Кот-Баюн. Кота баюна


Кот-Баюн – Бестиарий

Кот Баюн – мифологическое существо, которое фигурирует во многих русских сказках.

Происхождение волшебного персонажаНазвать точное место и время появления сказочного персонажа невозможно, поскольку он фигурирует в славянской мифологии уже несколько тысяч лет. Предположительно, ключом к созданию образа послужил лесной кот, обитающий в Сибири.Вполне вероятно, что история появления персонажа насчитывает 5 тыс. лет. Если это так, Кот Баюн является одним из самых древних сказочных героев.«Баюн» и «Баян» (легендарный русский сказитель) имеют одинаковое происхождение и смысл. Кот тоже рассказывает истории о делах давно ушедших дней.

Внешний вид и место обитания Кота БаюнаПерсонаж является одним из ярких представителей славянского бестиария. В мифологии это огромный кот-людоед, который обладает усыпляющим голосом. Баюн любит сидеть на столбе, греясь под лучами солнца. При виде случайного путника Кот начинает призывно мурлыкать. Если гость подходит к нему, Баюн начинает красивым голосом рассказывать предания. Своими волшебными историями персонаж гипнотизирует путников и убивает их.Живет Кот за тридевять земель в тридесятом царстве. Основным местом его обитания традиционно является лес, который находится на границе реальности и сна. В нем нет ни птиц, ни других животных. В некоторых сказках Баюн живет у Бабы-Яги.

Способности персонажа русского фольклораКот Баюн жестоко расправляется со всеми, кто решится потревожить его покой. Однако сам он не ищет приключений и спокойно сидит на столбе в ожидании случайных путников.Этот представитель славянского бестиария может быть как жестоким убийцей, так и спасителем. Так, в сказке про Ивана-царевича главному герою удалось победить Кота. Иван-царевич использует железный колпак и рукавицы, чтобы поймать легендарное животное. Баюн признает победу главного героя и просит пощады. Тот в итоге становится полноценным хозяином Кота. После этого Иван-царевич доставляет его во дворец к отцу. Побежденный Баюн рассказывает истории царю и лечит его от разных болезней.Традиционный персонаж русского фольклора может убить человека, а может и вылечить. Все зависит от того, сможет ли путник противостоять усыпляющему голосу и огромным когтям мифического животного. Для того, чтобы победить Кота, нужно подготовиться к бою с ним. Нельзя слушать предания, которые он начинает рассказывать.Персонаж является носителем многовековой мудрости и знает огромное количество сказок и историй, основанных на реальных событиях. Баюн также упоминается во многих русских колыбельных, в которым матери зовут кота, чтобы он убаюкал их дитя.

www.xn--80abmmbg1cfj.xn--p1acf

Кот Баюн - биография персонажа, значение, внешность и характер

Кот Баюн: история персонажа

Русский фольклор полон описаний фантастических существ, прообразами которых служат привычные животные. Славянская мифология дала авторам былин и сказок материал для произведений, и любопытные повествования привлекают интерес современных детей, несмотря на давность сочинений. Кот Баюн – малоизвестный персонаж, так как редко встречается в литературе. Этот образ ранее появлялся во многих сказках, но сегодня оказался несправедливо забыт. Тем не менее, характеристика этого героя русских повествований крайне необычна.

История создания

Кот Баюн – сказочный персонаж, кот-людоед, чьи размеры сложно вообразить. Он обладает магическим голосом, которым усыпляет встречающихся ему путешественников. Кот убивает соперников и не гнушается легкими жертвами, которые не в силах бороться с его чарами. При этом герой, в чьих силах окажется победить кота, может получить спасение от любых недугов, потому что сказки четвероногого – целебны.

Кот Баюн

Баюн – означает «рассказчик, говорун». Глагол «баять» истолковывается как «говорить» или «убаюкивать». Животное сидит на высоченном железном столбе посреди мертвого леса, что раскинулся за тридевять земель, в тридесятом царстве. В округе нет живых существ.

В сказке, повествующей о Василисе Прекрасной, упоминается, что кот Баюн – житель избушки на курьих ножках, хозяйкой которой была Баба-Яга.

Избушка на курьих ножках

Описание этого сказочного героя редко встречается в былинах и фольклоре. Современные источники архаичных сказаний и былин – сборники народных сказок, составленные Афанасьевым, и сочинения Толстого. Писатели, не преуменьшая значение персонажа, рассказывали о нем на страницах произведений, доказывая, что в образе героя заключена мудрость веков.

Образ и характер

Сказки дают точную характеристику фантастического животного. Кот, сидящий на столбе, располагает недюжинной силой. Например, легко ломает металлический колпак. А в руки взять его можно, используя стальные клещи. Зверь обладает высоким интеллектом и способен выстраивать длинные диалоги. При этом его размеры описываются специфичным образом. Порода животного остается неизвестной, но авторы отмечают, что кот огромен, сравнивая его с лошадью. Кроме того, животное – людоед.

Иван-царевич

Легко предположить, что сказатели сравнивали кота Баюна с тигром или львом. Хищники крупны в размерах и запросто расправляются с человеком, нападают из укрытия, вцепляясь в тело жертвы когтями и зубами. Оппонентами Баюна в сказках выступают Иван-царевич или Андрей-стрелок. В легендах об этих мужчинах упоминается, что они переносили животное в клетке, а значит, его габариты серьезно преувеличивались.

Несмотря на описываемую кровожадность зверя, он мудр, порядочен и рассудителен. Образ кота, часто используемый в фольклоре разных стран, символичен. Это животное никогда не подчинялось человеку. Храбрые воины, способные усмирить таинственное существо, – это аллюзия на желание людей приручить независимого зверя и заставить выполнять чужую волю.

В славянской мифологии

Легенды русского фольклора глубоки и многогранны. Исходя из их толкования, кот Баюн является своеобразным проводником между миром живых и миром мертвых.

Кот Баюн в сказке Пушкина

Столб, на котором сидит животное, в сказке Пушкина заменен дубом, обвязанным золотой цепью. Кот ходит по цепи и рассказывает сказки. Дерево, которое он избрал, ассоциируется с Мировым Древом, растущим на Северном полюсе, в Гиперборее. Голос Баюна громок и мелодичен, поэтому усыпляющие рассказы слышно отчетливо и на далеком расстоянии.

Логично было бы предположить, что герой – лесной житель. Тогда он – предок известных хищников: рыси или сибирского дикого кота. Зоологические источники подтверждают, что подобные животные не были редкостью на Урале или в Сибири во времена, когда эти земли населяли наши предки, арии. Речь идет о времени за 5-7 тысяч лет до появления русичей. История мифического персонажа удивительно длинна, не хуже популярных легенд египетской мифологии.

Кот Баюн живет в лесу

Кот способен на мирное взаимодействие с людьми, потому что в некоторых сказках его приглашают убаюкивать маленьких детей. Житель потустороннего мира откликается на призыв, заговаривая и усыпляя. Если сказитель видит в собеседнике жертву, то очаровывает ее голосом и съедает. Колдун-людоед способен магическим образом исцелять оппонента, если тот противостоит заговорам. В некоторых сказках описывается, что кот Баюн, покоренный храбрыми воинами, остается на службе царя.

Слово «баюн», помимо прямой расшифровки, расценивается как упоминание Баяна, русского сказителя, чья слава сравнима со славой великого писателя Гомером. Сказитель повествовал о легендах прошлого, которые были малоизвестны миру. Упоминание об этом человеке связывает современную цивилизацию и исчезнувшую цивилизацию Гипербореи.

Кот Баюн сидит на столбе

В финале этого периода кот Баюн переселился в мертвый лес и расположился на границе двух миров: загробного и реального, воссев на железном столбе. Любопытно в этом случае упоминание о металле, из которого сделаны защитные колпаки воина и когти животного. Ведь предания относятся ко времени, когда подобный материал не был известен миру.

Имя Баюн созвучно и с названием Гамаюн. Гамаюн – это имя вещей птицы, знающей о прошлом.

Гамаюн

Исконно русский образ кота лелеялся историей на протяжении 17 тысячелетий. Привычный образ животного, играющего роль домашнего оберега в повседневности и теплого друга, скрашивающего одиночество, – древнее, чем мифологические персонажи Древнего Египта и Греции. Некоторые родители и сегодня поют колыбельную о коте, которого приглашают в дом за пирог или кринку молока, чтобы тот убаюкал малыша, не желающего спать.

Фото

24smi.org

Кот Баюн | Bestiary.us

Из всех персонажей русских народных сказок и народного же фольклора, Кот-Баюн находится довольно близко к её к хвосту. Отчего? От того, что его так мало поменают в сказках. Почему? Вот об этом и поговорим.

Главный источник современных славянских нечистиков — это по прежнему русские народные сказки в оформлении Афанасьева, Толстого и т.д. В них и оформился образ Кота-Баюна, и на что же он похож?

... пришел Андрей-стрелок в тридесятое царство. За три версты стал его одолевать сон. Надевает Андрей на голову три колпака железных, руку за руку закидывает, ногу за ногу волочит — идёт, а где и катком катится. Кое-как выдержал дремоту и очутился у высокого столба.

Кот Баюн увидел Андрея, заворчал, зауркал да со столба прыг ему на голову — один колпак разбил и другой разбил, взялся было за третий. Тут Андрей-стрелок ухватил кота клещами, сволок наземь и давай оглаживать прутьями. Наперво сёк железным прутом; изломал железный, принялся угощать медным — и этот изломал и принялся бить оловянным.

Оловянный прут гнется, не ломится, вокруг хребта обвивается. Андрей бьёт, а кот Баюн начал сказки рассказывать: про попов, про дьяков, про поповых дочерей. Андрей его не слушает, знай охаживает прутом. Невмоготу стало коту, видит, что заговорить нельзя, он и взмолился:

— Покинь меня, добрый человек! Что надо, всё тебе сделаю.

— А пойдёшь со мной?

— Куда хочешь пойду.

Андрей пошел в обратный путь и кота за собой повёл.

"Пойди туда, не знаю куда", русская народная сказка (412)

В этой сказке вроде бы описаны все основные детали этого персонажа: сидит на столбе, способен разбить железный колпак, иначе как клещами (тоже железными) его не возьмёшь, и, что самое главное, он разумен, хотя бы на уровне роботов Азимова, иначе бы с ним нельзя было проводить конструктивный диалог.

Стоп. Мы же забыли ещё кое-что — размеры Кота. С какого-то момента принято считать, что Кот-Баюн не только людоед, но и огромадных размеров, с лошадь наверное.

Гм. Кот... Людоед... Огромного размера... Что же это за животное получается?!

Да известно какое: тигр, лев, другие крупные кошачьи хищники. Все кошачьи, от мала до велика, и домашние, и дикие, похожи и анатомически (за исключением, пожалуй, гепарда), и по поведению (за исключением льва и отчасти южноамериканской кошки-ягуарунди — не путайте её с ягуаром, пожалуйста): все они хищники, нападающие на свою добычу из засады, добывающие её не только зубами, но и когтями...

Вернёмся к размерам. Огромен ли Кот-Баюн? Более старые рисунки — К.Кузнецова, например — не дают нам возможности судить об этом, но более новые рисунки — О.И.Новокрешённых или И.В.Тихонова — считают, что да. Чижиков, который иллюстрировал повесть-сказку Успенского "Вниз по волшебной реке", просто изобразил Баюна огромным чёрным котом (и впрямь, ведь не белым персом и не черно-белым сиамом его ведь изображать?), больше не только лошади, но и лошади со всадником.

Одним словом, Кот-Баюн не то "просто" домашний кот "размером со слона", не то просто сверх-большая и волшебная чёрная пантера или тигр-меланист. Но всё не так просто.

В выше приведённой сказке, например, о размерах Баюна не говорится, но то, что он вскочил главному герою на голову, всё-таки указывает, что он меньше тигра, и даже леопарда, пумы и рыси. Крупный родич домашней кошки, напав на свою жертву со спины (рысь на зайца, тигр на оленя, лев на зебру), валит её на землю без особых проблем. То, что Кот-Баюн в битве со своим супостатом (Андреем, Федотом, Иваном) этого не сделал, говорит о том, что он всё-таки небольшого размера, скажем — не больше домашней кошки, раз главный герой (скажем, Андрей-стрелок) смог принести его на родину в клетке (правильно, ведь кошка на поводке — это нонсенс и смертельная обида животному к тому же). При этом, однако, он обладает достаточной силой, чтобы разбить два железных колпака, а также стальными-железными когтями, которыми он хотел распотрошить царя, когда они были друг другу представлены.

Да, но при всём этом он ещё и обладал не только разумом и речью, но и рассудком, порядочностью, что ли: приказал ему Андрей-стрелок успокоиться и царя не трогать, Кот царя и не тронул. Соловей-разбойник, существо, вроде бы, гуманойдное (хотя изображают по разному, скажем честно), оказавшись в аналогичной ситуации между князем Владимиром и Ильёй Муромцем, так не поступил, в результате чего и поплатился головой. В чём тут разница?

А в том, что Кот-Баюн — это кот. А что такое кот? А это животное, которое бродит само по себе, там, где ему вздумается — Киплинг, когда писал свою сказку про кошек и собак, был совершенно прав. Отношения кошек и людей тоже идут в обе стороны, понять, кто в тандеме "кошка-человек" главный, иногда не просто (это вам не собака, друг человека). Кот-Баюн — это кот в квадрате, и победа Андрея над ним — это мечты людей об окончательной победе над кошками — кот, который сохраняет свои урождённые кошачьи качества и слушает человека как собака (Не дождётесь!).

Посмотрим ещё раз на характер Кота-Баюна. Да, он убивает всех, кто потревожит его покой, но, в отличие от, скажем, Змея Горыныча, он отнюдь не ищет приключений на собственную задницу, а сидит у себя на столбе (и кто его туда посадил, такого котю со стальными когтями и зубками?), и — всё.

Ну, понятно что не всё. Скорее всего, на своём столбе Кот-Баюн поджидал добычу (а что ему оставалось делать?). А потом пришёл Андрей-стрелок, и... мы вернулись к началу цитаты, приведённой выше: Кот-Баюн, как не крути, как не верти, он — людоед (как и любой другой крупный дикий кот, не важно, сказочный или реальный).

И вот мы вернулись к изначальному вопросу? Почему Кот-Баюн так не популярен? Е.Прокофьева, которая написала некий справочник о нечистой силе, смогла упомянуть его в только двух инстанциях: в "Руслане и Людмиле" Пушкина и "Вниз по волшебной реке" Успенского.

Что до "Кота учёного" Пушкина, то он не очень похож на Баюна: людей не губит, сон не насылает, хотя подобно Баюну он рассказывает сказки, а также поёт песни-песенки. Вот только в отличие от Баюна — "Под ним сидел, и кот учёный свои мне сказки говорил. Одну я помню: сказку эту, поведаю теперь я свету..." То есть данный кот не только Пушкина не тронул, но и рассказывал ему свои сказки без таких аргументов, как те прутья, которыми Баюна охаживал Андрей.

Так что, если ты пришёл без злого умысла, то можно и с Баюном договориться? В смысле, Андрей (или Иван, или другой герой русских сказок) пришёл, чтобы Баюна пленить, а Пушкин — нет, то и встретили их по разному? Вполне вероятно, так как кошки (даже простые, не волшебные) вполне чувствуют-понимают, какие намерения у людей, и реагируют на них по разному. Вот так-то.

Ну, а если Пушкинов "Кот учёный" был позитивным персонажем, то Успенский в своей сказочной повести "Вниз по волшебной реке" изобразил Баюна довольно жутко: то есть персонаж русских сказок, размером с человека, наверное, раз он может ездить верхом на лошади и бороться грудь в грудь с богатырём. И эффективнее чем тот же Соловей-разбойник, кстати (у Успенского он тоже есть). Почему?

Да потому, что кот размером с человека — это уже тигр! Опять же, чёрный кот (пускай и не размером с человека) — это уже нечистая сила. Ну и в народных сказках, на которые Успенский "опирался", когда писал свою повесть-сказку, Баюн описан довольно жутковато (см. выше). Он сложил всё это вместе, добавил Баюну усыпляющий взгляд (чего в сказках вроде бы не было) и создал довольно мрачное создание, особенно по меркам его весёлой сказки.

И всё-таки Баюна позабыли. Почему? Слишком зыбкий образ он оставил в сказках; у Пушкина он тоже только в прологе, а Успенский сейчас тоже подзабыт, и "помочь" Баюну не может. А жаль! В книгах жанра славянского фэнтэзи он бы занял не последнее место, не хуже какого-нибудь Змея Горыныча... Но видно — не судьба.

Но вот домашние кошки процветают и поныне, и быть поласковей с ними не мешает — а вдруг они свою обиду расскажут такому вот Баюну? Худо тогда будет! Так что обращайтесь с ними по-человечески — и вам воздастся сторицей.

Конец.

www.bestiary.us

Кот Баюн. Славянская мифология - Хорошего понемножку

ОТКУДА ПОВЕЛИСЬ КОШКИ

Странствовала когда-то Белес, скотий бог, по земле и остановился вечером у стога сена переночевать. В котомке у него был хлеб, а ночью мышки-норушки хлеб-то весь и погрызли.

Рассердился Белес, швырнул в мышь свою рукавицу - а рукавица-то превратилась в кошку.

С той поры и начался кошачий род.

Кошка - зверь, очень любимый народом. С нею связано множество примет и пословиц: «Кто кошек любит - будет жену любить!», «Без кошки не изба», «На мышку и кошка зверь!», «Кошки дерутся - мышкам приволье!».Кошка свертывается клубком к морозу, крепко спит брюхом кверху - к теплу, скребет лапами стену - к ветру непогожему, умывается - к ведру (и к приходу гостей), лижет хвост - к дождю, на человека тянется - обновку (корысть) сулит. Существует старинное поверье, что кошка так живуча, что только девятая смерть и может ее уморить до смерти.Загадки загадывает посельшина-деревеншина про этого живучего зверя такие, например: «Две ковырки, две подковырки, один вертун, два войка, третья маковка!»

А. Маскаев

Заводит русский мужик кошек для борьбы со страшным для него зверем, маленьким, но свирепым, когда об иную пору мышиный народ у него чуть не весь хлеб на гумнах да по амбарам поедает! И даже особыми заговорами, из уст ведунов-знахарей, заговаривает свои скудные запасы - «от мышеяди».

А. Маскаев

Кошка у всех народов была спутницею колдунов. Народное суеверие приписывает ее видящим в темноте глазам необычайную силу, почерпнутую из мира таинственного. Трехшерстная кошка, по мнению наших пахарей, приносит счастье тому дому, где живет; семишерстный кот является еще более верным залогом семейного благополучия.

По словам русских сказок, кошка - чуть ли не самое смышленое животное. Она сама сказывает сказки и не хуже дотошного знахаря умеет отводить глаза. Кот-Баюн был наделен голосом, слышным за семь верст, и видел за семь верст; как замурлыкает, бывало, так напустит, на кого захочет, заколдованный сон, которого и не отличишь, не знаючи, от смерти. В некоторых сказках земляная кошка охраняет клады.Черная кошка является, по народному слову, олицетворением нежданного раздора: «Им черная кошка дорогу перебежала!» - говорят о врагах, недавно еще бывших чуть не закадычными друзьями. В стародавние годы знающие всю подноготную люди говаривали, что на черную кошку можно выменять у нечистой силы шапку-невидимку и неразменный червонец.Нужна-де ей, окаянной, черная кошка, чтобы прятаться в нее на свят-Ильин день, когда грозный для всякой нежити-нечисти пророк сыплет с небес своими огромными стрелами.Кошка нужна для того, чтобы добыть кость-невидимку - древнейшее колдовское средство.

А.Маскаев

По мнению ведьм и колдунов, следует отыскать черную кошку, на которой ни единого волоса не было бы другого цвета, и, убив ее и ободрав, сварить в котле. Затем выбрать все кости и, положив перед собой, сесть перед зеркалом. Каждую кость надобно класть себе на голову и при этом смотреться в зеркало. Когда при какой-то кости себя в зеркале не увидишь - она и есть кость-невидимка. С нею можно куда угодно ходить, делать что угодно - и никому об том ведомо не будет.

А.Маскаев

Еще и в наши дни говорят на Руси, что кто убьет чьего-нибудь любимого кота, тому семь лет ни в чем удачи не будет. Кто любит-бережет кошек, того этот хитрый зверь охраняет от всякой «напрасной беды».Много и других поверий связано с ним в богатом суеверной памятью русском народе.

А. Маскаев

Кот Баюн — персонаж русских волшебных сказок, огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшбе и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет добыть кота, найдет спасение от всех болезней и недугов — сказки Баюна целебны. Само по себе слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай», от глагола баять — «рассказывать, говорить» (ср. также глаголы баюкать, убаюкивать в значении «усыплять»).В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком, обычно железном столбе.Обитает кот за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном мёртвом лесу, где нет ни птиц, ни зверей. В одной из сказок о Василисе Прекрасной Кот Баюн проживал у Бабы-Яги.

Iney aka AnHellica

Существует большое количество сказок, где главному действующему персонажу дают задание изловить кота; как правило, такие задания давали с целью сгубить доброго молодца. Встреча с этим сказочным чудовищем грозила неминуемой смертью. Чтобы захватить волшебного кота, Иван-царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поборов и поймав животное, Иван-царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побеждённый кот начинает служить царю — сказки сказывать и исцелять царя убаюкивающими словами.

… пришел Андрей-стрелок в тридесятое царство. За три версты стал его одолевать сон. Надевает Андрей на голову три колпака железных, руку за руку закидывает, ногу за ногу волочит — идёт, а где и катком катится. Кое-как выдержал дремоту и очутился у высокого столба.

Кот Баюн увидел Андрея, заворчал, зауркал да со столба прыг ему на голову — один колпак разбил и другой разбил, взялся было за третий. Тут Андрей-стрелок ухватил кота клещами, сволок наземь и давай оглаживать прутьями. Наперво сёк железным прутом; изломал железный, принялся угощать медным — и этот изломал и принялся бить оловянным.

Кот Баюн

Оловянный прут гнется, не ломится, вокруг хребта обвивается. Андрей бьёт, а кот Баюн начал сказки рассказывать: про попов, про дьяков, про поповых дочерей. Андрей его не слушает, знай охаживает прутом. Невмоготу стало коту, видит, что заговорить нельзя, он и взмолился: — Покинь меня, добрый человек! Что надо, всё тебе сделаю. — А пойдёшь со мной? — Куда хочешь пойду. Андрей пошел в обратный путь и кота за собой повёл.

— «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что», русская сказка

algre.livejournal.com

Славянская мифология. Кот Баюн: kroshka77

Кошка - зверь, очень любимый народом. С нею связано множество примет и пословиц: «Кто кошек любит - будет жену любить!», «Без кошки не изба», «На мышку и кошка зверь!», «Кошки дерутся - мышкам приволье!».Кошка свертывается клубком к морозу, крепко спит брюхом кверху - к теплу, скребет лапами стену - к ветру непогожему, умывается - к ведру (и к приходу гостей), лижет хвост - к дождю, на человека тянется - обновку (корысть) сулит. Существует старинное поверье, что кошка так живуча, что только девятая смерть и может ее уморить до смерти.Загадки загадывает посельшина-деревеншина про этого живучего зверя такие, например: «Две ковырки, две подковырки, один вертун, два войка, третья маковка!»

А. Маскаев

Заводит русский мужик кошек для борьбы со страшным для него зверем, маленьким, но свирепым, когда об иную пору мышиный народ у него чуть не весь хлеб на гумнах да по амбарам поедает! И даже особыми заговорами, из уст ведунов-знахарей, заговаривает свои скудные запасы - «от мышеяди».

А. Маскаев

Кошка у всех народов была спутницею колдунов. Народное суеверие приписывает ее видящим в темноте глазам необычайную силу, почерпнутую из мира таинственного. Трехшерстная кошка, по мнению наших пахарей, приносит счастье тому дому, где живет; семишерстный кот является еще более верным залогом семейного благополучия.

По словам русских сказок, кошка - чуть ли не самое смышленое животное. Она сама сказывает сказки и не хуже дотошного знахаря умеет отводить глаза. Кот-Баюн был наделен голосом, слышным за семь верст, и видел за семь верст; как замурлыкает, бывало, так напустит, на кого захочет, заколдованный сон, которого и не отличишь, не знаючи, от смерти. В некоторых сказках земляная кошка охраняет клады.Черная кошка является, по народному слову, олицетворением нежданного раздора: «Им черная кошка дорогу перебежала!» - говорят о врагах, недавно еще бывших чуть не закадычными друзьями. В стародавние годы знающие всю подноготную люди говаривали, что на черную кошку можно выменять у нечистой силы шапку-невидимку и неразменный червонец.Нужна-де ей, окаянной, черная кошка, чтобы прятаться в нее на свят-Ильин день, когда грозный для всякой нежити-нечисти пророк сыплет с небес своими огромными стрелами.Кошка нужна для того, чтобы добыть кость-невидимку - древнейшее колдовское средство.

А.Маскаев

По мнению ведьм и колдунов, следует отыскать черную кошку, на которой ни единого волоса не было бы другого цвета, и, убив ее и ободрав, сварить в котле. Затем выбрать все кости и, положив перед собой, сесть перед зеркалом. Каждую кость надобно класть себе на голову и при этом смотреться в зеркало. Когда при какой-то кости себя в зеркале не увидишь - она и есть кость-невидимка. С нею можно куда угодно ходить, делать что угодно - и никому об том ведомо не будет.

А.Маскаев

Еще и в наши дни говорят на Руси, что кто убьет чьего-нибудь любимого кота, тому семь лет ни в чем удачи не будет. Кто любит-бережет кошек, того этот хитрый зверь охраняет от всякой «напрасной беды».Много и других поверий связано с ним в богатом суеверной памятью русском народе.

А. Маскаев

Кот Баюн — персонаж русских волшебных сказок, огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшбе и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет добыть кота, найдет спасение от всех болезней и недугов — сказки Баюна целебны. Само по себе слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай», от глагола баять — «рассказывать, говорить» (ср. также глаголы баюкать, убаюкивать в значении «усыплять»).В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком, обычно железном столбе.Обитает кот за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном мёртвом лесу, где нет ни птиц, ни зверей. В одной из сказок о Василисе Прекрасной Кот Баюн проживал у Бабы-Яги.

Iney aka AnHellica

Существует большое количество сказок, где главному действующему персонажу дают задание изловить кота; как правило, такие задания давали с целью сгубить доброго молодца. Встреча с этим сказочным чудовищем грозила неминуемой смертью. Чтобы захватить волшебного кота, Иван-царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поборов и поймав животное, Иван-царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побеждённый кот начинает служить царю — сказки сказывать и исцелять царя убаюкивающими словами.

… пришел Андрей-стрелок в тридесятое царство. За три версты стал его одолевать сон. Надевает Андрей на голову три колпака железных, руку за руку закидывает, ногу за ногу волочит — идёт, а где и катком катится. Кое-как выдержал дремоту и очутился у высокого столба.

Кот Баюн увидел Андрея, заворчал, зауркал да со столба прыг ему на голову — один колпак разбил и другой разбил, взялся было за третий. Тут Андрей-стрелок ухватил кота клещами, сволок наземь и давай оглаживать прутьями. Наперво сёк железным прутом; изломал железный, принялся угощать медным — и этот изломал и принялся бить оловянным.

Кот Баюн

Оловянный прут гнется, не ломится, вокруг хребта обвивается. Андрей бьёт, а кот Баюн начал сказки рассказывать: про попов, про дьяков, про поповых дочерей. Андрей его не слушает, знай охаживает прутом. Невмоготу стало коту, видит, что заговорить нельзя, он и взмолился: — Покинь меня, добрый человек! Что надо, всё тебе сделаю. — А пойдёшь со мной? — Куда хочешь пойду. Андрей пошел в обратный путь и кота за собой повёл.

— «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что», русская сказка

kroshka77.livejournal.com

Кот Баюн – есть о чем подумать!

Отличительные особенности кота в русской мифологии:

 

- Кот явно лесной житель. Это указывает на то, что источник образа - лесной кот, это может быть сибирский дикий кот или рысь.  Скорее всего, место происхождения образа – Урал и Сибирь, когда там жили предки русских – арии. Было это 5 -7 тысяч лет назад. Следовательно, история кота в русской мифологии насчитывает не менее 5 тысяч лет, это старше древнеегипетской культуры. Так что говорить о том, что кошка родом из древнего Египта – значит игнорировать русскую историю. В ней образ кота (не кошки) значительно древнее.

 

- Кота зовут баюкать деток. Значит, он не живет вместе с людьми (его надо позвать!), он дикий лесной житель, более того, житель потустороннего мира. Или скорее пограничного мира. Отсюда в тридевятом царстве, отсюда у Бабы Яги, отсюда в мертвом лесу, который всегда был границей между царством живых и царством мертвых.

 

- Кот заговаривает, усыпляет, гипнотизирует – Баюн от слова «баять» - рассказывать. Значит, Баюн – сказитель. Того, кто засыпает, он убивает и съедает. Но Кот Баюн - не просто колдун и людоед. Того, кто устоит перед его чарами, он исцеляет от всех болезней. Он и убийца, и лекарь. Все зависит от человека, с чем он пришел к коту. Кот – великий целитель. Добыть кота – великий подвиг. В разных сказках его совершает Иван-царевич или Андрей- стрелок. Для этого он надевает несколько железных колпаков, которые кот разбивает своими железными когтями, один за другим, но наконец, обессилев, дает себя пленить. И после этого служит великому князю, исцеляя своим баяньем – сказами.

 

- Баян (великий легендарный сказитель, русский Гомер) и Баюн – одно и то же слово. Кот - это сказитель, он рассказывает о делах далекого прошлого, но не просто прошлого, а об истории предков, о которых никому из живых неведомо. Это посредник между цивилизацией, которая исчезла, и нынешней цивилизацией людей – русских, между Гипербореей и Русью.

 

- Размеры Кота Баюна значительно превосходят размеры обычной домашней кошки. Это скорее размеры сибирского лесного кота или амурского лесного кота (длина тела 75-90 см, хвоста – 35-37 см), или даже амурского тигра (возможно отсюда представление о трехцветной кошке – желто-черно-белой – как о Настоящей, приносящей удачу) - ареал обитания этих диких кошек в глубокой древности мог простираться значительно севернее нынешних границ.

 

- У Пушкина Кот Баюн ходит по дубу «направо-налево», но это искажение русской мифологии, в которой Кот ходит вверх-вниз. Идет вверх – рассказывает сказку, предание, идет вниз  - поет песню. Дерево, по которому ходит Кот Баюн – то самое Мировое Дерево, которое растет на горе Меру на Северном Полюсе, в стране Гиперборее. В других мифах Кот Баюн ни по какому дереву не ходит, а восседает на высоком железном столбе (возможно представление о планетарной оси вращения Земли). Это было в те времена, когда хребет Ломоносова еще не ушел под воду, и гора Меру возвышалась над океаном.

 

- После гибели Гипербореи Кот Баюн переселяется в мертвый лес (или лес мертвых), на границу между Явью и Навью, где он опять же сидит на высоком железном столбе.

 

И откуда столько железа в древнерусской мифологии? Баба Яга летает на ступе из железа, Кот Баюн сидит на железном столбе посреди леса на границе мира живых и мира мертвых. И когти у Кота Баюна железные. Железо - всегда точное и однозначное указание на механизм, инструмент, машину. Откуда могло взяться представление о железе, летательных аппаратах и железных машинах у наших далеких предков, которые, если верить официальной истории, жили чуть ли не в каменном веке?

 

- С другой стороны, Кот Баюн = Гамаюн, или Гам Баюн (гам – гимн, предание, баюн – сказитель) – вещая птица. Но вещая не потому что предсказывает будущее, а потому что ведает прошлое. Такое глубокое и древнее прошлое, которое неведомо никому из людей и не описано ни в какой летописи. Это история прародины русских или Ариев – Гипербореи.

 

Так что Кот в русской мифологии – образ нисколько не заимствованный, а скорее, один из древнейших в мировой цивилизации, более древний, чем образ кошки в древнеегипетской мифологии.

 

Кот Баюн – исконно русский персонаж, идущий от прародины Руси – древней Гипербореи, хранитель ее тайн и ее истории. А если учесть, что Гиперборея погибла примерно 17 тысяч лет назад, то сколько же лет Коту Баюну?

 

Фараоны Египта, древние евреи, шумеры, не говоря уже о римлянах и греках и всей наспех сколоченной европейской цивилизации – неразумные младенцы по сравнению с котом Баюном, которого каждая русская мать запросто приглашает побаюкать детку «за рюмочку вина да конец пирога».

 

Между прочим, именно за пирог и вино приглашали кота баюкать деток в древней Руси. Это уже потом рюмка вина была заменена на «кринку молока», по мере того как изначальный образ Баюна забывался и приближался к домашнему коту. А прежде расплачивались вином, как с человеком.

 

Приди, котик, ночевать,Приди детку качать,Я те, котик, заплачу:На неделю дам харчу,Дам те рюмку винаИ конец пирога.

 

 

А вот еще странное:

 

Придет серенький коток,Сынка схватит за бочокИ утащит во лесокДа зароет во песок,Под ракитовый кусток.

 

Ничего себе, да? И все так ласково, нежно, баюкая. Почему так притягательна смерть в древнерусской мифологии? Интересный вопрос, но уже иная история…

i-sergeev.livejournal.com

Кот Баюн — Wiki-Сибириада

Авторы страницы

Команда Лидеры искусства

Изображение

Кот Баюн

Этимология

Что означает название существа?

Кот Баюн - Слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай», от глагола баять — «рассказывать, говорить» (ср. также глаголы баюкать, убаюкивать в значении «усыплять»

Внешний вид

Кот Баюн - Персонаж русских волшебных сказок. В образе кота Баюна соединились черты сказочного чудовища и птицы, обладающей волшебным голосом. Выглядит, это странное животное как кот, туловище которого сложено гармошкой. При ходьбе он сначала идет вперед передними лапами, при этом меха растягиваются и задние лапы остаются на месте. А потом, убедившись, что то место, куда он пришел, безопасно для него и его семейства он начинает медленно подтягивать задние лапы и хвост, при этом издавая звуки гармошки (баяна). У разных котов при этом раздаются разные мелодии. В основном, русские-народные. Но ходили слухи о коте, при ходьбе которого раздавались звуки тувинского горлового пения. Но тот, кто распускал подобные слухи уже пойман и наказан.

Происхождение

Кот-Баюн, вопреки распространенному ошибочному мнению, на самом деле, является Котом-Баяном и представляет из себя продукт случайной мутации или направленных генетических экспериментов (это достоверно пока не выяснено). Он произошел путем скрещивания баяна с котом обыкновенным полосатым.

Место обитания

В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком, обычно железном столбе. Обитает кот за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном мёртвом лесу, где нет ни птиц, ни зверей. В одной из сказок о Василисе Прекрасной кот Баюн проживал у Бабы-Яги.

Родственники

Кот Ученый (А.С.Пушкин "Руслан и Людмила")

Подобно фантастической птице Сирин, кот Баюн обладает поистине волшебным голосом.

Близким родственником Баюна является и зловещий кот Матвей, образ которого с большой долей иронии был создан Михаилом Боярским в музыкальной сказке «Новогодние приключения Маши и Вити».

Особенности характера и привычки

Огромный кот-людоед, обладающий волшебным зачаровывающим голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшебству и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет добыть кота, найдёт спасение от всех болезней и недугов — сказки Баюна целебны.

Интересы

Зачаровывающим голосом усыпляет героев, пытающихся его поймать.

Тому, кто всё же сможет поймать волшебное животное, кот будет служить верой и правдой и рассказывать сказки, исцеляя от разных недугов

Друзья

Кот-людоед

Баба Яга, в одной из сказок о Василисе Прекрасной кот проживал у неё

Враги

Иван-царевич и все путники, у кого недостаточно сил противостоять его волшебству и кто не подготовился к бою с ним

Чтобы захватить волшебного кота, Иван-царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поймав животное, Иван-царевич доставляет его во дворец к своему отцу.

Характерные фразы, цитаты

… Пришёл Андрей-стрелок в тридесятое царство. За три версты стал его одолевать сон. Надевает Андрей на голову три колпака железных, руку за руку закидывает, ногу за ногу волочит — идёт, а где и катком катится. Кое-как выдержал дремоту и очутился у высокого столба. Кот Баюн увидел Андрея, заворчал, зауркал да со столба прыг ему на голову — один колпак разбил и другой разбил, взялся было за третий. Тут Андрей-стрелок ухватил кота клещами, сволок наземь и давай оглаживать прутьями. Наперво сёк железным прутом; изломал железный, принялся угощать медным — и этот изломал и принялся бить оловянным.

Оловянный прут гнётся, не ломится, вокруг хребта обвивается. Андрей бьёт, а кот Баюн начал сказки рассказывать: про попов, про дьяков, про поповых дочерей. Андрей его не слушает, знай охаживает прутом. Невмоготу стало коту, видит, что заговорить нельзя, он и взмолился: — Покинь меня, добрый человек! Что надо, всё тебе сделаю. — А пойдёшь со мной? — Куда хочешь пойду. Андрей пошёл в обратный путь и кота за собой повёл.

Образ в искусстве

Анатолий Константинович Лядов встретил кота Баюна в диковинном месте: «Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн – говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке» и записал свои впечатления в симфонической поэме «Кикимора». Здесь кот Баюн - добрейшее существо, заботливая нянька. Оберегает Баюн кикимору от всех невзгод («Сказания Русского народа» в пересказе академика И.П.Сахарова), качает ее колыбельку «баю-бай, баю-бай». Последний раз ученого кота видели в НИИЧАВО. В музее института, ИЗНАКУРНОЖ, что на улице Лукоморье. Проживает под именем Василий (вновь след Велеса?), о чем и свидетельствуют братья Стругацкие.

Ныне «кот учёный» и кот Баюн - очень популярные персонажи. В пространстве интернета «поселилось» множество таких «котов»: от литературных псевдонимов и наименования веб-журнала, до названия лекарственного препарата для кошек «Кот Баюн» и подписей к фотоснимкам.

Произведения, в которых встречается существо

«Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что»

"Матюша Пепельной",

"Перышко Финиста Ясна сокола"

«Баба Яга и кот Баюн»

«Иван дурак и Баба Яга»

«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве» Сказки / Пересказ А. И. Любарской; Рис. Б. Власова и Т. Шишмарёвой; Оформл. Л. Яценко.-2-у изд. — Л.: Дет., лит., 1991—336 с. ил.

«Василиса прекрасная», «Семена добра: Русские народные сказки и пословицы»/ Сост., автор предисл. и примеч. Л. П. Шувалова; Худ. А. Сорокин. — М.: Дет. лит., 1988. — 175 с.: ил.

«Василиса прекрасная», «Русские детские сказки, собранные А. Н. Афанасьевым», М., Детгиз, 1961 (АФ. Д.)

Фильмография

"Ивашка из дворца пионеров" м/ф

Сказочное образование. Кот Баюн и Иван Царевич

Похожие существа в мифах других народов, сказках, фантастических произведениях

Кот Баюн не просто персонаж русских народных сказок, он кот самого бога Велеса, покровителя скотоводства, земледелия, богатства, которому верно служит. А может, это сам Велес, оборачивающийся котом, когда приходится ему прятаться от грозного Перуна? Сидит кот Баюн на высоком железном столбе, за семь верст видит, за семь верст его голос волшебный слышен. Напускает мурлыканьем своим кот Баюн сон, от смерти неотличимый. Вот что поздние сказки говорят: «... ступай в тридевятое царство за Котом-Баюном. Трёх вёрст не дойдёшь, как станет тебя сильный сон одолевать – Кот-Баюн напустит. Ты смотри – не спи, руку за руку закидывай, ногу за ногой волочи, а где и катком катись; а если уснёшь, Кот-Баюн убьёт тебя!» Бог Велес не только бог скота, но и бог подземного царства (царства смерти), и бог покровитель певцов и поэтов. Недаром про кота Баюна говорили: «Мертвецкий сон одолевает всякого, кто его услышит». Не от Золотого ли, Серебряного и Медного царства Велеса указание в сказках дается, как кота Баюна одолеть? Пение кота Баюна смертельно опасно, а сказки его целебны, но добыть кота сложно. И дается в сказках указание герою идти за котом с тремя колпаками железными, держать наготове железные клещи и три прута: один железный, другой медный, третий оловянный. Разобьет кот два колпака, а третий не одолеет, хватай его клещами да прутами охаживай. Два прута сломаешь, пока одолеешь Баюна. Будет кот в это время сказки рассказывать - не слушай, а на третьем пруте оловянном взмолится кот и будет служить тебе верно.

Творческая работа

Инфографика Кот Баюн

Инфографику создали:Данилова Полина, Ганеева Светлана

Инфографику разместили: Лаврищева Наталья, Неъматулоева Зарина

Список использованных источников

wiki-sibiriada.ru


Заказ товара:

Статуэтки фарфоровые Услуги доставки Для собак Для птиц Для лошадей Для кошек Для грызунов Ветаптека Бутик