы) Весело зачирикали воробьи. А дятел в лесу начал стучать в свой барабан. Дятел стучит по сухому сучку клювом, и звук разносится далеко по лесу. (голос дятла) Этот звук заменяет дятлу весеннюю песню. Возвращаются из тёплых краёв перелётные птицы. Теперь для них снова достаточно корма: появились насекомые, а там, где растаял снег, можно найти прошлогодние плоды и семена.

- Угадайте, какие птицы возвращаются к нам весной?

Всех перелётных птиц черней,

Чистит он пашню от червей.

Взад – вперёд по пашне вскачь

А зовётся птица …грач.

Время прилёта – март.

Грачи прилетают раньше других птиц. Считается, что с их прилёта и начинается у нас весна.

До чего ж неугомонны

И в работе горячи

Наши новые соседи—

Черномазые грачи!

Гнездятся грачи колониями, устраивая на деревьях по нескольку больших гнёзд. Члены колонии знают друг друга, живут шумно и дружно.

"Грачи прилетели" Алексея Саврасова - чудесная картина. Еще зима. Целая стая веселых птиц расселись по деревьям и без умолку твердят свою радостную весть о близости весны... Вестники тепла галдят, суетятся, обновляя старые гнезда, свивая новые.

Он прилетает каждый год

Туда, где домик его ждёт.

Чужие песни петь умеет,

А всё же голос свой имеет. (Скворец)

Время прилёта- конец марта.

Сначала прилетают самцы. Они находят подходящее гнездо и начинают петь. Когда прилетают самки, самцы распевают особенно вдохновенно. Гнездятся эти птицы в самых разнообразных местах: в дуплах деревьев, в расщелинах, под крышами домов, в щелях глиняных построек, могут использовать гнезда других птиц или специально сделанные людьми домики-скворечники. Люди, стараясь привлечь к своим садам эту полезную птицу, развешивают скворечники, и скворцы охотно селятся в них. Скворцы полезны тем, что они уничтожают большое количество вредных насекомых.

– А какие птицы селятся в гнездах, которые для них делает человек? (Скворцы)

– Как называются их домики? (Скворечники) – Но их домики бывают заняты. А  занимают их воробьи. – Посмотрите, как бывает.

Инсценировка «Случай»

Этот случай был в апреле,                               А сейчас, под этой кровлей С юга птицы прилетели.                                  Для семьи гнездо готовлю Тает снег, а воробья.                                         И не тронусь, хоть убей! – Выгоняют из жилья.                                         Прочирикал воробей. – Убирайся вон, задира, –                                – Не упрямься! Мне в наследство Просвистел ему скворец.                                 Этот дом достался с детства. – Ни за что, моя квартира,                               Вылетай. Я не временный жилец!                                   Мой клюв остер Я тут вьюги и мороз.                                        А не то … Терпеливо перенес.                                          Но тут во двор Со скворечней Миша вышел,                         Охраняйте вместе сад. Быстро с нею влез на крышу,                         Только Миша слез долой, Тут же крепко привязал                                  Воробейка удалой И приветливо сказал:                                       В новый дом переселился – Я, друзья, сердечно рад,                               И  с соседом помирился.     

Проблема

– Как вы думаете, как скворечник укрепить на дереве? (Нельзя прибивать гвоздями, а привязать проволокой как можно дальше от земли)

Скворцы хорошо поют. (голос скворца) А еще умеют подражать голосам других птиц и скрежету машин или визгу тормозов.

Гнездо своё он в поле вьёт,

Где тянутся растения.

Его и песни, и полёт,

Вошли в стихотворение.

Хочет прямо полетит,

Хочет в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поёт. поёт.

Время прилёта – начало апреля.

Жаворонок

Прилетают жаворонки одновременно со скворцами,

даже бывает чуть раньше. Только скворцы летят молча,

а жаворонки прямо на лету весело поют.(голос жаворонка)

Жаворонок устраивает гнездовье в лугах, на травянистых опушках, но самым лучшим местом для устройства гнездовий для этих птиц являются поля, засеянные в озимых и яровых хлебах. Гнездо очень простое, строится оно в ямке на земле, среди травы. В качестве строительного материала полевой жаворонок использует стебли и корешки травы, внутри гнездо укладывается мягкой шерстью, собранной птицей, конским волосом и пухом. Гнездо маскируется очень тщательно, его трудно обнаружить.

Длинноногий, длинноносый.

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист)

Возвращаются аисты с юга рано - в марте, поэтому иногда страдают от холодов. Гнездятся на скалистых возвышениях, деревьях, крышах домов и даже на электрических столбах. Большое круглое гнездо строят из веток, а внутри выстилают сеном, травой, мхом. Высиживают яйца, выкармливают птенцов поочередно самка и самец. В народе говорят, что аисты приносят мир и счастье.

Эта птичка прилетает в наши края весной, когда ещё

холодно, зябко. За это и получила своё название. Зяблик

Прилетают зяблики в первых числах апреля и сразу же радуют нас своей песней . Продолжается песня зяблика всего несколько секунд, но повторяется много раз. Один зоолог подсчитал, что за 2 часа зяблик пропел 824 раза. (голос зяблика) Гнездо зяблик строит на дереве, размещая свою постройку обычно в развилке ствола. Стенки у него толстые и прочные. Гнездо глубокое и очень аккуратное. Оно ещё облицовано кусочками коры, лишайниками, что делает его почти невидимым.

Коршуны появляются в конце марта – начале апреля. Коршуны – хищные птицы. Занесены в Красную книгу Украины Гнездятся на хвойных деревьях. В начале мая самка откладывает 2-3 яйца величиной с куриное.Высиживает их одна самка.

Быстрой стрелкою летает,

Мошек в воздухе хватает. Хвостик вилкой, как рогатка, Это – ... ласточка – касатка

Ласточки прилетают позже других птиц. Время прилёта – май.Они пользуются не только большой известностью, но и заслуженной любовью. Это полезнейшие птицы. Количество мух, мошек и комаров, уничтоженных одной птицей в течение суток, достигает нескольких десятков тысяч. Гнезда ласточек очень интересно построены. Особенно хорошо строит гнездо городская ласточка. Она так искусно лепит из глины, смоченной собственной слюной, шарообразное гнездышко, что оно может оставаться целым в течение нескольких лет; прочность его очень велика. Птенцов выкармливают три недели

С ледоходом прилетает, Черным хвостиком мотает, Черный с белым хвостик узкий У изящной ... трясогузки

Он весной поет красиво,

Звонко, весело, игриво!

Угадай-ка поскорей,

Что за птичка? ... (голос соловья) Соловей

Соловьи прилетают в начале мая. Соловей – птица невидимка. Он не ярок, да ещё и осторожен. Соловьи, как и люди, долго учатся петь. Но лишь на третий год становятся певцами. Поет только соловей –самец. (голос соловья) Самцы устраивают маленькое гнездышко из сухой листвы, мха, тоненьких веточек на земле, где-нибудь под кустом.Самка откладывает 4-6 яиц темно-оливкового цвета, которые не заметны в густой траве.

(Звучит голос кукушки, дети узнают птицу по пению) Кукушка

Кукушка –птица насекомоядная и к тому же большая обжора. А главное – она поедает таких гусениц, которых другие птицы не едят. Ведь среди гусениц есть и волосатые, и ядовитые. А кукушка ест их все подряд. На земле известны 130 видов кукушек, но только 50 из них подбрасывают яйца в чужие гнёзда.

А кто же ещё возвращается к нам из тёплых краёв?

Реки, озера, пруды дают пристанище водоплавающим птицам. В начале апреля возвращаются к нам околоводные и водные птицы. Гнезда они строят из сухих стеблей камыша и пуха прямо на земле, в ямке под кустом. Это журавли, утки, чайки, лебеди.

Рассказ об охране птиц весной.

Правила друзей природы

1. Если случайно окажешься рядом

с гнездом птицы, не бери в руки

яйца или птенцов, сразу же уходи.

Иначе птицы – родители могут

насовсем покинуть гнездо.

2. Не лови и не уноси домой

здоровых птенцов. Их родители

рядом, хотя и не показываются

тебе на глаза. Они сами

позаботятся о своём потомстве

3. Если у тебя есть собака, не бери

её в лес весной и в начале лета.

Она легко может поймать плохо

летающих птенцов.

Все перелётные птицы весной возвращаются к себе на Родину. Они вьют гнёзда и выводят потомство.

Птицы – наши верные друзья и помощники. И мы, люди, должны охранять и беречь их.

Пусть живут в лесах, в садах

И поют нам птицы.

Ведь они для нас друзья

Соловьи, грачи, синицы.

Физминутка

В небе высоком птички летают,

В гнездышке в теплом они отдыхают:  Крылья сложили, глазки сомкнули За день налетавшись, тут же уснули. Солнышко встало, тепло улыбнулось:  «Доброе утро!» Птички проснулись.

VI. Осмысление, обобщение и систематизация знаний

  1. Работа с учебником, с.112-113
Прочитайте рассказ Синекрылой Сойки о том, как птицы весну встречают.

Ответы на вопросы:

- Какая главная забота у птиц весной?

-Какие птицы занесены в Красную книгу Украины?

2. Тестирование. Работа в парах.

Выберите правильные ответы на вопрос: «Какие заботы бывают у птиц весной?»

высиживают птенцов строят хатки
строят гнёзда уничтожают вредных насекомых
сушат грибы и ягоды готовятся к отлёту
откладывают яйца роют норки
ложатся в спячку  
– Что может сделать человек для птиц и чего он не должен делать? – У вас на столах, в память о нашем уроке лежит картинка с изображением птички. – Я буду читать вам лозунги, если это нужно делать для птиц, вы поднимаете птичку. – А если нет, то птичку не поднимаете.

1. Вывешивать скворечники весной.

2.  Стрелять из рогатки по птицам. 3. Помогать больной или раненой птице. 4. Разорять птичьи гнезда. 5. Подкармливать птиц ранней весной. 6. Уносить домой здоровых птенцов. 7. Подходить   близко к гнездам птиц. 8. Изучать птиц.

VII. Подведение итогов урока

Птицы – наши верные друзья и помощники. И мы, люди, должны охранять и беречь их.

Пусть живут в лесах, в садах

И поют нам птицы.

Ведь они для нас друзья

Соловьи, грачи, синицы.

Летать как птица, но знать, любить и беречь природу ты должен как человек!

Составление сенкана

  • Птицы
  • Перелетные, зимующие
  • Вернулись, гнездятся, поют
  • Приносят огромную пользу природе
  • Друзья!
– Пожалуйста, постарайтесь, что бы за всю  жизнь ваши руки не убили ни одного живого существа, а сердце было добрым ко всему, что бегает, прыгает, ползает, летает.

VIII. Домашнее задание ( с.112-113) читать и пересказывать

Задание по уровням:

достаточный уровень

1) Если птенец выпадет из гнезда, то:

а) нужно положить его назад в гнездо;

б) не подходить и не брать в руки, тогда родители сами позаботятся о нем;

в) отнести домой.

2) Птицы весной:

а) прячутся от холода;

б) улетают в теплые края;

в) строят гнезда, выводят птенцов.

3) Первыми прилетают из теплых краев:

а) скворцы;

б) грачи;

в) ласточки.

высокий уровень

1) Неутомимый певец, чей голос в мае далеко слышно:

а) аист;

б) ласточка; в) соловей.

2) Прилетают из теплых краев:

а) синички, дятлы;

б) сороки, воробьи;

в) ласточки, аисты.

3) Птиц нельзя беспокоить весной, так как они:

а) поют;

б) ловят насекомых;

в) выводят птенцов.

4) Две из этих птиц высиживают яйца. Третья –нет. Какая?

а) аист;

б) ласточка; в) кукушка.

5) Городская ласточка строит гнездо:

а) под крышей;

б) в кустах; в) на дереве.

Єнакієвський навчально-виховний комплекс №1

Єнакієвської міської ради

Конспект відкритого уроку з природознавства

на тему:

«Коли повертаються з півдня

перелітні птахи?»

Урок підготовлено і проведено

у 2-Б класі НВК№1 25.02.2014 р.

учителем початкових класів

Виборовою А.В.

shikardos.ru

Когда возвращаются с юга перелетные птицы

Тема урока: Когда возвращаются с юга перелетные птицы

Цель урока: формирование знаний учащихся об изменениях в жизни птиц с приходом весны; учить детей устанавливать причинно-следственные связи между образом жизни птиц, средой обитания и особенностями построения гнезд;

закрепить представление детей о характерных признаках весны, показать связь весенних изменений в неживой и живой природе; выявить причинно-следственные связи между неживой природой и жизнью птиц весной;

развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы, способствовать развитию внимания, логического мышления, умения работать с учебником;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание охранять птиц и помогать им, формировать гуманное отношение к птицам.

Оборудование:

  • Компьютер.
  • Проектор
  • Рабочие листы с заданиями для учащихся.
  • Карточки с изображением птиц.
  • Записи голосов птиц
  • Скворечник
Формы работы: фронтальная, групповая, работа в парах.

Методы:

  • Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение.
  • Применение ИКТ.
  • Групповые.
  • Проблемно-поисковые.
Слайд 1)

І. Оргмомент

– Ребята, у нас на уроке сегодня гости. Я желаю вам быть радушными хозяевами и работать так, чтобы всем было интересно!

ІІ. Проверка знаний

  1. Минутка синоптика
  2. Индивидуальный опрос
Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Тела их обтекаемы, чтобы было легче плавать. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд. Спинной плавник не даёт ей опрокинуться на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает
  1. Фронтальный опрос
- Когда начинается период размножения у рыб?

- Что такое нерест?

- От чего зависит период нереста у рыб?

- В каких местах водоема нерестятся рыбы?

- Какие изменения происходят у некоторых рыб в период нереста?

- Почему почти все рыбы выметывают большое количество икринок?

- Как рыбы заботятся о своем потомстве?

- Какая опасность может подстерегать мальков в водоеме?

- Как люди заботятся о рыбах во время нереста?

ІІІ. Актуализация опорных знаний

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка весною

в сени к нам летит.

  1. Беседа
– Ласточка – это птица. Вспомните отличительный признак птиц. (Птицы - это животные, тело которых покрыто перьями)

Слайд 4)

– По оперению мы обычно узнаем птиц.– А чем они еще отличаются? (Формой тела, клювом,  цветом, голосом …)

– Какие птицы остаются у нас зимовать? (Оседлые.)– Какие птицы улетают осенью к югу?  (Перелетные.)– Какие птицы прилетают к нам зимой? (Зимующие.)

  1. Работа в группах. Игра «Третий лишний.»
– Распределите картинки с изображением  птиц на две группы.

Проверка

– Назови  оседлых птиц.– Назови перелетных птиц. 

- Чем питаются птицы? (Семенами, насекомыми)

- Когда начинают возвращаться птицы из теплых стран? слайд

ІV. Сообщение темы и цели урока

  1. Отгадывание загадок.
Если речка голубая

Пробудилась от сна

И бежит, в полях сверкая,-

Значит к нам пришла … весна

Если снег везде растаял

И трава в лесу видна,

Прилетела птичек стая,-

Значит к нам пришла… весна

  1. Тема урока «Когда возвращаются с юга перелетные птицы. Весенние заботы птиц. Охрана птиц.»
  2. Определение цели урока
  • Давайте определим цели урока.На уроке вы узнаете, как птицы встречают весну, какие строят гнёзда, как заботятся о потомстве, какие птицы занесены в Красную книгу Украины.
  1. Физминутка о рыбах и птицях.
Что манит птицу - высота, высота!

Рыбам снится глубина, глубина!

Всё успеешь - не спеши, посчитай:

раз, два, три!

V. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Рассказ с элементами беседы о весенних изменениях в жизни птиц с использованием презентации.

Ещё лежит снег, а зимующие птицы почувствовали приближение весны. Синицы запели, как будто зазвенели в серебряные колокольчики.(голос синицы) Весело зачирикали воробьи. А дятел в лесу начал стучать в свой барабан. Дятел стучит по сухому сучку клювом, и звук разносится далеко по лесу. (голос дятла) Этот звук заменяет дятлу весеннюю песню. Возвращаются из тёплых краёв перелётные птицы. Теперь для них снова достаточно корма: появились насекомые, а там, где растаял снег, можно найти прошлогодние плоды и семена.

- Угадайте, какие птицы возвращаются к нам весной?

Всех перелётных птиц черней,

Чистит он пашню от червей.

Взад – вперёд по пашне вскачь

А зовётся птица …грач.

Время прилёта – март.

Грачи прилетают раньше других птиц. Считается, что с их прилёта и начинается у нас весна.

До чего ж неугомонны

И в работе горячи

Наши новые соседи—

Черномазые грачи!

Гнездятся грачи колониями, устраивая на деревьях по нескольку больших гнёзд. Члены колонии знают друг друга, живут шумно и дружно.

"Грачи прилетели" Алексея Саврасова - чудесная картина. Еще зима. Целая стая веселых птиц расселись по деревьям и без умолку твердят свою радостную весть о близости весны... Вестники тепла галдят, суетятся, обновляя старые гнезда, свивая новые.

Он прилетает каждый год

Туда, где домик его ждёт.

Чужие песни петь умеет,

А всё же голос свой имеет. (Скворец)

Время прилёта- конец марта.

Сначала прилетают самцы. Они находят подходящее гнездо и начинают петь. Когда прилетают самки, самцы распевают особенно вдохновенно. Гнездятся эти птицы в самых разнообразных местах: в дуплах деревьев, в расщелинах, под крышами домов, в щелях глиняных построек, могут использовать гнезда других птиц или специально сделанные людьми домики-скворечники. Люди, стараясь привлечь к своим садам эту полезную птицу, развешивают скворечники, и скворцы охотно селятся в них. Скворцы полезны тем, что они уничтожают большое количество вредных насекомых.

– А какие птицы селятся в гнездах, которые для них делает человек? (Скворцы)– Как называются их домики? (Скворечники)– Но их домики бывают заняты. А  занимают их воробьи.– Посмотрите, как бывает.

Инсценировка «Случай»

Этот случай был в апреле,                               А сейчас, под этой кровлейС юга птицы прилетели.                                  Для семьи гнездо готовлюТает снег, а воробья.                                         И не тронусь, хоть убей! –Выгоняют из жилья.                                         Прочирикал воробей.– Убирайся вон, задира, –                                – Не упрямься! Мне в наследствоПросвистел ему скворец.                                 Этот дом достался с детства.– Ни за что, моя квартира,                               Вылетай.Я не временный жилец!                                   Мой клюв остерЯ тут вьюги и мороз.                                        А не то …Терпеливо перенес.                                          Но тут во дворСо скворечней Миша вышел,                         Охраняйте вместе сад.Быстро с нею влез на крышу,                         Только Миша слез долой,Тут же крепко привязал                                  Воробейка удалойИ приветливо сказал:                                       В новый дом переселился– Я, друзья, сердечно рад,                               И  с соседом помирился.     

Проблема

– Как вы думаете, как скворечник укрепить на дереве? (Нельзя прибивать гвоздями, а привязать проволокой как можно дальше от земли)

Скворцы хорошо поют. (голос скворца) А еще умеют подражать голосам других птиц и скрежету машин или визгу тормозов.

Гнездо своё он в поле вьёт,

Где тянутся растения.

Его и песни, и полёт,

Вошли в стихотворение.

Хочет прямо полетит,

Хочет в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поёт. поёт.

Время прилёта – начало апреля.

Жаворонок

Прилетают жаворонки одновременно со скворцами,

даже бывает чуть раньше. Только скворцы летят молча,

а жаворонки прямо на лету весело поют.(голос жаворонка)

Жаворонок устраивает гнездовье в лугах, на травянистых опушках, но самым лучшим местом для устройства гнездовий для этих птиц являются поля, засеянные в озимых и яровых хлебах. Гнездо очень простое, строится оно в ямке на земле, среди травы. В качестве строительного материала полевой жаворонок использует стебли и корешки травы, внутри гнездо укладывается мягкой шерстью, собранной птицей, конским волосом и пухом. Гнездо маскируется очень тщательно, его трудно обнаружить.

Длинноногий, длинноносый.

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист)

Возвращаются аисты с юга рано - в марте, поэтому иногда страдают от холодов. Гнездятся на скалистых возвышениях, деревьях, крышах домов и даже на электрических столбах. Большое круглое гнездо строят из веток, а внутри выстилают сеном, травой, мхом. Высиживают яйца, выкармливают птенцов поочередно самка и самец. В народе говорят, что аисты приносят мир и счастье.

Эта птичка прилетает в наши края весной, когда ещё

холодно, зябко. За это и получила своё название. Зяблик

Прилетают зяблики в первых числах апреля и сразу же радуют нас своей песней . Продолжается песня зяблика всего несколько секунд, но повторяется много раз. Один зоолог подсчитал, что за 2 часа зяблик пропел 824 раза. (голос зяблика) Гнездо зяблик строит на дереве, размещая свою постройку обычно в развилке ствола. Стенки у него толстые и прочные. Гнездо глубокое и очень аккуратное. Оно ещё облицовано кусочками коры, лишайниками, что делает его почти невидимым.

Коршуны появляются в конце марта – начале апреля. Коршуны – хищные птицы. Занесены в Красную книгу Украины Гнездятся на хвойных деревьях. В начале мая самка откладывает 2-3 яйца величиной с куриное.Высиживает их одна самка.

Быстрой стрелкою летает, Мошек в воздухе хватает.Хвостик вилкой, как рогатка, Это – ... ласточка – касатка

Ласточки прилетают позже других птиц. Время прилёта – май.Они пользуются не только большой известностью, но и заслуженной любовью. Это полезнейшие птицы. Количество мух, мошек и комаров, уничтоженных одной птицей в течение суток, достигает нескольких десятков тысяч. Гнезда ласточек очень интересно построены. Особенно хорошо строит гнездо городская ласточка. Она так искусно лепит из глины, смоченной собственной слюной, шарообразное гнездышко, что оно может оставаться целым в течение нескольких лет; прочность его очень велика. Птенцов выкармливают три недели

С ледоходом прилетает, Черным хвостиком мотает, Черный с белым хвостик узкий У изящной ... трясогузки

Он весной поет красиво,

Звонко, весело, игриво!

Угадай-ка поскорей,

Что за птичка? ... (голос соловья) Соловей

Соловьи прилетают в начале мая. Соловей – птица невидимка. Он не ярок, да ещё и осторожен. Соловьи, как и люди, долго учатся петь. Но лишь на третий год становятся певцами. Поет только соловей –самец. (голос соловья) Самцы устраивают маленькое гнездышко из сухой листвы, мха, тоненьких веточек на земле, где-нибудь под кустом.Самка откладывает 4-6 яиц темно-оливкового цвета, которые не заметны в густой траве.

(Звучит голос кукушки, дети узнают птицу по пению) Кукушка

Кукушка –птица насекомоядная и к тому же большая обжора. А главное – она поедает таких гусениц, которых другие птицы не едят. Ведь среди гусениц есть и волосатые, и ядовитые. А кукушка ест их все подряд. На земле известны 130 видов кукушек, но только 50 из них подбрасывают яйца в чужие гнёзда.

^

Реки, озера, пруды дают пристанище водоплавающим птицам. В начале апреля возвращаются к нам околоводные и водные птицы. Гнезда они строят из сухих стеблей камыша и пуха прямо на земле, в ямке под кустом. Это журавли, утки, чайки, лебеди.

^

Правила друзей природы

1. Если случайно окажешься рядом

с гнездом птицы, не бери в руки

яйца или птенцов, сразу же уходи.

Иначе птицы – родители могут

насовсем покинуть гнездо.

2. Не лови и не уноси домой

здоровых птенцов. Их родители

рядом, хотя и не показываются

тебе на глаза. Они сами

позаботятся о своём потомстве

3. Если у тебя есть собака, не бери

её в лес весной и в начале лета.

Она легко может поймать плохо

летающих птенцов.

Все перелётные птицы весной возвращаются к себе на Родину. Они вьют гнёзда и выводят потомство.

Птицы – наши верные друзья и помощники. И мы, люди, должны охранять и беречь их.

Пусть живут в лесах, в садах

И поют нам птицы.

Ведь они для нас друзья

Соловьи, грачи, синицы.

Физминутка

В небе высоком птички летают,В гнездышке в теплом они отдыхают: Крылья сложили, глазки сомкнулиЗа день налетавшись, тут же уснули.Солнышко встало, тепло улыбнулось: «Доброе утро!» Птички проснулись.

^

  1. Работа с учебником, с.112-113
Прочитайте рассказ Синекрылой Сойки о том, как птицы весну встречают.

Ответы на вопросы:

- Какая главная забота у птиц весной?

-Какие птицы занесены в Красную книгу Украины?

^

Выберите правильные ответы на вопрос: «Какие заботы бывают у птиц весной?»

высиживают птенцов строят хатки
строят гнёзда уничтожают вредных насекомых
сушат грибы и ягоды готовятся к отлёту
откладывают яйца роют норки
ложатся в спячку  
– Что может сделать человек для птиц и чего он не должен делать?– У вас на столах, в память о нашем уроке лежит картинка с изображением птички.– Я буду читать вам лозунги, если это нужно делать для птиц, вы поднимаете птичку.– А если нет, то птичку не поднимаете.

1. Вывешивать скворечники весной.2.  Стрелять из рогатки по птицам.3. Помогать больной или раненой птице.4. Разорять птичьи гнезда.5. Подкармливать птиц ранней весной.6. Уносить домой здоровых птенцов.7. Подходить   близко к гнездам птиц.8. Изучать птиц.

VII. Подведение итогов урока

Птицы – наши верные друзья и помощники. И мы, люди, должны охранять и беречь их.

Пусть живут в лесах, в садах

И поют нам птицы.

Ведь они для нас друзья

Соловьи, грачи, синицы.

Летать как птица, но знать, любить и беречь природу ты должен как человек!

Составление сенкана

  • Птицы
  • Перелетные, зимующие
  • Вернулись, гнездятся, поют
  • Приносят огромную пользу природе
  • Друзья!
– Пожалуйста, постарайтесь, что бы за всю  жизнь ваши руки не убили ни одного живого существа, а сердце было добрым ко всему, что бегает, прыгает, ползает, летает.

^

Задание по уровням:

достаточный уровень

1) Если птенец выпадет из гнезда, то:

а) нужно положить его назад в гнездо;

б) не подходить и не брать в руки, тогда родители сами позаботятся о нем;

в) отнести домой.

2) Птицы весной:

а) прячутся от холода;

б) улетают в теплые края;

в) строят гнезда, выводят птенцов.

3) Первыми прилетают из теплых краев:

а) скворцы;

б) грачи;

в) ласточки.

высокий уровень

1) Неутомимый певец, чей голос в мае далеко слышно:

а) аист;

б) ласточка; в) соловей.

2) Прилетают из теплых краев:

а) синички, дятлы;

б) сороки, воробьи;

в) ласточки, аисты.

3) Птиц нельзя беспокоить весной, так как они:

а) поют;

б) ловят насекомых;

в) выводят птенцов.

4) Две из этих птиц высиживают яйца. Третья –нет. Какая?

а) аист;

б) ласточка; в) кукушка.

5) Городская ласточка строит гнездо:

а) под крышей;

б) в кустах; в) на дереве.

Єнакієвський навчально-виховний комплекс №1

Єнакієвської міської ради

Конспект відкритого уроку з природознавства

на тему:

«Коли повертаються з півдня

перелітні птахи?»

Урок підготовлено і проведено

у 2-Б класі НВК№1 25.02.2014 р.

учителем початкових класів

Виборовою А.В.

shkolnie.ru

Почему перелетные птицы возвращаются весной обратно?

На этот вопрос можно корректно ответить по крайней мере с трех разных позиций. Эти ответы будут дополнять друг друга и потому в равной степени важны. Во-первых, каков механизм этого явления? Во-вторых, зачем птицы это делают — в чем значение (функция) этого поведения? И, наконец, как вообще произошло так, что птицы куда-то улетают, а потом возвращаются (то есть каково происхождение и эволюция этого явления)? Ниже вкратце рассмотрим эти три аспекта.

Как?

Если содержать перелетных птиц в неволе, то в период обычных сезонных миграций они испытывают беспокойство. Такое состояние было названо миграционным. В это время, например, можно наблюдать нетипичную активность по ночам. А связано это с тем, что мелкие птицы летят в основном ночью. То есть они как бы пытаются реализовать свою тягу мигрировать даже в том случае, если им (в неволе) этого сделать не дают.

Более того, птицы стараются ориентироваться в ту сторону, куда они в норме должны лететь. Эта особенность широко используется при изучении ориентации птиц с помощью так называемых круглых клеток, или клеток Крамера, названных в честь немецкого орнитолога Густава Крамера (Gustav Kramer). В таких клетках (круглой формы) по периметру расположены жердочки, а одна жердочка находится в центре клетки. При прыжках птице удобнее прыгать с центральной жердочки на одну из периферийных. По тому, куда ориентирована (по сторонам света) наиболее часто посещаемая периферийная жердочка определяют, в какую сторону птица «хочет» мигрировать.

Итак, желание мигрировать на юг (осенью) или возвращаться домой (весной) проявляется у птиц даже тогда, когда им не дают это сделать. То есть миграционное состояние, по сути дела, явление инстинктивное. Запускается оно у наших птиц главным образом соотношением между темным и светлым временем суток (так называемым фотопериодом). Определенное значение этого параметра является своеобразным триггером миграций. Это показано, в том числе, экспериментально.

Зачем?

Теперь посмотрим, зачем птицам надо возвращаться домой. В чем смысл (функция) этого? Как это помогает им выживать? Ведь чтобы сформировался инстинкт, о котором шла речь в предыдущем подразделе, он должен иметь какую-то ценность — иначе он бы просто не возник.

В жизни птиц можно выделить несколько периодов. Они повторяются каждый год, поэтому обычно говорят о годовом цикле. В типичном случае годовой цикл выглядит так: гнездование, линька, осенняя миграция, зимовка, весенняя миграция, снова гнездование и далее «по списку». Все названные периоды важны, но особое значение имеет гнездовой. В это время птицы выводят потомство, от них требуется масса дополнительных затрат — как времени, так и энергии. Поэтому успешно размножаются лишь те особи, которые делают это в благоприятных для них местах, к которым они лучше всего приспособлены.

Почему же наши птицы обычно не гнездятся, например, в тропиках? Здесь две главных причины. Во-первых, они недостаточно хорошо приспособлены к тамошним условиям. То есть они могут жить там, добывать себе пищу, даже петь, но на большее их не хватает. Трудно найти подходящее место для гнезда, трудно выкормить птенцов и т. п. А во-вторых, в тропиках масса местных оседлых видов, которые «переигрывают» мигрантов в конкурентной борьбе — как в прямой (например, за гнездовые убежища), так и в косвенной (за пищу).

Но бывает и так, что наши северные птицы и где-то далеко на юге находят подходящие для себя условиях и остаются там гнездиться. В некоторых случаях это может даже со временем привести к появлению новых форм. Хороший пример — утка-кряква (Anas platyrchynchus, рис. 1), обычная в средней полосе России, и в том числе в черте Москвы. А кроме этого, она гнездится по всей Северной Америке и Евразии, от тундр до субтропиков. Так что этот вид очень пластичен. Поэтому, быть может, и не удивительно, что некоторые популяции, попав в ходе миграций на тропические острова, остались там жить и стали оседлыми.

Сейчас такие формы считают даже отдельными (но близкими) видами. Это гавайская кряква Anas (platyrhynchus) wyvilliana и лайсанский чирок Anas (platyrhynchus) laysanensis, оба вида — с Гавайских островов (рис. 2).

Бывают и еще более интересные исключения. Одно из них — черный шелковистый свиристель (Phainopepla nitens, рис. 3), обитающий в Северной Америке. Эта птица умудряется гнездиться дважды в году. Весной она выводит птенцов в штате Калифорния. А к осени мигрирует в штат Колорадо. Здесь она гнездится еще раз. Такое гнездование в двух разных местах — уникальный случай у птиц. Так что, как это вообще характерно для зоологии, имеются лишь общие тенденции или правила с множеством разных исключений.

Наконец, надо коротко рассказать, зачем птицы вообще улетают зимой в теплые края. Главнейшая причина — нехватка пищи. Поэтому в первую очередь улетают те виды птиц, которые питаются открыто живущими насекомыми. Зимой такую пищу, конечно же, не найти. Так что они мигрируют, можно сказать, вынужденно. Те же виды, которые могут найти себе корм и зимой, остаются в наших краях. Это, например, синицы, ловко выискивающие спящих насекомых в различных щелях и разнообразящие свой рацион семенами. Или большой пестрый дятел (Dendrocopos major), питающийся зимой семенами ели и сосны.

Почему?

Но почему птицы, которые гнездятся в северных широтах, а зимуют в тропических, делают именно так, а не иначе. Почему бы им, например, не гнездиться зимой в тропиках, а летом не отправляться отдыхать на север? Для ответа на это необходимо рассмотреть также эволюционный аспект. А именно — историю расселения видов.

Дело в том, что многие виды наших птиц имеют южное происхождение. Все они — выходцы из Африки или Южной Азии. В ходе своей эволюционной истории они постепенно расселялись из этих областей. Формировались новые популяции и виды, адаптирующиеся к новым, более северным, условиям. Столкнувшись в новых условиях с неблагоприятной обстановкой зимой, эти птицы вынуждены были мигрировать на юг. И путь этот пролегал в те районы, откуда эти виды изначально произошли. Своего рода историческая память. Поэтому существует известная аналогия, что путь миграции в общих чертах повторяет путь расселения вида. Конечно, не стоит точно связывать район зимовок и район, откуда началось расселение. Соответствие здесь есть, но оно примерное. Так, если вид зимует в тропической Азии, можно говорить о его азиатском происхождении, но вовсе не обязательно тропическом.

Районы зимовок могут оставаться консервативными, даже если это и не очень удобно. Такова, например, ситуация с овсянкой-дубровником (Emberiza aureola) — азиатским видом, недавно расселившимся в Европу, вплоть до Прибалтики. Конечно, европейским птицам короче было бы летать на зимовку в Африку, тем не менее они «по старинке» летают в юго-восточную Азию — как и птицы из Сибири и Дальнего Востока (рис. 4).

Дубровник лишь недавно стал гнездиться в Европе. Но большинство других видов, более давних выходцев из Азии, со временем поменяли места зимовок. Европейские популяции стали проводить зиму в Африке — что, очевидно, и ближе, и удобнее.

Таким образом, история вида также важна для понимания того, как он ведет себя сейчас. Но ни один из трех аспектов (механизм, функция, эволюция), взятый в отдельности, не может ответить на поставленный вопрос. И лишь в совокупности они рисуют цельную картину того, зачем и почему птицы возвращаются весной назад.

Ответил: Алексей Опаев

elementy.ru

Когда птицы возвращаются с юга ?... -reshimne.ru

Первыми из перелётных птиц возвращаются к нам грачи, появляющиеся  полосе  около середины марта, когда земля местами освобождается от снежного покрова и грачи получают возможность копаться в ней большим и сильным клювом в поисках червей, личинок, слизняков и семян растений. Приблизительно на неделю позже и вторым по очереди является к нам скворец — одна из полезнейших птиц, истребляющая множество вредных насекомых и их личинок.В начале апреля прилетают полевые жаворонки и начинают кормиться по проталинам прошлогодними семенами различных травянистых растений. Вскоре за ними являются чижи, а затем зяблики и коноплянки. Появление зябликов легко наблюдать и в городе: зяблик — заметная (чуть крупнее воробья) и красивая птичка с красноватым горлышком, постепенно переходящим в лиловатый оттенок груди, и с двумя широкими и резкими полосами на крыльях, поселяющаяся не только в лесах, но и в садах и на бульварах города и оживляющая их своей мелодичной песенкой с характерным росчерком в конце.Эта песенка (которую приблизительно можно передать как «чив-чив-чив-чив-чав-чав-чав-чав-чав-чи-чью») служит характерным признаком вполне установившейся весны, когда у нас оказываются в сборе все птицы, которые находят себе корм на поверхности земли, только что освободившейся от снежного покрова. Чаще всего это зерноядные птицы, н только более крупные из них, обладающие длинным и сильным клювом (грачи, скворцы), способны рыться в земле и извлекать оттуда слизняков, червей и насекомых.Птиц, которые питаются ползающими и летающими насекомыми, в первый период весны у нас ещё нет, — в это время они ещё не могли бы найти себе корм. Из насекомоядных птиц раньше других появляются, белые трясогузки, легко узнаваемые по длинному хвосту, которым они размахивают вверх и вниз при каждой остановке; прилетают они к тому времени, когда на солнцепёке уже греются пробудившиеся после зимнего оцепенения мухи и другие перезимовавшие насекомые, составляющие единственную пищу трясогузки.Вскоре после появления белых трясогузок начинается так называемый валовой прилёт птиц, который приходится у нас на середину и конец апреля и начало мая; в это время к нам прилетают дрозды (несколько видов), зарянки, горихвостки, утки, гуси, журавли, чайки, кулики, дупеля, бекасы, вальдшнепы и многие другие, преимущественно болотные и водоплавающие птицы.Насекомоядных птиц (в это время ещё немного: мир насекомых в апреле даёт ещё слишком мало добычи, в особенности для птиц, которые уже по строению тела не могут обшаривать стволов и веток или копаться в земле, а должны хватать насекомых на лету.Эти птицы — стрижи, ласточки (, козодои, пеночки, варакушки, кукушки, соловьи, мухоловки, славки, иволги, камышёвки и другие — прилетают только в последний период весны — с начала мая до половины июня, то есть в то время, когда весна окончательно вступает в свои права и насекомые появляются в изобилии.

reshimne.ru

Когда возвращаются с юга перелетные птицы

Тема урока: Когда возвращаются с юга перелетные птицы

Цель урока: формирование знаний учащихся об изменениях в жизни птиц с приходом весны; учить детей устанавливать причинно-следственные связи между образом жизни птиц, средой обитания и особенностями построения гнезд;

закрепить представление детей о характерных признаках весны, показать связь весенних изменений в неживой и живой природе; выявить причинно-следственные связи между неживой природой и жизнью птиц весной;

развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы, способствовать развитию внимания, логического мышления, умения работать с учебником;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание охранять птиц и помогать им, формировать гуманное отношение к птицам.

Оборудование:

  • Компьютер.
  • Проектор
  • Рабочие листы с заданиями для учащихся.
  • Карточки с изображением птиц.
  • Записи голосов птиц
  • Скворечник
Формы работы: фронтальная, групповая, работа в парах.

Методы:

  • Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение.
  • Применение ИКТ.
  • Групповые.
  • Проблемно-поисковые.
Слайд 1)

І. Оргмомент

– Ребята, у нас на уроке сегодня гости. Я желаю вам быть радушными хозяевами и работать так, чтобы всем было интересно!

ІІ. Проверка знаний

  1. Минутка синоптика
  2. Индивидуальный опрос
Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Тела их обтекаемы, чтобы было легче плавать. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд. Спинной плавник не даёт ей опрокинуться на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает
  1. Фронтальный опрос
- Когда начинается период размножения у рыб?

- Что такое нерест?

- От чего зависит период нереста у рыб?

- В каких местах водоема нерестятся рыбы?

- Какие изменения происходят у некоторых рыб в период нереста?

- Почему почти все рыбы выметывают большое количество икринок?

- Как рыбы заботятся о своем потомстве?

- Какая опасность может подстерегать мальков в водоеме?

- Как люди заботятся о рыбах во время нереста?

ІІІ. Актуализация опорных знаний

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка весною

в сени к нам летит.

  1. Беседа
– Ласточка – это птица. Вспомните отличительный признак птиц. (Птицы - это животные, тело которых покрыто перьями)

Слайд 4)

– По оперению мы обычно узнаем птиц.– А чем они еще отличаются? (Формой тела, клювом,  цветом, голосом …)

– Какие птицы остаются у нас зимовать? (Оседлые.)– Какие птицы улетают осенью к югу?  (Перелетные.)– Какие птицы прилетают к нам зимой? (Зимующие.)

  1. Работа в группах. Игра «Третий лишний.»
– Распределите картинки с изображением  птиц на две группы.

Проверка

– Назови  оседлых птиц.– Назови перелетных птиц. 

- Чем питаются птицы? (Семенами, насекомыми)

- Когда начинают возвращаться птицы из теплых стран? слайд

ІV. Сообщение темы и цели урока

  1. Отгадывание загадок.
Если речка голубая

Пробудилась от сна

И бежит, в полях сверкая,-

Значит к нам пришла … весна

Если снег везде растаял

И трава в лесу видна,

Прилетела птичек стая,-

Значит к нам пришла… весна

  1. Тема урока «Когда возвращаются с юга перелетные птицы. Весенние заботы птиц. Охрана птиц.»
  2. Определение цели урока
  • Давайте определим цели урока.На уроке вы узнаете, как птицы встречают весну, какие строят гнёзда, как заботятся о потомстве, какие птицы занесены в Красную книгу Украины.
  1. Физминутка о рыбах и птицях.
Что манит птицу - высота, высота!

Рыбам снится глубина, глубина!

Всё успеешь - не спеши, посчитай:

раз, два, три!

V. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Рассказ с элементами беседы о весенних изменениях в жизни птиц с использованием презентации.

Ещё лежит снег, а зимующие птицы почувствовали приближение весны. Синицы запели, как будто зазвенели в серебряные колокольчики.(голос синицы) Весело зачирикали воробьи. А дятел в лесу начал стучать в свой барабан. Дятел стучит по сухому сучку клювом, и звук разносится далеко по лесу. (голос дятла) Этот звук заменяет дятлу весеннюю песню. Возвращаются из тёплых краёв перелётные птицы. Теперь для них снова достаточно корма: появились насекомые, а там, где растаял снег, можно найти прошлогодние плоды и семена.

- Угадайте, какие птицы возвращаются к нам весной?

Всех перелётных птиц черней,

Чистит он пашню от червей.

Взад – вперёд по пашне вскачь

А зовётся птица …грач.

Время прилёта – март.

Грачи прилетают раньше других птиц. Считается, что с их прилёта и начинается у нас весна.

До чего ж неугомонны

И в работе горячи

Наши новые соседи—

Черномазые грачи!

Гнездятся грачи колониями, устраивая на деревьях по нескольку больших гнёзд. Члены колонии знают друг друга, живут шумно и дружно.

"Грачи прилетели" Алексея Саврасова - чудесная картина. Еще зима. Целая стая веселых птиц расселись по деревьям и без умолку твердят свою радостную весть о близости весны... Вестники тепла галдят, суетятся, обновляя старые гнезда, свивая новые.

Он прилетает каждый год

Туда, где домик его ждёт.

Чужие песни петь умеет,

А всё же голос свой имеет. (Скворец)

Время прилёта- конец марта.

Сначала прилетают самцы. Они находят подходящее гнездо и начинают петь. Когда прилетают самки, самцы распевают особенно вдохновенно. Гнездятся эти птицы в самых разнообразных местах: в дуплах деревьев, в расщелинах, под крышами домов, в щелях глиняных построек, могут использовать гнезда других птиц или специально сделанные людьми домики-скворечники. Люди, стараясь привлечь к своим садам эту полезную птицу, развешивают скворечники, и скворцы охотно селятся в них. Скворцы полезны тем, что они уничтожают большое количество вредных насекомых.

– А какие птицы селятся в гнездах, которые для них делает человек? (Скворцы)– Как называются их домики? (Скворечники)– Но их домики бывают заняты. А  занимают их воробьи.– Посмотрите, как бывает.

Инсценировка «Случай»

Этот случай был в апреле,                               А сейчас, под этой кровлейС юга птицы прилетели.                                  Для семьи гнездо готовлюТает снег, а воробья.                                         И не тронусь, хоть убей! –Выгоняют из жилья.                                         Прочирикал воробей.– Убирайся вон, задира, –                                – Не упрямься! Мне в наследствоПросвистел ему скворец.                                 Этот дом достался с детства.– Ни за что, моя квартира,                               Вылетай.Я не временный жилец!                                   Мой клюв остерЯ тут вьюги и мороз.                                        А не то …Терпеливо перенес.                                          Но тут во дворСо скворечней Миша вышел,                         Охраняйте вместе сад.Быстро с нею влез на крышу,                         Только Миша слез долой,Тут же крепко привязал                                  Воробейка удалойИ приветливо сказал:                                       В новый дом переселился– Я, друзья, сердечно рад,                               И  с соседом помирился.     

Проблема

– Как вы думаете, как скворечник укрепить на дереве? (Нельзя прибивать гвоздями, а привязать проволокой как можно дальше от земли)

Скворцы хорошо поют. (голос скворца) А еще умеют подражать голосам других птиц и скрежету машин или визгу тормозов.

Гнездо своё он в поле вьёт,

Где тянутся растения.

Его и песни, и полёт,

Вошли в стихотворение.

Хочет прямо полетит,

Хочет в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поёт. поёт.

Время прилёта – начало апреля.

Жаворонок

Прилетают жаворонки одновременно со скворцами,

даже бывает чуть раньше. Только скворцы летят молча,

а жаворонки прямо на лету весело поют.(голос жаворонка)

Жаворонок устраивает гнездовье в лугах, на травянистых опушках, но самым лучшим местом для устройства гнездовий для этих птиц являются поля, засеянные в озимых и яровых хлебах. Гнездо очень простое, строится оно в ямке на земле, среди травы. В качестве строительного материала полевой жаворонок использует стебли и корешки травы, внутри гнездо укладывается мягкой шерстью, собранной птицей, конским волосом и пухом. Гнездо маскируется очень тщательно, его трудно обнаружить.

Длинноногий, длинноносый.

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист)

Возвращаются аисты с юга рано - в марте, поэтому иногда страдают от холодов. Гнездятся на скалистых возвышениях, деревьях, крышах домов и даже на электрических столбах. Большое круглое гнездо строят из веток, а внутри выстилают сеном, травой, мхом. Высиживают яйца, выкармливают птенцов поочередно самка и самец. В народе говорят, что аисты приносят мир и счастье.

Эта птичка прилетает в наши края весной, когда ещё

холодно, зябко. За это и получила своё название. Зяблик

Прилетают зяблики в первых числах апреля и сразу же радуют нас своей песней . Продолжается песня зяблика всего несколько секунд, но повторяется много раз. Один зоолог подсчитал, что за 2 часа зяблик пропел 824 раза. (голос зяблика) Гнездо зяблик строит на дереве, размещая свою постройку обычно в развилке ствола. Стенки у него толстые и прочные. Гнездо глубокое и очень аккуратное. Оно ещё облицовано кусочками коры, лишайниками, что делает его почти невидимым.

Коршуны появляются в конце марта – начале апреля. Коршуны – хищные птицы. Занесены в Красную книгу Украины Гнездятся на хвойных деревьях. В начале мая самка откладывает 2-3 яйца величиной с куриное.Высиживает их одна самка.

Быстрой стрелкою летает, Мошек в воздухе хватает.Хвостик вилкой, как рогатка, Это – ... ласточка – касатка

Ласточки прилетают позже других птиц. Время прилёта – май.Они пользуются не только большой известностью, но и заслуженной любовью. Это полезнейшие птицы. Количество мух, мошек и комаров, уничтоженных одной птицей в течение суток, достигает нескольких десятков тысяч. Гнезда ласточек очень интересно построены. Особенно хорошо строит гнездо городская ласточка. Она так искусно лепит из глины, смоченной собственной слюной, шарообразное гнездышко, что оно может оставаться целым в течение нескольких лет; прочность его очень велика. Птенцов выкармливают три недели

С ледоходом прилетает, Черным хвостиком мотает, Черный с белым хвостик узкий У изящной ... трясогузки

Он весной поет красиво,

Звонко, весело, игриво!

Угадай-ка поскорей,

Что за птичка? ... (голос соловья) Соловей

Соловьи прилетают в начале мая. Соловей – птица невидимка. Он не ярок, да ещё и осторожен. Соловьи, как и люди, долго учатся петь. Но лишь на третий год становятся певцами. Поет только соловей –самец. (голос соловья) Самцы устраивают маленькое гнездышко из сухой листвы, мха, тоненьких веточек на земле, где-нибудь под кустом.Самка откладывает 4-6 яиц темно-оливкового цвета, которые не заметны в густой траве.

(Звучит голос кукушки, дети узнают птицу по пению) Кукушка

Кукушка –птица насекомоядная и к тому же большая обжора. А главное – она поедает таких гусениц, которых другие птицы не едят. Ведь среди гусениц есть и волосатые, и ядовитые. А кукушка ест их все подряд. На земле известны 130 видов кукушек, но только 50 из них подбрасывают яйца в чужие гнёзда.

А кто же ещё возвращается к нам из тёплых краёв?

Реки, озера, пруды дают пристанище водоплавающим птицам. В начале апреля возвращаются к нам околоводные и водные птицы. Гнезда они строят из сухих стеблей камыша и пуха прямо на земле, в ямке под кустом. Это журавли, утки, чайки, лебеди.

Рассказ об охране птиц весной.

Правила друзей природы

1. Если случайно окажешься рядом

с гнездом птицы, не бери в руки

яйца или птенцов, сразу же уходи.

Иначе птицы – родители могут

насовсем покинуть гнездо.

2. Не лови и не уноси домой

здоровых птенцов. Их родители

рядом, хотя и не показываются

тебе на глаза. Они сами

позаботятся о своём потомстве

3. Если у тебя есть собака, не бери

её в лес весной и в начале лета.

Она легко может поймать плохо

летающих птенцов.

Все перелётные птицы весной возвращаются к себе на Родину. Они вьют гнёзда и выводят потомство.

Птицы – наши верные друзья и помощники. И мы, люди, должны охранять и беречь их.

Пусть живут в лесах, в садах

И поют нам птицы.

Ведь они для нас друзья

Соловьи, грачи, синицы.

Физминутка

В небе высоком птички летают,В гнездышке в теплом они отдыхают: Крылья сложили, глазки сомкнулиЗа день налетавшись, тут же уснули.Солнышко встало, тепло улыбнулось: «Доброе утро!» Птички проснулись.

VI. Осмысление, обобщение и систематизация знаний

  1. Работа с учебником, с.112-113
Прочитайте рассказ Синекрылой Сойки о том, как птицы весну встречают.

Ответы на вопросы:

- Какая главная забота у птиц весной?

-Какие птицы занесены в Красную книгу Украины?

2. Тестирование. Работа в парах.

Выберите правильные ответы на вопрос: «Какие заботы бывают у птиц весной?»

высиживают птенцов строят хатки
строят гнёзда уничтожают вредных насекомых
сушат грибы и ягоды готовятся к отлёту
откладывают яйца роют норки
ложатся в спячку  
– Что может сделать человек для птиц и чего он не должен делать?– У вас на столах, в память о нашем уроке лежит картинка с изображением птички.– Я буду читать вам лозунги, если это нужно делать для птиц, вы поднимаете птичку.– А если нет, то птичку не поднимаете.

1. Вывешивать скворечники весной.2.  Стрелять из рогатки по птицам.3. Помогать больной или раненой птице.4. Разорять птичьи гнезда.5. Подкармливать птиц ранней весной.6. Уносить домой здоровых птенцов.7. Подходить   близко к гнездам птиц.8. Изучать птиц.

VII. Подведение итогов урока

Птицы – наши верные друзья и помощники. И мы, люди, должны охранять и беречь их.

Пусть живут в лесах, в садах

И поют нам птицы.

Ведь они для нас друзья

Соловьи, грачи, синицы.

Летать как птица, но знать, любить и беречь природу ты должен как человек!

Составление сенкана

  • Птицы
  • Перелетные, зимующие
  • Вернулись, гнездятся, поют
  • Приносят огромную пользу природе
  • Друзья!
– Пожалуйста, постарайтесь, что бы за всю  жизнь ваши руки не убили ни одного живого существа, а сердце было добрым ко всему, что бегает, прыгает, ползает, летает.

VIII. Домашнее задание ( с.112-113) читать и пересказывать

Задание по уровням:

достаточный уровень

1) Если птенец выпадет из гнезда, то:

а) нужно положить его назад в гнездо;

б) не подходить и не брать в руки, тогда родители сами позаботятся о нем;

в) отнести домой.

2) Птицы весной:

а) прячутся от холода;

б) улетают в теплые края;

в) строят гнезда, выводят птенцов.

3) Первыми прилетают из теплых краев:

а) скворцы;

б) грачи;

в) ласточки.

высокий уровень

1) Неутомимый певец, чей голос в мае далеко слышно:

а) аист;

б) ласточка; в) соловей.

2) Прилетают из теплых краев:

а) синички, дятлы;

б) сороки, воробьи;

в) ласточки, аисты.

3) Птиц нельзя беспокоить весной, так как они:

а) поют;

б) ловят насекомых;

в) выводят птенцов.

4) Две из этих птиц высиживают яйца. Третья –нет. Какая?

а) аист;

б) ласточка; в) кукушка.

5) Городская ласточка строит гнездо:

а) под крышей;

б) в кустах; в) на дереве.

Єнакієвський навчально-виховний комплекс №1

Єнакієвської міської ради

Конспект відкритого уроку з природознавства

на тему:

«Коли повертаються з півдня

перелітні птахи?»

Урок підготовлено і проведено

у 2-Б класі НВК№1 25.02.2014 р.

учителем початкових класів

Виборовою А.В.

5-bal.ru

Почему перелетные птицы возвращаются весной обратно?

На этот вопрос можно корректно ответить по крайней мере с трех разных позиций. Эти ответы будут дополнять друг друга и потому в равной степени важны. Во-первых, каков механизм этого явления? Во-вторых, зачем птицы это делают — в чем значение (функция) этого поведения? И, наконец, как вообще произошло так, что птицы куда-то улетают, а потом возвращаются (то есть каково происхождение и эволюция этого явления)?

Ниже вкратце рассмотрим эти три аспекта.

Как?

Если содержать перелетных птиц в неволе, то в период обычных сезонных миграций они испытывают беспокойство. Такое состояние было названо миграционным. В это время, например, можно наблюдать нетипичную активность по ночам. А связано это с тем, что мелкие птицы летят в основном ночью. То есть они как бы пытаются реализовать свою тягу мигрировать даже в том случае, если им (в неволе) этого сделать не дают.

Более того, птицы стараются ориентироваться в ту сторону, куда они в норме должны лететь. Эта особенность широко используется при изучении ориентации птиц с помощью так называемых круглых клеток, или клеток Крамера, названных в честь немецкого орнитолога Густава Крамера (Gustav Kramer). В таких клетках (круглой формы) по периметру расположены жердочки, а одна жердочка находится в центре клетки. При прыжках птице удобнее прыгать с центральной жердочки на одну из периферийных. По тому, куда ориентирована (по сторонам света) наиболее часто посещаемая периферийная жердочка определяют, в какую сторону птица «хочет» мигрировать.

Итак, желание мигрировать на юг (осенью) или возвращаться домой (весной) проявляется у птиц даже тогда, когда им не дают это сделать. То есть миграционное состояние, по сути дела, явление инстинктивное. Запускается оно у наших птиц главным образом соотношением между темным и светлым временем суток (так называемым фотопериодом). Определенное значение этого параметра является своеобразным триггером миграций. Это показано, в том числе, экспериментально.

Как птицы находят дорогу

При выборе направления птицы могут использовать несколько источников информации.

Важное значение для мигрирующих птиц имеет солнечный диск, по которому они определяют направление. Солнце постоянно меняет свое положение на небе в течение дня, поэтому использовать его для ориентации можно, лишь учитывая временную компенсацию. Иными словами, у птиц должны быть свои «внутренние часы». И, действительно, птицы обладают такой способностью. Интересно, что птицы могут ориентироваться по солнечному свету, даже и не видя самого солнца (например, в пасмурную погоду). Для этого они используют поляризованный свет, которые возникает при рассеивании и отражении света и всегда присутствует в атмосфере.

Еще один важный источник информации — звездное небо. В этом случае птицы ориентируются на определенные звезды и их созвездия.

Ориентация по солнцу и звездам не является врожденной. Хотя предпосылками к формированию таких навыков птенец обладает, разумеется, с рождения. Но для того, чтобы навык развился полностью, птица должна научиться. Как именно она это делает, пока мало понятно. Но участие других птиц здесь не требуется. А это значит, что у птиц должна быть еще одна система навигация, полностью врожденная. Ориентируясь на нее, они могли бы калибровать («настраивать») и другие системы ориентации. Эта врожденная система, являющаяся и наиболее древней, — магниторецепция. Используя магнитное поле Земли, птицы могут выбирать направления «к полюсу» и «к экватору» (имеются в виду магнитный полюс и экватор). В то же время, ориентация по магнитному полю — более грубая, чем по солнцу и звездам. Например, таким образом невозможно отличить направление «на юг» от направления «на север». Видимо, именно поэтому птицы и научились использовать также небесные ориентиры (солнце, звезды), что позволяет им ориентироваться более точно.

Наконец, следует сказать и об «обычных», наземных ориентирах. Конечно же, птицы используют и их, однако роль этого до конца не ясна. Не вызывает сомнения, что птицы могут использовать наземные ориентиры, когда попадают в знакомую им местность. Кроме того, наземные ориентиры могут играть роль при выборе конкретного миграционного пути. Например, давно известно, что многие околоводные птицы (утки, гуси) при перелетах придерживаются морских побережий или русел крупных рек.

Зачем?

Теперь посмотрим, зачем птицам надо возвращаться домой. В чем смысл (функция) этого? Как это помогает им выживать? Ведь чтобы сформировался инстинкт, о котором шла речь в предыдущем подразделе, он должен иметь какую-то ценность — иначе он бы просто не возник.

В жизни птиц можно выделить несколько периодов. Они повторяются каждый год, поэтому обычно говорят о годовом цикле. В типичном случае годовой цикл выглядит так: гнездование, линька, осенняя миграция, зимовка, весенняя миграция, снова гнездование и далее «по списку». Все названные периоды важны, но особое значение имеет гнездовой. В это время птицы выводят потомство, от них требуется масса дополнительных затрат — как времени, так и энергии. Поэтому успешно размножаются лишь те особи, которые делают это в благоприятных для них местах, к которым они лучше всего приспособлены.

Почему же наши птицы обычно не гнездятся, например, в тропиках? Здесь две главных причины. Во-первых, они недостаточно хорошо приспособлены к тамошним условиям. То есть они могут жить там, добывать себе пищу, даже петь, но на большее их не хватает. Трудно найти подходящее место для гнезда, трудно выкормить птенцов и т. п. А во-вторых, в тропиках масса местных оседлых видов, которые «переигрывают» мигрантов в конкурентной борьбе — как в прямой (например, за гнездовые убежища), так и в косвенной (за пищу).

Но бывает и так, что наши северные птицы и где-то далеко на юге находят подходящие для себя условиях и остаются там гнездиться. В некоторых случаях это может даже со временем привести к появлению новых форм. Хороший пример — утка-кряква (Anas platyrchynchus, рис. 1), обычная в средней полосе России, и в том числе в черте Москвы. А кроме этого, она гнездится по всей Северной Америке и Евразии, от тундр до субтропиков. Так что этот вид очень пластичен. Поэтому, быть может, и не удивительно, что некоторые популяции, попав в ходе миграций на тропические острова, остались там жить и стали оседлыми.

Обыкновенная кряква (слева самка, справа самец).

Сейчас такие формы считают даже отдельными (но близкими) видами. Это гавайская кряква Anas (platyrhynchus) wyvilliana и лайсанский чирок Anas (platyrhynchus) laysanensis, оба вида — с Гавайских островов (рис. 2).

Рис. 2. Гавайская кряква (слева) и лайсанский чирок. Самцы и самки у этих видов не различаются и напоминают самку обыкновенной кряквы.

Бывают и еще более интересные исключения. Одно из них — черный шелковистый свиристель (Phainopepla nitens, рис. 3), обитающий в Северной Америке. Эта птица умудряется гнездиться дважды в году. Весной она выводит птенцов в штате Калифорния. А к осени мигрирует в штат Колорадо. Здесь она гнездится еще раз. Такое гнездование в двух разных местах — уникальный случай у птиц. Так что, как это вообще характерно для зоологии, имеются лишь общие тенденции или правила с множеством разных исключений.

Рис 3. Черный шелковистый свиристель (Phainopepla nitens). Слева самец, справа самка.

Наконец, надо коротко рассказать, зачем птицы вообще улетают зимой в теплые края. Главнейшая причина — нехватка пищи. Поэтому в первую очередь улетают те виды птиц, которые питаются открыто живущими насекомыми. Зимой такую пищу, конечно же, не найти. Так что они мигрируют, можно сказать, вынужденно. Те же виды, которые могут найти себе корм и зимой, остаются в наших краях. Это, например, синицы, ловко выискивающие спящих насекомых в различных щелях и разнообразящие свой рацион семенами. Или большой пестрый дятел (Dendrocopos major), питающийся зимой семенами ели и сосны.

Почему?Но почему птицы, которые гнездятся в северных широтах, а зимуют в тропических, делают именно так, а не иначе. Почему бы им, например, не гнездиться зимой в тропиках, а летом не отправляться отдыхать на север? Для ответа на это необходимо рассмотреть также эволюционный аспект. А именно — историю расселения видов.

Дело в том, что многие виды наших птиц имеют южное происхождение. Все они — выходцы из Африки или Южной Азии. В ходе своей эволюционной истории они постепенно расселялись из этих областей. Формировались новые популяции и виды, адаптирующиеся к новым, более северным, условиям. Столкнувшись в новых условиях с неблагоприятной обстановкой зимой, эти птицы вынуждены были мигрировать на юг. И путь этот пролегал в те районы, откуда эти виды изначально произошли. Своего рода историческая память. Поэтому существует известная аналогия, что путь миграции в общих чертах повторяет путь расселения вида. Конечно, не стоит точно связывать район зимовок и район, откуда началось расселение. Соответствие здесь есть, но оно примерное. Так, если вид зимует в тропической Азии, можно говорить о его азиатском происхождении, но вовсе не обязательно тропическом.

Районы зимовок могут оставаться консервативными, даже если это и не очень удобно. Такова, например, ситуация с овсянкой-дубровником (Emberiza aureola) — азиатским видом, недавно расселившимся в Европу, вплоть до Прибалтики. Конечно, европейским птицам короче было бы летать на зимовку в Африку, тем не менее они «по старинке» летают в юго-восточную Азию — как и птицы из Сибири и Дальнего Востока (рис. 4).

Рис. 4. Гнездовой (красный) и зимовочный (зеленый) ареалы овсянки-дубровника. Схема составлена по материалам сайта xeno-canto.org, фото А. С. Опаева

Дубровник лишь недавно стал гнездиться в Европе. Но большинство других видов, более давних выходцев из Азии, со временем поменяли места зимовок. Европейские популяции стали проводить зиму в Африке — что, очевидно, и ближе, и удобнее.

Таким образом, история вида также важна для понимания того, как он ведет себя сейчас. Но ни один из трех аспектов (механизм, функция, эволюция), взятый в отдельности, не может ответить на поставленный вопрос. И лишь в совокупности они рисуют цельную картину того, зачем и почему птицы возвращаются весной назад.

Алексей Опаев

[источники]источникиhttps://elementy.ru/email/5021758/Pochemu_pereletnye_ptitsy_vozvrashchayutsya_vesnoy_obratno

masterok.livejournal.com

когда птицы возвращаются с юга ?

когда птицы возвращаются с юга ?

Первыми из перелётных птиц возвращаются к нам грачи, появляющиеся  полосе  около середины марта, когда земля местами освобождается от снежного покрова и грачи получают возможность копаться в ней большим и сильным клювом в поисках червей, личинок, слизняков и семян растений. Приблизительно на неделю позже и вторым по очереди является к нам скворец — одна из полезнейших птиц, истребляющая множество вредных насекомых и их личинок.

В начале апреля прилетают полевые жаворонки и начинают кормиться по проталинам прошлогодними семенами различных травянистых растений. Вскоре за ними являются чижи, а затем зяблики и коноплянки. Появление зябликов легко наблюдать и в городе: зяблик — заметная (чуть крупнее воробья) и красивая птичка с красноватым горлышком, постепенно переходящим в лиловатый оттенок груди, и с двумя широкими и резкими полосами на крыльях, поселяющаяся не только в лесах, но и в садах и на бульварах города и оживляющая их своей мелодичной песенкой с характерным росчерком в конце.

Эта песенка (которую приблизительно можно передать как «чив-чив-чив-чив-чав-чав-чав-чав-чав-чи-чью») служит характерным признаком вполне установившейся весны, когда у нас оказываются в сборе все птицы, которые находят себе корм на поверхности земли, только что освободившейся от снежного покрова. Чаще всего это зерноядные птицы, н только более крупные из них, обладающие длинным и сильным клювом (грачи, скворцы), способны рыться в земле и извлекать оттуда слизняков, червей и насекомых.

Птиц, которые питаются ползающими и летающими насекомыми, в первый период весны у нас ещё нет, — в это время они ещё не могли бы найти себе корм. Из насекомоядных птиц раньше других появляются, белые трясогузки, легко узнаваемые по длинному хвосту, которым они размахивают вверх и вниз при каждой остановке; прилетают они к тому времени, когда на солнцепёке уже греются пробудившиеся после зимнего оцепенения мухи и другие перезимовавшие насекомые, составляющие единственную пищу трясогузки.

Вскоре после появления белых трясогузок начинается так называемый валовой прилёт птиц, который приходится у нас на середину и конец апреля и начало мая; в это время к нам прилетают дрозды (несколько видов), зарянки, горихвостки, утки, гуси, журавли, чайки, кулики, дупеля, бекасы, вальдшнепы и многие другие, преимущественно болотные и водоплавающие птицы.

Насекомоядных птиц (в это время ещё немного: мир насекомых в апреле даёт ещё слишком мало добычи, в особенности для птиц, которые уже по строению тела не могут обшаривать стволов и веток или копаться в земле, а должны хватать насекомых на лету.

Эти птицы — стрижи, ласточки (, козодои, пеночки, варакушки, кукушки, соловьи, мухоловки, славки, иволги, камышёвки и другие — прилетают только в последний период весны — с начала мая до половины июня, то есть в то время, когда весна окончательно вступает в свои права и насекомые появляются в изобилии.

otvetytut.com


Заказ товара:

Статуэтки фарфоровые Услуги доставки Для собак Для птиц Для лошадей Для кошек Для грызунов Ветаптека Бутик