Урок биологии по теме "Бактерии: строение и жизнедеятельность". 5-й класс. Модель бактерии своими руками


Эффективные микроорганизмы готовим самостоятельно дома. Модель бактерии своими руками

Модель клетки из пластилина | МОРЕ творческих идей для детей

Как сделать модель живой (животной) клетки из пластилина своими руками (тема "Строение клетки", 5 класс).

Модель клетки (строение клетки) из пластилина

Так как моя старшая дочь из-за плановой госпитализации некоторое время не посещала школу, пропущенные темы мы с ней изучали самостоятельно. "Строение клетки" - одна из таких тем. Я вспомнила, что сама когда-то делала в школу в качестве домашнего задания по биологии модель инфузории-туфельки из пластилина, которая так мне понравилось, что даже отдавать не хотелось. И предложила дочке закрепить изучение этой темы изготовлением модели клетки из пластилина.

Модель клетки дочка отнесла в школу. Оказалось, что это было домашним заданием, и другие дети тоже делали клетку из пластилина.

Как сделать модель живой (животной) клетки из пластилина

Для макета лучше всего подойдет не обычный пластилин, поделки из которого могут деформироваться от падения, от высокой температуры (например, от летнего зноя или под прямыми солнечными лучами) и т.д., а эластичная мягкая полимерная глина, застывающая на воздухе. Подробнее я писала о ней в статье "Легкая самозатвердевающая масса для лепки". Мы очень любим из нее лепить, но у нас она закончилась, поэтому в этот раз пришлось работать с простым пластилином.

Сделать модель живой животной клетки из пластилина можно несколькими способами (в статье использованы иллюстрации из учебника "Биология. Введение в биологию", 5 класс, авторы: А. А. Плешаков, Н. И. Сонин, 2014, художники: П. А. Жиличкин, А.В. Пряхин, М. Е. Адамов).

Модель растительной клетки можно выполнить аналогично, ориентируясь на изображение растительной клетки из учебника.

1. Самая простая плоская модель клетки из пластилина на картоне

Самый простой способ изобразить схему строения клетки, на изготовление которого потребуется меньше всего времени, это слепить из пластилина клетку в соответствии с изображением из учебника.

Этапы работы
  1. Скатать из пластилина длинную тонкую колбаску и небольшой шарик. Шарик расплющить. Это детали, изображающие наружную мембрану и ядро.
  2. Приклеить детали на прямоугольный лист картона. Роль цитоплазмы будет играть поверхность картона внутри замкнутого контура (наружной мембраны).
  3. Сделать сноски и подписи.
2. Плоская модель живой клетки из пластилина

Эта модель похожа на предыдущую, но немного сложнее.

  1. Вырезать из плотного глянцевого картона основу овальной или слегка изогнутой формы.
  2. Приклеить детали, изображающие главные части клетки:- наружную мембрану (сделать ее из скатанного колбаской пластилина)- ядро (сделать его из расплющенного пластилинового шарика).
  3. По желанию приклеить некоторые важные органоиды живой клетки: митохондрии, лизосомы.
  4. Подписи можно сделать прямо на картоне внутри клетки.

Этот же вариант модели клетки можно еще немного усложнить, если в начале работы на основе из картона тонким слоем размазать светлый пластилин (это будет цитоплазма).

3. Модель живой клетки из пластилина на пластике

Так как пластилин через некоторое время оставляет жирные пятна даже на глянцевом картоне, то модель клетки получится более долговечной, если сделать ее на основе из пластика. При использовании прозрачного пластика можно не покрывать основу пластилином. А сноски или надписи, сделанные не на самой модели, а на бумаге под ней, будут хорошо видны через прозрачный материал.

Модель мы делали на основе иллюстраций из пункта 5 "Живые клетки" первой части учебника.

Этапы работы
  1. Подготовить основу из прозрачного пластика. Это может быть пластик от упаковки различных товаров. Например, крышка от пластикового продуктового контейнера.
  2. Вырезать по краям пластика выемки.
  3. Сделать ядро: скатать шарик из коричневого пластилина, расплющить и приклеить на основу в центр или недалеко от центра. По желанию можно изобразить ядрышко, находящееся внутри ядра, из расплющенного маленького шарика более темного цвета.
  4. Сделать лизосомы: скатать маленькие шарики (4 штуки), приклеить их на основу.
  5. Сделать митохондрии: скатать шарики немного побольше, чем для лизосом, немного раскатать их как для колбаски, расплющить, приклеить на основу.
  6. По желанию сделать другие элементы животной клетки: эндоплазматическую сеть, аппарат Гольджи, центриоли и т.д.
  7. Сделать наружную мембрану: скатать из пластилина тонкую колбаску, немного ее расплющить и приклеить по контуру основы. Сразу сделать колбаску нужной длины сложно, но можно соединить друг с другом несколько коротких колбасок.
  8. Оформить работу в программе "Word": сверху поместить заголовок "Строение клетки", в левом нижнем углу - информацию об ученике, выполнившем работу, сделать рамочку. Распечатать. Или написать это от руки. Затем приклеить этот лист на картон.
  9. Сделать сноски, подписи.
  10. Приклеить модель клетки в центр. Пластик очень хорошо держится на картоне, если приклеить его с помощью двусторонней клейкой ленты (скотча). На нашей модели кусочек двустороннего скотча размером с ядро под ним и расположен, поэтому его не видно.
  11. Поместить работу в файл - специальный прозрачный полиэтиленовый пакет для документов.
4. Объемная модель живой клетки из пластилина
  1. Для основы скатать из пластилина большой шарик, придать ему форму яйца и вырезать из него четверть.
  2. Для экономии пластилина можно сделать эту деталь из мягкой фольги, а затем облепить ее пластилином. Еще проще сделать эту деталь из пенопластового яйца для поделок.
  3. Приклеить детали из пластилина (аналогично тому, как описано в предыдущей инструкции).

5. Модель живой клетки из соленого теста

Также можно сделать макет клетки из соленого теста (в этой статье рецепт соленого теста, который я использую).

  1. Соленое тесто раскатать скалкой в пласт толщиной около половины сантиметра.
  2. Вырезать из него основу для макета клетки.
  3. Приклеить основные детали.
  4. Оставить на сутки или двое в теплом месте для высыхания.
  5. Раскрасить красками.
Модели живых (животных и растительных) клеток своими руками

Напоследок небольшая галерея с фотографиями моделей клеток из кабинета биологии. Прошу прощения за качество фотографий - дочка делала их в школе телефоном, а там, где стоит шкаф с работами детей, плохое освещение.

А эта ра

rinnipool.ru

Модель клетки из пластилина | МОРЕ творческих идей для детей

Как сделать модель живой (животной) клетки из пластилина своими руками (тема "Строение клетки", 5 класс).

Модель клетки (строение клетки) из пластилина

Так как моя старшая дочь из-за плановой госпитализации некоторое время не посещала школу, пропущенные темы мы с ней изучали самостоятельно. "Строение клетки" - одна из таких тем. Я вспомнила, что сама когда-то делала в школу в качестве домашнего задания по биологии модель инфузории-туфельки из пластилина, которая так мне понравилось, что даже отдавать не хотелось. И предложила дочке закрепить изучение этой темы изготовлением модели клетки из пластилина.

Модель клетки дочка отнесла в школу. Оказалось, что это было домашним заданием, и другие дети тоже делали клетку из пластилина.

Как сделать модель живой (животной) клетки из пластилина

Для макета лучше всего подойдет не обычный пластилин, поделки из которого могут деформироваться от падения, от высокой температуры (например, от летнего зноя или под прямыми солнечными лучами) и т.д., а эластичная мягкая полимерная глина, застывающая на воздухе. Подробнее я писала о ней в статье "Легкая самозатвердевающая масса для лепки". Мы очень любим из нее лепить, но у нас она закончилась, поэтому в этот раз пришлось работать с простым пластилином.

Сделать модель живой животной клетки из пластилина можно несколькими способами (в статье использованы иллюстрации из учебника "Биология. Введение в биологию", 5 класс, авторы: А. А. Плешаков, Н. И. Сонин, 2014, художники: П. А. Жиличкин, А.В. Пряхин, М. Е. Адамов).

Модель растительной клетки можно выполнить аналогично, ориентируясь на изображение растительной клетки из учебника.

1. Самая простая плоская модель клетки из пластилина на картоне

Самый простой способ изобразить схему строения клетки, на изготовление которого потребуется меньше всего времени, это слепить из пластилина клетку в соответствии с изображением из учебника.

Этапы работы
  1. Скатать из пластилина длинную тонкую колбаску и небольшой шарик. Шарик расплющить. Это детали, изображающие наружную мембрану и ядро.
  2. Приклеить детали на прямоугольный лист картона. Роль цитоплазмы будет играть поверхность картона внутри замкнутого контура (наружной мембраны).
  3. Сделать сноски и подписи.
2. Плоская модель живой клетки из пластилина

Эта модель похожа на предыдущую, но немного сложнее.

  1. Вырезать из плотного глянцевого картона основу овальной или слегка изогнутой формы.
  2. Приклеить детали, изображающие главные части клетки:- наружную мембрану (сделать ее из скатанного колбаской пластилина)- ядро (сделать его из расплющенного пластилинового шарика).
  3. По желанию приклеить некоторые важные органоиды живой клетки: митохондрии, лизосомы.
  4. Подписи можно сделать прямо на картоне внутри клетки.

Этот же вариант модели клетки можно еще немного усложнить, если в начале работы на основе из картона тонким слоем размазать светлый пластилин (это будет цитоплазма).

3. Модель живой клетки из пластилина на пластике

Так как пластилин через некоторое время оставляет жирные пятна даже на глянцевом картоне, то модель клетки получится более долговечной, если сделать ее на основе из пластика. При использовании прозрачного пластика можно не покрывать основу пластилином. А сноски или надписи, сделанные не на самой модели, а на бумаге под ней, будут хорошо видны через прозрачный материал.

Модель мы делали на основе иллюстраций из пункта 5 "Живые клетки" первой части учебника.

Этапы работы
  1. Подготовить основу из прозрачного пластика. Это может быть пластик от упаковки различных товаров. Например, крышка от пластикового продуктового контейнера.
  2. Вырезать по краям пластика выемки.
  3. Сделать ядро: скатать шарик из коричневого пластилина, расплющить и приклеить на основу в центр или недалеко от центра. По желанию можно изобразить ядрышко, находящееся внутри ядра, из расплющенного маленького шарика более темного цвета.
  4. Сделать лизосомы: скатать маленькие шарики (4 штуки), приклеить их на основу.
  5. Сделать митохондрии: скатать шарики немного побольше, чем для лизосом, немного раскатать их как для колбаски, расплющить, приклеить на основу.
  6. По желанию сделать другие элементы животной клетки: эндоплазматическую сеть, аппарат Гольджи, центриоли и т.д.
  7. Сделать наружную мембрану: скатать из пластилина тонкую колбаску, немного ее расплющить и приклеить по контуру основы. Сразу сделать колбаску нужной длины сложно, но можно соединить друг с другом несколько коротких колбасок.
  8. Оформить работу в программе "Word": сверху поместить заголовок "Строение клетки", в левом нижнем углу - информацию об ученике, выполнившем работу, сделать рамочку. Распечатать. Или написать это от руки. Затем приклеить этот лист на картон.
  9. Сделать сноски, подписи.
  10. Приклеить модель клетки в центр. Пластик очень хорошо держится на картоне, если приклеить его с помощью двусторонней клейкой ленты (скотча). На нашей модели кусочек двустороннего скотча размером с ядро под ним и расположен, поэтому его не видно.
  11. Поместить работу в файл - специальный прозрачный полиэтиленовый пакет для документов.
4. Объемная модель живой клетки из пластилина
  1. Для основы скатать из пластилина большой шарик, придать ему форму яйца и вырезать из него четверть.
  2. Для экономии пластилина можно сделать эту деталь из мягкой фольги, а затем облепить ее пластилином. Еще проще сделать эту деталь из пенопластового яйца для поделок.
  3. Приклеить детали из пластилина (аналогично тому, как описано в предыдущей инструкции).

5. Модель живой клетки из соленого теста

Также можно сделать макет клетки из соленого теста (в этой статье рецепт соленого теста, который я использую).

  1. Соленое тесто раскатать скалкой в пласт толщиной около половины сантиметра.
  2. Вырезать из него основу для макета клетки.
  3. Приклеить основные детали.
  4. Оставить на сутки или двое в теплом месте для высыхания.
  5. Раскрасить красками.

Модели живых (животных и растительных) клеток своими руками

Напоследок небольшая галерея с фотографиями моделей клеток из кабинета биологии. Прошу прощения за качество фотографий - дочка делала их в школе телефоном, а там, где стоит шкаф с работами детей, плохое освещение.

А эта работа мне очень понравилась, потому что у меня тоже была идея сделать модель еще и из бумаги, в технике объемной аппликации. Модель клетки выполнена из бумаги в техниках рисования, аппликации и квиллинга.

Предлагаю посмотреть другие статьи из рубрики "Школьные задания" или статьи о поделках из пластилина, массы для лепки, соленого теста и т.д.

© Юлия Валерьевна Шерстюк, https://moreidey.ru

Всего доброго! Если статья была вам полезна, пожалуйста, помогите развитию сайта, поделитесь ссылкой на данную статью в соцсетях.

Размещение материалов сайта (изображений и текста) на других ресурсах без письменного разрешения автора запрещено и преследуется по закону.

Загрузка...

moreidey.ru

Эффективные микроорганизмы своими руками

Можно ли приготовить эффективные микроорганизмы своими руками? Такой вопрос возникает у многих дачников, кто хочет добиться улучшения качества урожая на садовом участке без применения химии. Давайте разберемся, как приготовить полезные микроорганизмы из того, что есть под рукой.

 

Эффективные микроорганизмы своими руками

Опыт применения ЭМ-технологий в Японии довольно живо подхватили многие страны, и ввели этот метод на государственном уровне. У нас же, как обычно, все не так просто, да и вообще нет уверенности, что в пробирках предлагают качественный биоматериал. Его и подморозить могли в дороге, а то и просто налить не то, что на этикетке – рынок у нас веселый.

Исходя из нашего опыта, для весеннего «запуска» жизнедеятельности полезных микроорганизмов на своем участке, надо хотя бы одно ведро влажного компоста опускать на зимовку в подпол. Микробы спокойненько там зимуют, если среда для них поддерживается влажная и теплая. Такой «живой» компост полезно добавлять в почву для выращивания рассады.

компост на зиму сверху присыпается листовым опадом и накрывается простой газетой

Этот компост также используют при высадке рассады в грунт – земля уже прогретая, и перезимовавшие микробы активно берутся за переработку органических остатков, не дожидаясь, когда проснутся остальные бактерии. Такой простой способ сохранения полезных микроорганизмов на зиму подсказал Слащинин Ю.И. – его память зафиксировала «картинку» из детства, когда бабушка заносила плодородную землю на зиму.

А проанализировал он полезность крестьянского «обряда» позже, уже получив опыт разумного земледелия. Мы подхватили это разумное решение для своего сада-огорода, и ежегодно спускаем компост на зимовку в подпол, где хранятся зимние яблоки и груши.

1 способ

Но лучше всего размножить свои «доморощенные» эффективные микроорганизмы, и рассаду поливать обогащенным раствором. Совмещают такой полив с подкормкой. Для этого в 2-хлитровой банке настаивают банановую кожуру или отваривают картофельные очистки, а после остужения добавляют в питательный раствор полстакана «живого» компоста и ложку старого варенья.

В раствор опускают компрессор от аквариума и барботируют взвесь в течение 18-24 часов. Насыщение кислородом способствует моментальному размножению микробов в миллионы раз. Компрессор для этого подойдет самый дешевый, можно сказать примитивный.

Использовать раствор нужно как можно быстрее – через полчаса после отключения подачи воздуха аэробные бактерии задохнутся. Воду надо применять нехлорированную – либо отстоявшуюся, либо заранее растопить снежок с улицы, а позже можно и дождевую воду собрать. Мы берем воду из аквариума – она и мягкая, и теплая – для «домашних» микробов самое то.

Те, кто живет в городе, и кому не с руки возиться с дачным компостом, могут купить ферментированный конский компост в садовом магазине, и также экономно заваривать микробов для подпитки рассады – эффект наверняка будет такой же.

2 способ

Второй способ – более усовершенствованный, и готовится он уже не в домашних условиях, а прямо в саду. Для этого необходимо накопить компостную кучу прямо на участке. Холить ее и лелеять – увлажнять и защищать от солнечных лучей. Там разведутся «свои» полезные микробы и черви.

На будущий год прямо сюда надо высеять, допустим, бархатцы. И когда они подрастут до цветения, заварить из их корней такой же биококтейль, что и весной из простого компоста. Процеживать ничего не надо – либо поливать прямо под корень свежеаэрированным раствором, либо опрыскивать старым «дедовским» способом, окуная простой хозяйственный веник.

Преимущество таких эффективных микроорганизмов, приготовленных своими руками очевидное – в вашем ведре получатся не «импортные» микробы, чуждые вашей экосистеме, а самые настоящие, местные аборигены. Именно они приспособлены к климату, почве и набору культур, которые растут на вашем участке. Их никто не выживет и не подавит своими ингибиторами, так как они «понимают» как выстроен комплекс взаимодействий в микросреде вашей дачи.

Применение бархатцев, конечно, условно. Просто у них семена крупные, и в начале лета их легко посадить. Можно в такой настой кинуть корни любого биодинамического растения с участка – крапиву, одуванчик, что угодно. И в коктейль добавить компост.

Можно на компост посадить бобовые – тогда на корнях разовьются азотфиксирующие бактерии. И когда после барботирования будете обрызгивать огород, разнесете их по всем грядкам. На прибавку азота все овощи откликнутся яркостью листьев, улучшится фотосинтез. И не бойтесь – перекормить таким коктейлем невозможно, микробы не вызывают накопление излишков солей в почве и растениях.

Нам больше нравятся бархатцы – один их запах сдерживает развитие паразитарных видов нематоды, поэтому этим кислородным коктейлем полезно обработать землянику, томаты, клематисы. Наверняка и вы подберете удобные для вас растения – лишь бы они росли на вашем участке и на компосте, который зрел при участии местных микробов и червей. Уж они сумеют составить эффективные цепочки взаимного обмена фитогормонами и аминокислотами, и будут припеваючи жить, попутно восстанавливая и обогащая вашу почву.

 

Вот такие нехитрые способы «выращивания» почвы у себя на участке с помощью полезных микроорганизмов. А чтобы они могли жить и развиваться, не забывайте вносить на грядки органику, и поддерживайте влажность почвы. Тогда эффективные микроорганизмы, размноженные своими руками, будут настоящими помощниками в вашем саду, и быстро восстановят плодородие почвы.

ekosad-vsem.ru

строение и жизнедеятельность". 5-й класс

Разделы: Биология

Цели урока:

Образовательные: актуализировать знания учащихся о самой древней группе живых существ – бактериях; показать особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий; показать многообразие форм бактерий; познакомить учащихся с особым отделом – цианобактериями.

Воспитывать культуру поведения при групповой и индивидуальной работе.

Формировать УУД.

Личностные УУД: проявлять познавательный интерес к изучению бактерий; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.

Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания; выбирать тему проекта с помощью учителя; в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.

Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; выбирать основания для сериации, объектов живой природы, сравнения роли бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов; создавать модель бактериальной клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц; использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.

Тип урока: урок введения нового материала.

Формы работы учащихся: групповая и индивидуальная работа.

Основные понятия: бактерии, прокариоты, эукариоты, автотрофы, гетеротрофы, цианобактерии.

Ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, таблица “Бактерии”; ЭОР текст “Общая характеристика бактерий”, гипертекст с иллюстрациями “Общая характеристика бактерий”, иллюстрации “Разнообразие форм бактерий”, “Типы питания бактерий”, видеофрагмент “Многообразие бактерий”, анимации “Питание бактерий”, “Размножение бактерий”, “Приспособленность бактерий к неблагоприятным условиям”, интерактивные задания “Составление схемы строения бактериальной клетки”, “Формы бактериальных клеток”, “Составление схемы “Питание цианобактерий”; презентация “Бактерии: строение и жизнедеятельность”; нарисованная на листе формата А3 мишень с четырьмя секторами “Моё настроение”, “Моя деятельность”, “Работа в группе”, “Деятельность учителя”.

Структура и ход урока (продолжительность урока 45 минут).

I. Актуализация знаний

(5 мин).

Вспомните

У каких организмов тело не состоит из клеток?

На какие царства организмов делят живой мир?

Какому учёному удалось увидеть мир микроскопических организмов, прежде скрытый от глаз человека?

II. Мотивация к учебной деятельности

(2 мин).

Учитель организует работу учащихся на уроке, предлагает учащимся вспомнить известные сведения о бактериях.

III. Формулирование темы урока, постановка цели

(3 мин).

Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока, ставит цели (проблему): почему бактерии широко распространены на Земле и выживают в неблагоприятных условиях?

IV. Изучение нового материала

(20 мин).

1. Общая характеристика бактерий.

Учитель организует работу в группах по изучению бактерий, обращается с вопросами:

Кто такие бактерии?

Какая наука их изучает?

Для ответов на поставленные вопросы предлагает учащимся проанализировать текст учебника со с. 39, текст ЭОР “Общая характеристика бактерий” и дать определение бактериям и науки, изучающей бактерии.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/37bcf05e-1764-48e4-9b57-04800589f505/%5BBI6ZD_14-01%5D_%5BIL_01%5D.html

В ходе обсуждения учащиеся под руководством учителя записывают определения в тетради.

Бактерии – примитивные одноклеточные организмы, в цитоплазме которых нет оформленного ядра. Ядерное вещество распределено по всей цитоплазме.

Бактериология – раздел микробиологии, занимающийся изучением бактерий.

Учитель обращается к учащимся с вопросом: можно ли увидеть бактерии? Для ответа на него просит учащихся прочитать текст о бактериях-гигантах на соответствующем слайде презентации (приложение 1): есть среди бактерий и настоящие гиганты, например пурпурная серобактерия – длиной до 1/20 мм. Пару таких бактерий вполне можно увидеть невооружённым глазом [4].

Затем учащиеся анализируют ЭОР “Общая характеристика бактерий. Разнообразие форм бактерий”

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/41bc632e-9777-40f5-9975-8eaeeb6e96d0/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_01%5D.htm

Заполняют в тетради схему “Формы бактерий” и зарисовывают их <рисунок 1>, сравнивают изображение схемы на соответствующем слайде презентации, при необходимости – корректируют.

После заполнения схемы учащиеся анализируют текст со с.40 о выносливости и приспособленности бактерий к жизни в разнообразных условиях существования.

2. Строение бактериальной клетки.

Учитель демонстрирует учащимся таблицу “Бактерии”, предлагает проанализировать текст с. 40, 41, рисунок 33 “Строение бактерии”.

Затем учитель предлагает учащимся зарисовать рисунок бактериальной клетки в тетради и подписать обозначения её частей <рисунок 2>, сравнить рисунок с изображённым на слайде презентации, в случае необходимости откорректировать его.

Далее учитель просит учащихся найти информацию на с. 41 о прокариотах и эукариотах, сформулировать определения этих понятий.

Прокариоты – организмы, не имеющие оформленного ядра, молекула органического вещества не отделена от цитоплазмы, а прикреплена к клеточной мембране. Бактерии относятся к этой группе.

Эукариоты – организмы, имеющие оформленное ядро с ядерной оболочкой. В группу эукариот входят растения, грибы, животные, в том числе человек.

3. Процессы жизнедеятельности бактерий.

Учащиеся анализируют текст учебника с. 41 о типах питания бактерий, рассматривают рисунок 34 “Цианобактерии в водоёме”, изучают особенности строения цианобактерий, содержащих хлорофилл, знакомятся с особенностями питания фотосинтезирующих бактерий, используя ЭОР “Питание бактерий”.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bf2ccee8-4e8c-4b20-b14c-65a4970d577f/%5BBI6RA_14-01%5D_%5BAN_03%5D.swf

Затем учащиеся продолжают анализировать таблицу ЭОР “Типы питания бактерий”.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5b585ae7-42ad-462f-817e-3bb8f53c83c8/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_02%5D.htm

Типы питания бактерий

Автотрофы

Гетеротрофы

используют неорганические соединения для построения органических веществ бактерии.

используют органические соединения для построения органических веществ бактерии.

Могут использовать энергию солнечного света (цианобактерии).

Могут использовать энергию неорганических веществ (серобактерии, железобактерии).

Сапрофиты извлекают питательные вещества из мёртвых тел.

Паразиты питаются органическими веществами живых тел.

Затем учащиеся знакомятся с разными типами обмена веществ у бактерий и продолжают анализировать ЭОР “Общая характеристика бактерий”, в ходе чего изучают условия жизни бактерий из соответствующей таблицы.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/41bc632e-9777-40f5-9975-8eaeeb6e96d0/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_01%5D.htm

Условия жизни бактерий

Аэробные

Анаэробные

живут в воздухе

живут в бескислородной среде

Способны к дыханию кислородом – наиболее эффективный способ получения энергии.

Энергию получают в результате брожения – древний и энергетически маловыгодный процесс.

Для изучения способа размножения бактерий учащиеся просматривают соответствующую анимацию.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000337-1000-4ddd-3b5e-010046bb2fd1/0024.swf

После её просмотра учащиеся приходят к выводу, что бактерии размножаются простым делением клетки надвое. При благоприятных условиях деление клеток у некоторых бактерий может происходить через каждые 20-30 минут.

Затем учитель обращается к учащимся с вопросом: “Как бактерии переносят неблагоприятные условия среды?” и предлагает просмотреть анимацию ЭОР “Приспособленность бактерий к неблагоприятным условиям”.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000338-1000-4ddd-4de3-040046bb2fd1/0025.swf

В ЭОР “Общая характеристика бактерий”

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/41bc632e-9777-40f5-9975-8eaeeb6e96d0/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_01%5D.htm

учащиеся находят сведения о том, что благодаря способности образовывать споры, бактерии: длительно сохраняются, переживают неблагоприятные условия, распространяются.

Затем учитель предлагает учащимся выполнить физкультминутку.

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши 3 хлопка, Головою 3 кивка, На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парту сесть опять.

V. Закрепление нового материала

(5 мин).

Учащиеся работают в группах и выполняют интерактивные задания “Составление схемы строения бактериальной клетки”, “Формы бактериальных клеток”, “Составление схемы “Питание цианобактерий”.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000033b-1000-4ddd-73a0-0d0046bb2fd1/0028.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000339-1000-4ddd-ccea-070046bb2fd1/0029.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000342-1000-4ddd-2421-250046bb2fd1/0046.swf

VI. Контролирующее задание

(5 мин).

Учащиеся работают индивидуально, выполняя тестовые задания по двум вариантам (приложение 2).

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(3 мин).

Учитель предлагает учащимся оценить деятельность на уроке, используя технологию “Рефлексивная мишень”. Учащиеся получают нарисованную на листе формата А3 мишень, которая разделена на четыре сектора “Моё настроение”, “Моя деятельность”, “Работа в группе”, “Деятельность учителя”, в которых отмечены параметры оценки. Каждый участник педагогического взаимодействия “стреляет” четыре раза в мишень, делая отметку маркером или стикером в зависимости от оценки действия. Мишень вывешивается и комментируется учителем [6].

VIII. Домашнее задание

(2 мин).

Изучить текст § 9, ответить на вопросы параграфа.

По выбору:

– изучить дополнительный текст со с. 38; – либо индивидуально, либо в паре, либо группой: – выполните модель бактериальной клетки; – подготовьте сообщения по материалам Интернет и дополнительной литературы на темы: “Клубеньковые бактерии”, “Цианобактерии”, “Молочнокислые бактерии”, “Болезнетворные бактерии”; – придумайте научно-популярный рассказ, в котором бактерии играли бы важную роль. попробуйте оформить своё произведение как сценарий фильма или мультфильма; – заложите опыт, доказывающий необходимость мыть руки перед едой.

Методика проведения опыта

Чтобы убедиться в необходимости мыт руки перед едой, проведите следующий опыт. Приготовьте питательную смесь для бактерий. Возьмите клубень картофеля, помойте его и почистите. Разрежьте пополам и вымочите в течение 2-3 часов в 1 %-м растворе соды. Затем сварите его и разрежьте на ломтики. Ломтики положите на фильтровальную бумагу в 3 чашки Петри. Это и есть питательная среда для выращивания бактерий. (Чашки Петри необходимо предварительно тщательно помыть и высушить). Прикоснитесь пальцами немытой рукой к питательному раствору в одной из чашек. К питательному раствору в другой чашке прикоснитесь пальцами вымытой без мыла руки. К раствору в третьей чашке прикоснитесь, предварительно тщательно вымыв руки с мылом. Накройте чашки Петри крышками и поставьте в несильно освещённое тёплое место. На результаты опыта посмотрите через 2-3 дня. Сравните результаты. Сделайте мини-доклад о своём опыте на следующем уроке биологии [5].

Источники

  1. Биология: 5 класс: учебника для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 128 с.: ил.
  2. Биология: 5 класс: методическое пособие / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 80 с.
  3. Биология: тестовые задания: 6 класс: дидактические материалы /Е.А. Солодова. – М.: Вентана-Граф, 160 с.
  4. Биология: энциклопедия для детей, том 2 / М. Аксёнова, С. Исмаилова и др., издание второе, переработанное и дополненное. Москва “Аванта+”, 1994.
  5. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. 6 (7) класс. – М.: Вако, 2005. – 352 с. – (В помощь школьному учителю).
  6. http://www.zankov.ru/exp/article=2152
  7. Список используемых на данном уроке ЭОР (приложение 3).

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Бывают ли у микробов свои микробы? Клуб почемучек :: Это интересно!

Сегодня в моем "Клубе почемучек" в Коллективном блоге для мам я публикую ответ на вопрос мамы Галины и ее пятилетней дочки Катюши: "Откуда появился человек, когда людей еще не было?". А здесь, у себя в блоге, я делаю перепост прошлого выпуска Клуба, в котором я отвечала на вопрос мамы Натальи и ее пятилетней дочки:

"Бывают ли у микробов свои микробы?"  

Когда мы приходим домой с прогулки, перед тем как садится за стол или после того как наши руки касались чего-то грязного, мы обязательно моем их с мылом. Для чего мы это делаем? Для того, чтобы избавиться от сотен и тысяч малюсеньких живых существ - микробов, - которые успели поселиться на руках. Но как ни вглядывайся, никаких живых существ мы не увидим. Дело в том, что они такие крошечные, что разглядеть их можно только при сильном увеличении. Впервые микробы увидел в 17 веке голландский ученый-самоучка Антони ван Левенгук. Он сам изобрел и изготовил двояковыпуклые линзы (лупу), которые увеличивали предметы в 160 раз! И был поражен, что куда бы он не посмотрел - на каплю воды, на мясо, на зубной налет, - он на всем видел мельчайшие живые существа. Но только почти через 200 лет французский ученый Луи Пастер выдвинул теорию о том, что именно микробы вызывают заболевания.  В наше время знания о микробах значительно увеличились. Мы знаем, что слово микроб (от греч. "mikros" - маленький и "bios"- жизнь) обозначает целую совокупность мельчайших живых существ, невидимых глазу. Они делятся на два больших вида: безъядерные (клетки которых не имеют ядер) и эукариоты - те, в клетках которых есть ядро. К первым относятся бактерии и археи (которые раньше объединяли с бактериями, а теперь выделили в отдельную группу). Ко вторым грибы (только не те, что с ножками:), а некоторые виды микроскопических грибков, например, плесень) и протисты (простейшие одноклеточные животные, такие как амебы, инфузории и прочие). Всех их изучает наука микробиология. А вот вирусы, такие же крошечные возбудители многих болезней (например, знакомого всем гриппа)  к микробом (как и к живым существам) не относятся, их выделяют в отдельную группу и изучает их другая наука - вирусология.
Бактерии, протисты и грибы
Еще мы знаем, что из всех живых существ на Земле микробов больше всего. Только одни бактерии составляют 70% всех живых организмов нашей планеты.

Мы знаем, что в теле человека только десятая часть клеток его собственная, остальные клетки принадлежат микробам. Например, в кишечнике человека обитают бактерии, и общий вес их около одного килограмма!

Еще мы знаем, что микробы бывают не только вредные, но и полезные. Они необходимы везде - для образования почвы, для образования многих полезных ископаемых (например, железных руд и нефти), для жизни растений (клубеньковые бактерии живут на корнях бобовых и обогащают почву азотом), для  многих жизненных функций животных и человека (например, пищеварения), для получения многих продуктов (кефира, кваса, вина, дрожжевого теста, квашенных овощей). Даже кислород, которым мы дышим, когда-то в давние-предавние времена сделали бактерии!

В наше время увидеть микробы своими глазами мы можем при помощи специального прибора - микроскопа. У нас в городе, например, каждый год при краеведческом музее организовывается выставка, на которой любой желающий может посмотреть через микроскоп на различные виды микробов и тканей. И даже на экране монитора, подключенному к электронному микроскопу, увидеть те микробы, которые живут на его руках или во рту. Вот как выглядит мир микробов, живущих во рту моего сына:
Микробы под электронным микроскопом

Но не обязательно иметь микроскоп, чтобы увидеть микробы. Давайте попробуем сами обнаружить их прямо у нас на кухне. 

Для этого нам понадобится сырое молоко. Если его поставить в теплое место и оставить на несколько дней, то оно изменит свой вид - в нем появятся комочки, сверху отслоится прозрачная жидкость, молоко станет издавать кислый запах. Так и говорят, что "молоко скисло".  Это произошло из-за того, что в молоке всегда есть немного бактерий определенного вида - молочнокислых. В теплой среде они начинают быстро размножаться. Новые бактерии рождаются не как у животных и людей - детки от мамы,- а просто взрослая особь делится на две совершенно одинаковые, которые тут же начинают расти, а когда вырастут до взрослого состояния, то опять делятся. Из одной бактерии получаются две, из этих двух - четыре, из четырех  - восемь и т.д. И за несколько дней в нашем молоке их поселяются миллионы! Все они живут, двигаются, размножаются. В результате их деятельности в молоке начинается процесс брожения и в нем появляется много молочной кислоты. Что мы и наблюдаем.
Скисшее молоко
Кстати, что-то подобное происходит и когда квасят капусту, и когда делают дрожжевое тесто - все эти процессы вызывают микробы. Возьмем муку, воду и сухие дрожжи и замесим тесто. Оставим его на несколько часов около батареи. После этого заглянем в посуду - в тесте образовались пузырьки и оно "подошло" - увеличилось в размерах. Это и есть результат работы микробов - дрожжей рода Saccharomyces cerevisiae.
Дрожжевое тесто
Другой вид микробов - грибки, - мы тоже можем увидеть у нас на кухне. Если надолго оставить какой-нибудь кусочек еды в теплом, темном и влажном месте (а именно такие места микробы любят больше всего), то на нем образуется плесень. Чтобы вырастить плесень, мы взяли кусочек хлеба, положили ее в полиэтиленовый пакет и плотно закрыли. Через день на хлебе появились зеленые точечки и пушистые белые нити. Это и есть грибок плесени.
Плесень на хлебе
Откуда она взялась на хлебе, ведь пакет был крепко закрыт? Дело в том, что в воздухе вокруг нас всегда находится какое-то количество микроскопических спор ("семян") плесени. Они столь малы, что не видны без микроскопа. Споры попадают во все щели, на все вещи и продукты. Если условия для этих спор хорошие, то они начинают расти, и получается плесень. Она собирается в такие большие островки, что их уже становится видно невооруженным глазом. Есть такие продукты с плесенью нельзя - грибок выделяет токсины (яды) опасные для здоровья  человека. Заплесневелый продукт надо сразу же выкидывать. Не поможет просто стереть плесень или отрезать плохой кусок - ведь то, что мы видим на поверхности, это еще не вся колония. Токсинами заражен весь продукт. И при нагревании грибок почти не разрушается, поэтому термообработка тут не поможет.

Ну а что же с нашим вопросом? Болеют ли сами микробы? Надо ли им самим "мыть руки"? Ответ: да. Хотя микробы такие маленькие, что любые частицы грязи гораздо больше их и просто не могут их испачкать, но на микробы все-таки могут "прицепляться" другие микроскопические частицы и вызывать у них болезнь. Например, есть целая большая группа вирусов - бактериофаги. Их название говорит само за себя: оно переводится с греческого как "пожиратели бактерий". Бактериофаги проникают внутрь бактерии и вызывают ее разрушение. Совсем недавно медицина научилась использовать это для того, чтобы с помощью специально подобранных бактериофагов лечить людей от болезней, вызываемых вредными бактериями.

Бактериофаг
Надеюсь, Наталья, мой ответ будет понятен вашей дочке :)  А на десерт я предлагаю сделать съедобные микробы. Эту необычную идею я подсмотрела в блоге у Даны. Мы сделаем две модели клетки: бактерию и какого-нибудь простейшего. Для этого нам понадобится желе, крупный фрукт (у нас это половинка замороженного абрикоса), волокна от шкурки банана, небольшие кусочки других фруктов. Сделаем желе и разольем его в две формочки. Само желе - это цитоплазма. Ее отделяет от внешней среды клеточная мембрана - посудина. Первая наша клетка будет бактерией. У нее нет ядра, а генетическая информация представляет собой замкнутую цепочку ДНК, спутанную в клубок (смоделируем это волокнами от банана), которая находится в центре клетки - это нуклеоид. Вторая клетка будет клеткой простейшего. В середину мы положим абрикос - это ядро клетки. И в заключение в обе "клетки" добавим  небольшие кусочки других фруктов, которые станут символизировать все прочие органеллы - рибосомы, митохондрии и прочее, что этой клетке полагается. Когда желе застынет, дети смогут съесть эти микробы. Почти как бактериофаги "съедают" настоящие:)
Съедобные микробы
Другие опыты и эксперименты, которые можно делать прямо на кухне, можно посмотреть здесь: Откуда пенка на молоке?, Почему масло тает? (опыты с агрегатным состоянием и температурой плавления), Почему вода в море соленая (опыты с солью),  Почему молоко белое (6 опытов с молоком),  Почему фрукты в банке кажутся большими, чем на самом деле (опыты с преломлением), Почему оладьи получаются круглыми (опыты с поверхностным натяжением жидкостей)?, На каком хлебе плесень растет быстрее? (сравнительный эксперимент по выращиванию плесени), Что горячее: горячий чай с холодным молоком или холодный чай с горячим молоком?, Как люди научились печь хлеб (повторяем древний технологический процесс),  Опыты с куриным яйцом

А чтобы я ответила на ваши вопросы, вступайте в Клуб и задавайте их!

Для этого надо:

1) Поставить баннер на боковую панель вашего блога или сайта (код баннера можно взять, перейдя на страницу "Клуба почемучек"), а если блога нет, то дать ссылку на страницу Клуба в своих соц. сетях.

2) Прислать ваш вопрос мне на почту tavika2000 @ yandex.ua (убрать пробелы) с пометкой "Клуб почемучек".  

Архив прошлых выпусков "Клуба почемучек" можно посмотреть ЗДЕСЬ.

Подписаться на новости Клуба можно прямо тут, заполнив форму рассылки.

После этого вам на почту будут приходить ссылки на новые выпуски "Клуба почемучек" и сообщения о розыгрышах призов.

Использованные материалы: http://ru.wikipedia.org/wiki/Бактерииhttp://ru.wikipedia.org/wiki/Микроорганизмы http://ru.wikipedia.org/wiki/Бактериофаги http://medbookaide.ru/books/fold9001/book2046/p1.php http://biolicey2vrn.ucoz.ru/index/stroenie_i_zhiznedejatelnost_bakterij/0-18 http://www.topauthor.ru/CHto_takoe_mikrobi_978e.html http://potomy.ru/fauna/565.html

www.tavika.ru

как сделать своими руками и какой лучше?

В период отопления необходимо увлажнять воздух, особенно, если у вас есть ребенок. В сухом воздухеРазмножаются бактерии, начинает болеть голова, могут развиться хронические болезни.

Комфортной влажностью для человека является 40-60 %, но с включением отопления уровень влажности в квартирах снижается до 15-20%.

Наши дома построены из материалов, хорошо впитывающих влагу — кирпич, битум, гипсокартон.Давайте рассмотрим, какие бывают варианты и чем они отличаются.

Какой увлажнитель воздуха выбрать?

Можно выделить просто увлажнители и климатические комплексы. Климатические комплексы помимо повышения уровня влаги еще и очищают воздух.

При выборе мощности техники необходимо знать площадь комнаты, которую умножаем на три и получим нужный воздухообмен.

Если выбираете климатический комплекс, то помните, что от фильтров зависит уровень очистки. Фильтры бывают трех видов: Hepa (Хепа), ультрафильтры и угольный фильтр.

По принципу работы выделяют: паровые, традиционные и ультразвуковые.

Паровой принцип работы: происходит нагрев воды электричеством, выделяется горячий стерильный пар, за счет него и происходит увлажнение. Из-за высокой температуры пара необходимо соблюдать условия безопасности и устанавливать его подальше от детей.

Данный тип очень простой в работе и использовании и не требует дополнительных комплектующих.

В принципе работы традиционных моделей происходит через мокрые фильтры, они не нагреваются, поэтому влажность воздуха регулируется сама собой.

Ультразвуковые увлажнители самые компактные и безопасные. Но стоит помнить, что в нем должен быть фильтр очистки воды, иначе на вашей мебели будет белый налет.

Ультразвуковые модели являются самыми востребованными в России. Их можно поставить и в детскую комнату.

Нужно помнить, что не все модели могут работать на всю квартиру, поэтому объем емкости нужно подбирать по площади комнаты.

При выборе большей мощности, знайте, что и увлажнение происходит быстрее.

При расчете объема увлажнителя опирайтесь на значения: если комната до 20 квадратных метров, то можно спокойно брать модель, емкостью 5 литров; если комната от 30 квадратов — 7 литров и от 60 квадратов — 9 литров.

Эта техника, несмотря на питание от электричества, полностью безопасны, т.к. при полном испарении воды прибор всегда автоматически отключается.

При их выборе нужно учитывать нюансы.

  1. Если вы ставите в детской комнате, то выбирайте максимально тихий и без подсветки.
  2. Паровые увлажнители работают громче ультразвуковых, поэтому подумайте, захочется ли вам вставать ночью, чтобы отключить прибор, который мешает вам спать.
  3. В гостиной или кухне можно использовать модели с дополнительными функциями: арома, сенсорный экран с регулятором мощности, с подсветкой воды, функцией ионизации и другими. Конечно, если вы готовы доплачивать за такие приятности.

Если у вас небольших размеров помещение, то нет необходимости в очень мощных увлажнителях и тем более, в климатических комплексах.

Как быстро увлажнить воздух в помещении

  1. Регулярные проветривайте квартиру от трех раз в день.
  2. Расставьте на подоконниках емкости с водой, но их нужно очень часто промывать иначе в них будут размножаться бактерии.
  3. Распылите влагу с помощью пульверизатора на шторы.
  4. Часто опрыскивайте растения, они являются природным увлажнителем и ионизатором воздуха.

Уход за техникой

Технику необходимо очищать от накипи и грязи. Для этого можно промыть внутренности увлажнителя и резервуар водой с содой.

Существуют модели с серебряным стержнем, который предотвращает цветение воды, но от размножения бактерий он не избавит. Поэтому чаще промывайте и сушите детали техники. Для этого просто открываете увлажнитель, достаете внутренности и отключаете от питания.

Если у вас есть фильтры, то менять их необходимо раз в полгода.

Как сделать увлажнитель своими руками. 3 способа

Первый, и самый простой способ увлажнения воздуха — использовать мокрую ткань вблизи радиаторов.

Материалы: бутылка, кусок материи.

Берем материю, обматываем батарею и оба конца окунаем в емкость с водой. Начинается принцип капиллярного сообщения. Можно сделать иначе, например, горизонтально подвесить бутылку с водой на батарее и концы марли спустить в нее. Принцип увлажнения будет тот же.

Помните, что ткань на батарее должна быть выше уровня воды в банке, иначе вода вытечет.

Второй и третий способы более сложные самодельные варианты увлажнителя воздуха.

Во втором варианте, используем кулер (вентилятор) от компьютера, вентилятор, емкость (пищевой контейнер) и блок питания.

В крышке емкости прорезается отверстие по окружности равное вентилятору, приклеивается на горячий клей вентилятор, стороной всасывания.

В крышке делается еще одно отверстие, через которое воздух будет выходить.

Вентилятор подсоединяется к блоку питания. В емкость наливается вода и увлажнитель готов.

Третий способ позволяет сделать ультразвуковой увлажнитель с использованием генератора тумана (заказывают с китайских магазинов, интернет-магазинов).

Парогенератор

Предпочтительно выбирать парогенератор с размером диафрагмы 20 мм, блок питания для увлажнителя и блок питания для вентилятора.

Суть в том, что парогенератор помещаем в емкость, сделанную из отрезанного дна пластиковой бутылки, сверху обклеенной пенопластом, чтобы не тонула (можно использовать пластиковый стакан). Здесь используется принцип поплавка.

Принцип поплавка

Далее эту емкость с парогенератором, помещаем в ведро с водой, сверху накрываем крышкой, с двумя отверстиями. В первое вставлен вентилятор всасывающей стороной, а во вторую сифон для выхода воздуха. В ведерке делаем отверстия для шнура.

Заказать генераторы тумана или парогенераторы можно в интернет- магазинах. Выбирайте сразу с блоком питания.Если вы добавите ароматическое масло (лавандовое, розовое и другие масла) или природный ароматизатор (цитрусовые корочки), то получите еще и приятный аромат в квартире.

Видео на тему, как сделать увлажнитель воздуха своими руками.

Благодарю вас за внимание и хочу отметить, что с приобретением этого вида техники, у ребенка стало меньше выделений из носа. Каждый день распыляем около 3 литров воды.

mognotak.ru

какие есть бактерии грязных рук

Все мы знаем, что и в природе, и в быту нас непременно окружают бактерии (микробы). То же самое касается и человеческого тела. Обратим внимание на наши руки. Их мы пожимаем при встрече, ими дотрагиваемся до лица, готовим и едим. На фото, сделанном при сильном увеличении, наша кисть похожа на огромный мегаполис в час пик – столько там микроорганизмов. Так какие же бактерии живут на наших руках, и опасно ли это?

С раннего возраста ребенку объясняют, что если грязными руками брать яблоко, то от него будет больше вреда, чем пользы. Становясь старше, мы узнаем, что бактерии являются причиной не только кожных проблем, но и заболеваний внутренних органов человека. Ведь именно своими руками мы заносим бактерии, провоцирующие возникновение разных заболеваний, передающихся бытовым путем в органы пищеварения или даже в кровь через поврежденную кожу.

Однозначно ответить на вопрос о том, сколько же бактерий обитает на руках человека, невозможно. Ни одно фото, сделанное под микроскопом, или видео, снятое с большим разрешением, не помогут определить даже приблизительное количество бактерий, живущих на наших пальцах и ладонях.

Состав микрофлоры

Дать четкий перечень живущих на нашей коже бактерий невозможно. Состав микрофлоры у каждого человека свой.

Большинство микробов приносят пользу человеку. Они питаются кожными выделениями, очищая поверхность тела и обогащая организм полезными веществами. Лечение от них не требуется.

Меньшая часть бактерий относится к условно-патогенным. Они не приносит вреда в обычных условиях, но могут стать причиной заражения при ослаблении иммунитета.

Еще меньше на коже болезнетворных бактерий. Вот они-то и являются причиной многих наших болезней, иногда требующих серьезного лечения. Желающие «знать врага в лицо» могут рассмотреть эти бактерии на фото, которые сделаны с помощью микроскопа, или на обучающем видео с макетом. Там патогенные бактерии в виде больших моделей расположены на макете руки.

Наибольшую опасность представляют следующие гости наших рук:

  1. Сальмонеллы (Salmonella) – некоторые виды вызывают острые кишечные заболевания (сальмонеллезы), например, брюшной тиф.
  2. Кишечная палочка (Escherichia coli или E.coli) – отдельные штаммы приводят к тяжелым пищевым отравлениям, могут вырабатывать токсины, смертельные для детей, людей пожилого возраста или с ослабленным иммунитетом.
  3. Шигеллы (Shigella) – вызывают целый ряд инфекционных заболеваний (шигеллезы), например, дизентерию.
  4. Бруцеллы (Brucella) – приводят к множественному поражению внутренних органов (бруцеллезу).
  5. Стафилококк золотистый (Staphylococcus aureus) – наиболее патогенный для человека вид стафилококка. Вызывает целую гамму заболеваний – от легких кожных (угри, фурункулы) до смертельно опасных (пневмония, менингит, сепсис). Существуют штаммы, устойчивые к антибиотикам, что ощутимо усложняет лечение.

Привитие ребенку навыков гигиены

Вырабатывать у ребенка правильную модель ухода за собой надо с раннего детства. Нужно в доступной форме рассказать о полезных и вредных бактериях на теле человека. При объяснении можно воспользоваться фото, сделанными под микроскопом, и обучающими видео.

Можно сделать макеты некоторых болезнетворных бактерий. Тогда объяснения будут нагляднее. Есть достаточное количество видео по изготовлению макетов из подручных материалов своими руками. К их изготовлению можно привлечь и ребенка. Макеты желательно делать с фантазией, основываясь на достоверных фото. Они не должны вызывать симпатию, но и чрезмерно пугать ребенка тоже не стоит.

Макеты можно выставлять на видном месте каждый раз, когда малыш садится за стол с грязными руками или забывает помыть их после улицы. Они лучше слов родителей будут напоминать детям о необходимости следить за чистотой своих рук. Со временем макеты могут прийти в негодность. Вместо них можно будет использовать увеличенные фото микробов.

Главное же в воспитании – сами родители, которые своим примером показывают детям, как соблюдать правила гигиены. Не стоит делать из малыша фанатика чистоты. Основное, что он должен четко усвоить, – причиной многих требующих медикаментозного лечения болезней могут стать грязные руки, а макет ему в этом поможет.

Предупреждение заражения

Хотим мы того или нет, но наши руки постоянно контактируют с различными поверхностями, заселенными бактериями. Перила лестниц, кнопки лифта, ручки дверей, поручни в автотранспорте, денежные купюры – всех этих предметов касается руками множество людей. При этом происходит взаимообмен бактериями.

Предметы в квартире не являются исключением. Особенно богатой микрофлорой отличаются:

  • ручки входной и межкомнатных дверей,
  • клавиатура и компьютерная мышка,
  • блоки дистанционного управления различными устройствами,
  • места общего пользования и т.д.

Известно, что лучшее лечение – это предупреждение болезни. Для этого достаточно периодически проводить влажную уборку и поддерживать чистоту квартиры и своих рук.

Сточные воды – угроза здоровью

Главный недостаток частных домостроений – отсутствие канализации. Емкости, в которых скапливаются бытовые стоки, – лучшая среда для болезнетворных бактерий. В этом легко убедиться, посмотрев фото с увеличенным изображением обитателей сточных вод. Кроме того, грязные в бактериальном смысле стоки попадают в почву и грунтовые воды, заражая растения на участке. В таких условиях вероятность попадания бактерий на кожу человека и последующего заражения организма очень высока.

Есть ли какой-нибудь выход? Да. Это применение септика (отстойника). Как видно из макета на фото, он представляет собой емкость из нескольких внутренних сообщающихся камер с перегородками. Чаще всего используются септики с двумя или тремя отделениями. Это простая конструкция с трубой для поступления бытовых стоков и выводом очищенной жидкости. Септик позволяет своими руками сконструировать собственную канализационную систему на своем участке.

Модель работы системы состоит в следующем:

  1. Бытовые стоки по системе труб попадают в первую камеру септика.
  2. В ней происходит отстаивание содержимого с разделением на жидкую часть и осадок.
  3. Далее жидкость и взвешенные частицы перетекают во второй отсек септика.
  4. Здесь происходит ее очистка бактериями, которые расщепляют поступившую органику.
  5. В третьей секции септика (при ее наличии) происходит отстаивание очищенных вод и их вывод наружу.

Степень очистки зависит от загрязненности и состава сточных вод, от установленной модели септика, от количества камер и от вида применяемых бактерий в биоферментных препаратах.

Осаживающийся ил необходимо удалять из отстойника 1-2 раза в год. Жидкость, получаемая на выходе септика, должна проходить почвенную доочистку. Применение отстойника позволяет добиться городского комфорта на даче без необходимости постоянной откачки стоков.

Интересная информация

  1. На коже мужчин находится меньше бактерий, чем у женщин. Речь идет и об их общем количестве, и о числе видов. Так происходит вовсе не потому, что мужчины лучше следят за своими руками и гигиеной в целом. Это объясняется большей кислотностью мужской кожи. Кроме того, грубый покров тела мужчины, в отличие от более тонкой женской кожи, не дает бактериям глубоко в него проникать.
  2. Состав микрофлоры левой и правой конечности человека неодинаков – совпадение составляет в среднем 17%. Это вызвано различиями в функциях, которые выполняют рабочая и вторая рука.
  3. Каждый человек обладает характерным только для него набором видов бактерий, которые обитают на его теле. Бактерии могут до 15 дней сохраняться на предметах, которых касался человек, и уничтожить их очень тяжело. Есть даже предложение использовать бактериальный отпечаток для расследования преступлений.
  4. Мытьем рук одной лишь водой (без мыла) можно удалить только загрязнения с кожи. Для бактерий обычная вода не только не вредна, но и является благоприятной средой для размножения.

Допускается периодическое обеззараживание рук дезинфицирующими средствами. Делать это надо только при невозможности воспользоваться водой и мылом. Следует знать, что такое лечение от патогенных бактерий убивает и полезную микрофлору кожи и может нанести вред организму.

В целом, для предупреждения болезней нужно обязательно следить за гигиеной своих рук. Уход за своими руками — главное средство в борьбе с вредными бактериями. Но без фобий и фанатизма!

probakterii.ru


Заказ товара:

Статуэтки фарфоровые Услуги доставки Для собак Для птиц Для лошадей Для кошек Для грызунов Ветаптека Бутик
.