Урок окружающего мира на тему " Кто что ест? Цепи питания" ( 3 класс). Составить цепь питания 3 класс окружающий мир
Урок по окружающему миру "Кто что ест Цепи питания" (3 класс)
Учитель Силаева Наталья Александровна
Тема урока: Кто что ест? Цепи питанияТип урока: урок открытия новых знанийЦели:Образовательная: формирование умения классифицировать животных по типу питания;составление цепей питания и установление взаимосвязей;обоснование необходимости поддержания человеком природных цепей питания.Развивающая: способствовать развитию речи и логического мышления;способствовать умению сравнивать, обобщать, делать выводы.Воспитательная: содействовать воспитанию бережного отношения к животным, природе в целом.
Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:
личностные: быть способным к самооценке на основе создания ситуации успеха;
формировать позитивное отношение к учебе.регулятивные - уметь управлять своей учебной деятельностью, определять и формулировать цели урока, высказывать и аргументировать свою точку зрения, проявлять инициативность и саморегуляцию;познавательные - устанавливать причинно-следственные связи в природе, уметь извлекать информацию из разных источников, находить ответы на вопросы с опорой на жизненный опыт;коммуникативные - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога, развивать навык сотрудничества, осуществлять работу в паре и группе.
Планируемые результаты
- знать животных по типу питания;- уметь работать с текстом и добывать информацию из различных источников;- уметь составлять цепи питания;- поддерживать желание заботиться о природе, необходимости ее охраны.
Основные понятия: животные, цепи питания, растительноядные, всеядные, хищники, экологические проблемы.
Ресурсы:информационные: учебник А.А.Плешаков "Окружающий мир", рабочая тетрадь "Окружающий мир. 3 класс" интерактивный материал: авторская презентация "Кто что ест. Цепи питания".Формы организации: фронтальная, групповая, в парах.
Этап урока
Действия педагога
Действия обучающегося
1. Самоопределение к деятельности
Орг. момент
- Здравствуйте, ребята.
- Проверьте свою готовность к уроку и настроение. Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.
- Начинаем работу.
Приветствуют учителя и гостей.
Настраиваются на урок.
2. Актуализация знаний, мотивация
Слайд № 1
Слайды
№ 3 - 8
- На какие группы учёные разделили царство животных?
Вспомним эти группы.
Надо догадаться:
- название какой группы спряталось за картинкой,
- назвать представителей и их основные особенности.
-Вы любите играть? Тогда поиграем в «Крестики-нолики» (раздает листочки).
-«+» -правильное утверждение, « -« -неправильное утверждение.
Пиявки живут в водоёмах.
У всех моллюсков тело защищено раковиной.
Земноводные – это животные, у которых кожа голая, нежная.
Тритоны относятся к рыбам.
Морские лилии – это цветы.
У насекомых 6 ног.
Млекопитающие вскармливают своих детёнышей молоком.
Крокодилы относятся к земноводным.
Морская звезда, морской огурец – это иглокожие.
Летучая мышь относится к птицам.
Паук – это насекомое.
Крабы и креветки – это ракообразные.
Тема предыдущего урока: «Разнообразие животных»
Работают с интерактивной доской. Для определения группы животных отгадывают загадку на верхней карточки, касаются её и проверяют ответ. Далее, опираясь на картинки рассказывают о представителях данной группы.
Отвечают на вопросы теста.
3. Постановка учебной задачи
Слайд № 9
- Итак, мы узнали, что животных можно классифицировать по их строению, но есть и другие способы классификации животных.
- Рассмотрите животных (Медведь, заяц, волк)
- Какие у вас есть предположения?
- Прочитайте информацию на карточках. По какому признаку можно разделить животных?
Карточки
Медведь всеяден, он ест и животную, и растительную пищу. Ест жёлуди, орехи, корни, клубни и стебли растений. В его рацион входят насекомые (муравьи), черви, ящерицы, лягушки, мыши. Медведь – отличный рыбак, он ловко ловит рыбу в реках и с удовольствием съедает.
Заяц летом ест травы, зимой – почки, молодые побеги, тонкие веточки, кору, семена, ягоды деревьев.
Волку достаточно съесть бобра, или кролика, или мышь, или птицу, и он будет сыт. Стае волков нужна крупная добыча – лось или кабан. Их жертвами становятся старые, больные животные, Поэтому их называют санитарами леса.
– Кто догадался, по какому признаку мы сегодня будем группировать животных?
- Назовите тему урока.
Что мы узнаем на уроке?
Высказывают предположения.
Выбирают нужные формулировки
Формулируют цели урока.
Распределить животных по типу питания. Узнать чем питаются разные животные.
4. Открытие детьми нового знания
Слайд № 10
Слайд № 11
Слайд
№ 12 - 15
Слайд № 16
Слайд № 17
Слайд № 18
Слайд № 19
Обсудите в паре: чем питаются животные?
- Чем питается заяц? А как мы назовем животных, которые питаются растениями?
Чем питается волк? Как назовём таких животных?
Что вы знаете про пищу медведя? Как назовём таких животных?
- А животных, которые едят насекомых?
- Перечислите группы животных по типу питания.
Какие же животные входят в эти группы?
Игра «К какой группе относится данное животное?»
Физкультминутка.
- Ребята, чем же питаются животные?
- Значит они связаны...
- Какова задача на данном этапе урока? Чему вы должны научиться?
- С чего должна начинаться цепь питания
и кто должен её продолжить?
Расположите правильно опорные слова:
- Прочитайте на с. 94-95 текст о цепях питания. Правильно ли мы определили – с чего начинаются цепи питания.
Работают в парах по карточкам
Отвечают на вопрос.
Животные могут питаться растениями, животными, насекомыми, а некоторые - животными и растениями.
Растительноядные
Хищники
Всеядные
насекомоядные
Ученики подходят к доске называют изображенного на слайде животного и группу. Касаются картинки, она переворачивается и проверяют свой ответ.
Животные питаются растениями и другими животными
…они связаны между собой в цепи питания.
Узнать, что такое цепи питания
Составлять цепи питания
Предлагают варианты
Работают с информацией из учебника.
5.
Первичное закрепление
(Применение алгоритма на практике)
Слайд № 20
Слайд № 21-23
Слайд № 24
- Составим цепи питания. Я вам предлагаю такие звенья: сова, жёлуди, мышь
Составьте цепи питания, используя текст карточек.
Карточка 1.
В старой дубраве стали пасти коров и коз. Вскоре её покинули птицы, гнездившиеся в кустах и траве. В результате начал привольно плодиться непарный шелкопряд. Он быстро объел листву на деревьях. Могучие дубы высохли.
Карточка 2.
В крымском заповеднике расправились с волками. Скоро над лесом нависла угроза вымирания: расплодившиеся козы съедали молодые деревца.
Карточка 3.
Для защиты от зайцев посадки обнесли изгородями – стало ещё хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но и барсуки, и ежи. В этих условиях расплодились мыши, которые погубили молодые насаждения.
-Проверим.
Проанализируйте информацию о питании.
Работа в тетради на печатной основе
№1 (с.55).
Давайте проверим.
Составляют цепь питания
Работают в парах
Проверка ответов по слайдам
Работают в паре. Взаимопроверка
Проверка ответов по слайдам
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Слайды № 25
Слайд № 26
Слайд № 27
Слайд № 28
Слайд № 29-30
Слайд № 31
(клип)
- Назовите группы животных. Закрасьте кружок.
Проверим
№4 с.56
Составьте цепи питания, работая в паре.
Проверьте друг друга.
Теперь посмотрите на правильные ответы на доске.
- Прочитайте текст в учебнике на с.95 «Кто как приспособлен» и найдите примеры приспособленности животных.
А нужны ли хищники или надоедливые мухи?
Работа в паре с взаимопроверкой.
Индивидуальная работа. Взаимопроверка.
Работа в паре. Взаимопроверка.
Рассказывают о приспособленности животных.
Высказывают предположение
7. Итог занятий.
Рефлексия
Слайд № 32
Слайд № 33
Что нового узнали на уроке?
Дополните данные предложения.
Самым интересным на уроке для меня было…
Я научился…
Теперь бы я хотел ещё узнать…
Мне не понравилось…
Мне понравилось…
Покажите с помощью карточек: всё ли было понятно?
- Оцените свою работу на уроке с помощью карточек.
(Объявляются отметки за урок)
- Урок окончен. Спасибо за работу.
Дополняют предложения на слайде.
Зелёный цвет – всё понятно, жёлтый – остались некоторые вопросы, красный –ничего не узнал на уроке).
Оценивают себя. (Зелёный цвет- активно работал, жёлтый - не всегда был активен, красный – не старался)
Домашнее задание
Домашнее задание. С.94-97. Ответить на вопросы «Проверь себя» и на с.97 №1творческое задание.
В рабочей тетради , с.56 №3.
Записывают задание в дневник
infourok.ru
3 класс. Окружающий мир. Тема. Кто что ест? Цепи питания.
3 класс. Окружающий мир. Тема. Кто что ест? Цепи питания.
Цели деятельности учителя:
Образовательная: способствовать формированию умений классифицировать животных по типу питания, составлять цепи питания и устанавливать взаимосвязи, обосновывать необходимость поддержания человеком природных цепей питания.
Развивающая: способствовать развитию речи и логического мышления, умений сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательная: содействовать воспитанию бережного отношения к животным, природе в целом.
Оборудование: листы со стрелками; скрепки; 5 наборов по 4 картинки.
Ход урока
I. Организация начала урока.
Встало солнышко давно, Нас оно торопит в класс.
Заглянуло к нам в окно. Урок окружающего мира у нас.
– представьте, что на вас солнышко льёт свои тёплые лучики, под ними вы становитесь добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно отправьте солнечные лучики маме, папе, близким людям, всем растениям и животным. Пожелайте им любви и добра.
II. Проверка домашнего задания.
1. Игровое упражнение «Крестики-нолики».
– С чего начнем работу на уроке? (С повторения.)
– Вы любите играть? Тогда поиграем в «крестики-нолики» (раздает листочки).
– «Х» – правильное утверждение, «0» – неправильное утверждение.
1. Наука о животных называется зоологией.
2. У насекомых 6 пар ног.
3. С помощью жабр рыбы дышат кислородом, растворимым в воздухе.
4. Зимой спят ежи, медведи, лягушки, барсуки.
5. Пресмыкающиеся ползают по земле, соприкасаясь с ней брюхом.
6. Мыши, тараканы – это домашние животные.
7. Охота на зверей весной запрещена, так как у них рождаются детёныши и идёт линька.
8. У птиц есть зубы.
9. Тело земноводных покрыто сухими чешуйками.
2. Тестирование. Тест «Разнообразие животных»
1. Какая наука изучает жизнь животных?
а) ботаника; б) зоология; в) экология.
2. К какой группе животных относятся морские ежи и морские звёзды?
а) моллюски; б) ракообразные в) иглокожие.
3. К какой группе животных относятся креветки и крабы?
а) моллюски; б) ракообразные; в) иглокожие.
4. К какой группе животных относятся клещи и скорпионы?
а) паукообразные; б) черви; в) насекомые.
5. К какой группе относятся животные, у которых 6 ног?
а) ракообразные; б) паукообразные; в) насекомые.
6. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй?
а) рыбы; б) земноводные; в) пресмыкающиеся.
7. Какая группа животных выкармливает своих детёнышей молоком?
а) птицы; б) звери; в) земноводные.
8. К какой группе животных относятся лягушки и тритоны?
а) рыбы; б) земноводные; в) пресмыкающиеся.
III. Сообщение темы и цели урока.
– послушаете сказку Николая Сладкова и попробуйте отгадать, о каком звере идёт речь.
Загадочный зверь
Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка – мух. Скажи, что ешь ты? И слышу я голосок:
– Угадай, кто я? Я ем жуков и муравьёв!
Я подумал и твёрдо сказал:
– Дятел!
– Вот и не угадал! Ещё я ем ос и шмелей!
– Ага! Ты птица осоед!
– Не осоед! Ещё я ем гусениц и личинок.
– Гусениц и личинок любят дрозды.
– А я не дрозд! Ещё я грызу сброшенные лосями рога.
– Тогда ты, наверное, лесная мышь.
– И вовсе не мышь. Бывает, я сама ем даже мышей!
– Мышей? Тогда, ты, конечно, кошка.
– То кошка, то мышка! И совсем ты не угадал.
– Покажись! – крикнул я. И стал вглядываться в тёмную ель, откуда слышался голосок.
– Покажусь, только ты признай себя побеждённым.
– Рано! – ответил я.
– Иногда я ем ящериц. А изредка – рыбу.
– Может, ты цапля?
– Не цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца.
– Похоже, ты куница.
– Не говори мне про куницу. Куница мой старый враг. А ем я ещё почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды и грибы.
Я рассердился и крикнул:
– Скорей всего, ты – свинья, которая забралась на ёлку!
– Сдаёшься? – спросил голосок.
Ветка качнулась, раздвинулась, и я увидел белку!
– Запомни! – сказала она. – Кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних только мух. А белки грызут не только орешки.
* * *
– До конца сказки вам не удалось отгадать, какой зверь разговаривал с автором. Почему? Мы привыкли к тому, что каждое животное ест что-то одно, определённое. Мы рассуждаем так же, как и автор. А животные в разных условиях могут питаться разной пищей. Сегодняшний урок посвящён тому, кто что ест.
IV. Актуализация опорных знаний.
– Как вы думаете, над какой темой урока мы сегодня будем работать? (Питание животных.)
– Правильно. Как будем работать? (Поймём то, что не знаем, и постараемся сделать открытие.)
– Какую цель поставим перед собой? (Распределить животных по типу питания. Узнать, чем питаются разные животные.)
– Прочитайте тему урока. («Кто что ест? Цепи питания».)
– Чтобы проследить разные цепи питания, попробовать их составить самим, нам нужно вспомнить, кто как питается. Начнем с растений. В чем особенность их питания? (Растения получают из воздуха углекислый газ. Корнями из почвы они поглощают воду и растворённые в ней соли. Под действием солнечного света растения превращают углекислый газ, воду и соли в сахар и крахмал. Их особенность заключается в том, что они сами готовят пищу.)
– А теперь давайте вспомним, на какие группы по способу питания делятся животные и чем они отличаются друг от друга. (Растительноядные животные питаются растительной пищей. Насекомоядные поедают насекомых. Хищные животные питаются плотью других животных, поэтому еще называются плотоядными. Всеядные животные питаются растительной и животной пищей.)
Демонстрирует схему:
V. Изучение нового материала.
Рассказ учителя с элементами беседы.
– Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому ученые говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.
Цепи питания начинаются с растения. Это первое звено. Так как только растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды.
Второе звено цепи – это растительноядные животные.
– Как вы думаете почему?
Третье звено – насекомоядные или хищные животные.
работа в парах.
– Давайте закрепим наши знания и выполним задание в тетради (№ 1, с. 43).
– Цепи питания – это связи всего живого по питанию. Цепей питания в природе очень много. В лесу они одни, совершенно иные на лугу и в водоеме, третьи – в поле и в саду. Я предлагаю вам выступить в роли ученых-экологов и заняться поисковой деятельностью.
Поле: рожь – мышь – змея («лишняя» – рыба).
Огород: капуста – слизни – жаба («лишний» – медведь).
Сад: яблоня – яблонная тля – божья коровка («лишняя» – лиса).
Водоем: водоросли – карась – щука («лишний» – заяц).
VI. Первичное закрепление знания.
Работа с учебником.
– познакомимся со статьей учебника (с. 94–95) и проверим себя.
Учащиеся открывают учебник и «про себя» читают статью «Цепи питания».
– Какие цепи питания приведены в учебнике? (Осина → заяц → волк. Дубы → лесные мыши → совы.)
– В каком порядке расположены звенья в цепи питания? (I звено – растения; II звено – растительноядные животные; III звено – остальные животные.)
VII. Решение экологических задач.
Работа в группах.
– как вы думаете, есть ли в цепи питания конечное звено?
Учащиеся обсуждают этот вопрос в группах и высказывают свои предположения. Если они сами не найдут нужный ответ, можно задать вопрос о том, как образуется почва и почему в ней не заканчивается запас минеральных солей.
– Вот мы и подошли к последнему, четвертому звену в цепи питания. Это грибы и бактерии. Одни из них превращают остатки животных и растений в перегной, а другие из перегноя вырабатывают минеральные соли, которые необходимы для жизни и роста растений. И снова мы вернулись к началу нашей цепочки. Так как в природе ничто не возникает из ничего и не исчезает без следа, с чего начинается цепь питания? (С растения.)
– Чем она заканчивается? (Грибами и бактериями.)
– подумайте, что произойдет, если из цепи питания выпадет какое-либо звено. Обсудите этот вопрос в группах, опираясь на те цепи питания, которые вы составили.
Учащиеся обсуждают этот вопрос, пытаясь объяснить на примере. (Например: если исчезнут божьи коровки, тогда яблонная тля погубит все яблони. Не будет яблок. Это плохо. И т. д.)
– Правильно! Если выпадает хоть одно звено из цепи, то нарушается вся цепь.
Вывод: в природе существует свое хрупкое равновесие. Если поступать необдуманно, то это равновесие можно нарушить.
– Трое наших экологов побывали в Китае, и вот какое сообщение они нам оттуда привезли.
Учащиеся читают стихотворение:
Воробьиная история
Хулиганы воробьишки –Превосходные воришки.
Им зерно лишь подавай –
Поуменьшат урожай.
Вот китайцы подсчитали,
Сколько зерен потеряли,
И издали свой декрет –
Воробьев свести на нет!
Перебили всех подряд,
Ждут – каков же результат?
Поначалу, в самом деле,
Закрома их пополнели,
А потом пришла беда –
Отворяйте ворота!
Все посевы, урожаи
Насекомые сожрали.
Их в таком большом числе
Прежде не было нигде.
Оказалось, воробьята
Не едят совсем зерна-то:
Им родители с полей
Тащат мошек и червей.
Стало тут властям понятно –
Надо птиц вернуть обратно.
И пришлось им воробьев
Из чужих возить краев.
Если все сплеча рубить,
Можно дело загубить.
– Какая цепь питания в Китае была нарушена? (Пшеница → насекомые → воробьи.)
– А еще один эколог вернулся с Таймыра. Это полуостров на севере России. Основное занятие жителей – оленеводство. Вот какая беда случилась здесь.
– У нас на Таймыре решили обезопасить оленей от волков. Стали убивать волков с вертолетов и истребили их множество. Через три года заметили: число больных оленей увеличилось в 15 раз! Волки – природные санитары.
Вывод: человеку нужно очень хорошо знать, что в природе все взаимосвязано. Он – самое могущественное из живых существ и больше других вмешивается в дела земного дома. В результате по незнанию человек совершает ошибки, а они оборачиваются общей бедой. Именно поэтому мы и знакомимся с цепями питания, чтобы быть осторожнее и мудрее в обращении с природой.
Учитель читает стихотворение:
Однажды англичане Где проживает больше дам,
Заметили в тумане – Почтенных старых леди,
Известно, что у англичан Что больше всех на свете
На островах всегда туман, – Заботятся о кошках...
Но, несмотря на это, Цепочку разглядишь не сразу.
Заметили, что летом На то наука есть и разум…
Растет пшеница гуще там,
– Какую цепь питания поддерживают пожилые леди Англии? (Зерно → мыши → кот.)
И вот загадка решена. Мышей переловил давно,
Ответ – у ловкого кота: А мыши что едят? Зерно.
– Ещё сравнительно недавно волков безжалостно уничтожали, да и теперь их преследуют почти повсеместно, считая, что они наносят природе невосполнимые потери и представляют угрозу для животноводства. Действительно, там, где волков много, а дичи мало, они нападают на стада и уничтожают много животных.
– А что произойдёт, если убить всех волков?
В ряде заповедников США было решено полностью уничтожить волков, но это обернулось трагедией. Сначала копытные в заповеднике увеличили свою численность (в 5–10 раз), затем, уничтожив всю пригодную им в пищу растительность, тысячами гибли от голода. Волки уничтожают, главным образом, больных и слабых животных, выполняя роль санитаров.
Вывод: без хищников природа существовать не может. В природе существует равновесие. Его нельзя нарушать. Хищников всегда меньше, чем травоядных.
VIII. Обобщение изученного.
– Давайте обобщим то, о чем мы сегодня говорили.
– какое звено в цепи питания первое? (Растение.)
– А второе? (Растительноядное животное.)
– Какое звено заканчивает цепь питания? (Грибы и бактерии.)
– Кто может ответить на поставленный в начале урока вопрос: зачем человеку знания о цепях питания? (Для того чтобы бережно относиться к природе, не вредить ей.)
Теперь напишем резюме,А это значит, братцы,
Что обговорено сейчас,
Мы подытожим вкратце.
Наука экология
показывает нам,
Что в мире все завязано
по четырем углам.
Растения, животные,
земля и человек
Не могут друг без друга
существовать вовек.
Земля вкруг Солнца вертится,
И жизнь идет по кругу,
А «стол» наш тем и держится,
Что мы «едим» друг друга.
Чтоб в мире не было беды,
Не рви больших кусков.
Ты – царь природы,
Но – один из четырех углов.
IX. Итог урока. Рефлексия.
– Кому понравился урок?
– Что именно понравилось?
– Что нового для себя узнали?
infourok.ru
Урок по окружающему миру для 3 класса " Кто что ест. Цепи питания"
Тема урока: «Кто что ест. Цепи питания»
Тип: изучение нового материала.
Задачи: познакомить учащихся с классификацией животных по типу питания, с понятием «цепи питания»;
научить моделировать цепи питания;
развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, кратко и четко формулировать свои мысли,
вырабатывать коммуникативные качества, прививать бережное и заботливое отношение учащихся к природе.
Планируемые результаты:
Предметные
• классифицировать животных по типу питания;
• приводить примеры животных различных групп;
• анализировать цепи питания;
• понимать роль хищников в поддержании равновесия в природе;
• знать защитные приспособления животных;
• обосновывать необходимость охраны животного мира.
Метапредметные
• понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;
• работать с разными источниками информации, находить информацию о животных и интерпретировать ее;
• оценивать достижения на уроке;
• моделировать цепи питания.
Формы урока: Фронтальная работа, работа в парах, индивидуально
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности
- Здравствуйте. Меня зовут Е. В. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.
- Говорят, как урок начнешь, так его и проведешь. Давайте наш урок начнем с улыбки, улыбнемся друг другу, улыбнемся нашим гостям, мне и с таким настроением проведем весь урок. Спасибо. Садитесь.
У вас на столах лежат маршрутные листы, в которых вы на уроке будете работать и в них же себя оценивать в графе «Мои достижения».
2. Актуализация знаний. Мотивация.
Посмотрите на слайд и назовите одним словом: ктоэто? (Животные)
Перед нами лишь некоторые виды животного мира. А без чего они все не могут жить? (Без воздуха, воды, питания, солнца)
3. Постановка учебной проблемы.
Недавно я была в Новосибирском зоопарке. И вот что там увидела. Заболел зоолог-человек, который кормил животных. Пока его не было лосю дали мясо, льву – рыбу, кукушке – траву и веточки, а белому медведю дали насекомых. Животные метались по клеткам, рычали и выли.
Что случилось? (Животные голодные, потому что корм, который им дали они не едят)
Попробуйте сформулировать тему нашего урока. О чем сегодня будем говорить? (Тема урока: «Кто что ест»)
Давайте определим, на какие вопросы нам надо сегодня найти ответы.
А можно ли всех животных разбить на группы в зависимости от того, чем они питаются?
Первый вопрос: научимся распределять животных на группы по типу питания.
А связаны ли между собой в природе все живые организмы? Значит, что еще узнаем?
Второй вопрос: узнаем о связи организмов в природе.
А еще сегодня будем учиться составлять цепи питания.
4. Открытие нового знания.
Давайте поможем животным зоопарка и накормим их правильно.
Практическая работа «Кто, чем питается?»
В маршрутных листах найдите 1 задании. С помощью стрелочек покажите, чем бы вы накормили животных?
Чем вы накормили лося? (Травой, веточками.)
А как называется группа животных, которые едят растительную пищу. А что еще едет травоядные? (Листья, плоды, семена, корни)
Чем накормили льва? (Мясом)
Как называется группа животных, которые питаются мясом? (Хищники). Другое название этой группы животных – плотоядные. Почему? Потому что они питаются плотью других животных.
Чем накормили кукушку? (Гусеницами). А гусеница – это кто?
А если животные питаются только насекомыми, как называется эта группа? (Насекомоядные) А чем еще питаются насекомоядные? (жуками, личинками)
А чем накормили белого медведя? (Рыбой) Скажите, а к какой группе по способу питания его отнесем? Почему?
А сейчас сравните с эталоном свою работу и оцените себя. Если вы все сделали правильно, то в маршрутном листе в своих достижениях наклейте на цветок 1 красный лепесток, если допустили ошибки – 1 желтый. Они у вас в коробочках.
А как вы думаете все ли медведи хищники?
Предлагаю вам выполнить 2 задание в маршрутном листе.
Можно ли по заголовку сказать о ком будем читать? О ком? Что бы вы хотели узнать о медведях?
А сейчас прочитаем рассказ «Медведи» делая в тексте пометки:
! – новое;
+ - уже знал;
Совпали ли наши предположения перед чтением? О каких медведях вы прочитали в тексте?
- Что из прочитанного вы уже знали?
- Какая информация для вас оказалась новой?
-Так чем же питаются медведи? (Белые полярные медведи живут на Севере, питаются рыбой, тюленями, морскими котиками. Бурые медведи едят не только рыбу и мясо, но с удовольствием полакомятся ягодами, корнями, орехами, клубнями, злаками, медом.)
Можно ли бурого медведя отнести к хищникам? (нет)
Догадайтесь, как называется группа животных, которые едят все? (предположения детей, вывод на понятие «ВСЕЯДНЫЕ»)
(А знаете ли вы еще всеядных животных? (белка, еж, кабан))
А вы знаете, что раньше люди употребляли слово ЯДА вместо слова ЕДА. От этого и такие названия: растительноядные, всеядные, насекомоядные.
Почему сотрудники зоопарка не смогли правильно накормить животных? (Потому что не знали, чем питается каждое животное)
Можно ли по внешним отличительным признакам животных, определить к какой группе по способу питания они относится? (Да. У животных есть внешние отличительные признаки)
Что помогает хищникам добывать себе пищу?
Вывод: У хищников хорошо развитые клыки, острые зубы, когти; хищники быстрые, сильные, выносливые, с хорошо развитым слухом, зрением.
А растительноядным? У растительноядных животных сильные губы, язык; быстрые ноги, хороший слух и зрение, защита от врагов: едкий запах.
А насекомоядным? У насекомоядных удлиненная мордочка с вытянутым хоботком, много мелких зубов.
У всеядных есть все отличительные признаки как у хищников, растительноядных, насекомоядных.
Практическая работа. А сейчас возьмите мультифору, достаньте шаблон модели и картинки животных Ваша задача, распределить животных по группам питания.
На экране эталон, проверьте свою работу, оцените себя.
Животные питаются и растениями, и животными, поэтому говорят, что живые организмы связаны с теми, кто живет рядом с ними. Говорят, что они связаны между собой в «цепи питания».
А сейчас обратимся к нашему главному помощнику – учебнику. Откройте с. 94. Найдите текст «Цепи питания»
Прочитаем текст. Что нового узнали?
С чего начинается цепь питания? Почему с растения? Только растения, используя энергию Солнца, производят питательные вещества (сахар, крахмал), а ими питаются растительноядные животные, а растительноядными питаются – хищники. Отдельно им друг от друга не прожить. Давайте посмотрим, как это происходит в природе.
Сценка «Цепи питания»
Действующие лица: Солнце - 1 человек. Растение - 1 человека, Мышка – 1 человек, Лиса - 1 человек.
Солнце свою «энергию» передает Растению –3 штуки. Одно печенье Растение расходует на себя, поддержание жизненных процессов Растения, а два – передает Мышке. Мышка 1 печенье расходует на себя, а второе печенье – отдает Лисе.
Кому свою энергию отдает Солнце? Почему?
А кто получает энергию от растения? (Травоядные животные - мыши)
Сколько бы мышки не загорали на солнышке, есть им все равно хочется!
Кто получает энергию от мышей? Хищные животные – лиса.
В каком порядке расположены звенья в цепи питания? (Растение – растительноядные – хищник)
Мы с вами теперь знаем, как передается энергия от растений к животным, как возникает пищевая цепь.
5. Включение в систему знаний.
А сейчас работаем в парах. Возьмите на столах конверт. Достаньте из него текст, прочитайте и по тексту составьте цепь питания, чтобы было понятно «Кто, чем питается?»
В Крымском заповеднике расправились с волками. Скоро над лесом нависла угроза вымирания: расплодившиеся козы съедали молодые деревья.
Сравните с эталоном и оцените себя.
Ребята, что произойдет с цепью, если истребить всех волков? (Цепь порвется) (К чему это приведет?) Правильно. Если выпадет хоть одно звено из цепи, то нарушится вся цепь. Зачем человеку знать о цепях питания?
(Чтобы быть осторожнее и мудрее в обращении с природой)
Если поступать необдуманно, то это равновесие можно нарушить.
А вот при входе в один из зоопарков Нью-Йорка есть огромное зеркало, а над ним сверху такие слова: «Вы смотрите на самого опасного зверя на Земле. Из всех живущих зверей только этот способен истребить и уже истребил целые виды животных и растений…» Кто этот страшный зверь?
Почему хищники не приносят такого ущерба другим животным как человек? (Они истребляют в первую очередь больных, слабых животных и столько, сколько смогут съесть – не больше!)
А какими мы должны быть, чтобы не навредить животным? (Добрыми, бережно относиться к животным)
6. Рефлексия.
Давайте обратимся к задачам, которые мы поставили в начале урока. На все ли вопросы мы ответили?
Научился ли вы распределять животных на группы по типу питания? (убираю вопрос)
А что вы сегодня узнали о связи организмов в природе?
А кто научился составлять цепи питания?
Что сегодня получилось…
В чем были затруднения…
О чём можете рассказать дома родителям…
7. Домашнее задание. 1. Найдите в дополнительной литературе информацию о пищевых связях в природе и проиллюстрируйте их. 2. Написать сочинение с элементами исследования «Питание моего пушистого друга», ответив на вопросы: что любит кушать, какие приспособления имеет для питания.
Аутотренинг.
И напоследок, я попрошу вас встать. Положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец. Урок окончен.
infourok.ru
Урок окружающего мира на тему " Кто что ест? Цепи питания" ( 3 класс)
Тема урока: «Кто что ест? Цепи питания».
Тип урока: изучение нового материала.
Учебник: “Мир вокруг нас 3 класс 1 часть” (авт. А.А. Плешаков).
Цели: 1.познакомить учеников с классификацией животных по типу питания; 2.изучить приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов; 3.рассмотреть цепи питания животных; 4.закрепить знания о разнообразии животных; 5.воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, раздаточные карточки
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания .
Блиц спрос.
1. Какая наука изучает жизнь животных?
зоология
2. К какой группе животных относятся морские ежи и морские звёзды?
иглокожие
3. К какой группе животных относятся креветки и крабы?
ракообразные
4. К какой группе животных относятся клещи и скорпионы?
паукообразные
5. К какой группе относятся животные, у которых 6 ног?
насекомые
6. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй?
рыбы
7. Какая группа животных выкармливает своих детёнышей молоком?
Звери или млекопитающие
8. К какой группе животных относятся лягушки и тритоны?
земноводные
ВЫВОД: Назовите 7 групп животных? Иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, звери, земноводные.
Назовите признаки жизни животных. (дышат, питаются, двигаются, растут, развиваются, размножаются, умирают)
III. Сообщение темы и цели урока
Учитель. А что же необходимо для роста и развития животных?
( питание)
Сегодня на уроке вы узнаете «Кто что ест».
Вы познакомитесь с классификацией животных по типу питания, научитесь составлять цепи питания.
В конце урока нам надо ответить на вопрос: зачем человеку знания о цепях питания.
4. Новый материал. Богат животный мир. В лесу круглый год обилие кормов. Это травы, молодые побеги деревьев и кустарников, плоды и семена растений, грибы. Животные в лесу обитают всюду: на поверхности почвы, в почве, на ветвях деревьев и под корой.Послушайте загадку, определите о каком животном идет речь.
Не олень и не корова.
Повстречаться нам пришлось
Познакомьтесь это...(Лось)
Лось – крупное животное, почти с лошадь. Лоси кормятся ветками молодых деревьев, сочной травой, грибами, папоротниками и другими растениями. Трудно лосю находить пищу зимой под снегом. Тогда он ест кору деревьев, ищет старую засохшую траву.
Как вы думаете, как называются животные, которые питаются растительной пищей? (растительноядные)
Правильно. Им нужна растительная пища. Это растения, листья, тонкие ветки, кора, ягоды, грибы, орехи. Называем хором растительноядных животных (белка, заяц, олень, косуля, бобр)
В лесу живет, кур в деревне крадёт.(лиса)
Чем питается лиса? ( зайцами, мышами ) Лиса питается другими животными.
Мясную пищу предпочитают многие звери: волки, куницы, соболи. Животные, которые питаются другими животными называют (хищниками).
Сладкоежкою слывет.
Летом ест малину, мёд,
Лапу зиму всю сосёт.
Может громко зареветь,
А зовут его….(Медведь)
Чем питается медведь? (Медведь питается ягодами, корнями, насекомыми, мёдом. А ещё он питается рыбой, мелкими животными). Как называются животных которые питаются животными и растениями? (всеядными)
Так к какой группе можно отнести медведя?
Какие еще животные относятся к группе всеядных? (ёж, дикий кабан)
Снится ночью паукуЧудо – юдо на суку.Длинный клюв и два крыла,Прилетит – плохи дела.А кого паук боится?Догадались? Это… (Птица.)
.
Учитель. Почему паук боится птиц?
Дети. Паук – это насекомое, а многие птицы питаются насекомыми, то есть являются насекомоядными.
Учитель. Называем птиц, которые питаются насекомыми Синица, дятел, соловей, поползень, кукушка . Таких птиц называют насекомоядные птицы.
Они приносят большую пользу, уничтожая насекомых – вредителей растений. Большая синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.
Некоторые птицы питаются семенами и плодами – это растительноядные птицы. К ним относятся клёст, снегирь.
Есть птицы, которые питаются мясом других птиц и мелких животных. Это хищники. Сокол, коршун, ястреб, филин, сова – хищные птицы.
Есть и всеядные птицы. Это ворона, сорок, скворец. Они едят всё подряд – насекомых, мелких птиц, зерно, зелёные части растений, ягоды, фрукты.
ОБОБЩЕНИЕ – составление схемы на доске. ЖИВОТНЫЕ ДЕЛЯТСЯ ПО ТИПУ ПИТАНИЯ
Все живые организмы связаны с теми, кто живет рядом с ними. Говорят, что они связаны в цепи питания.
Цепь питания - связь нескольких видов организмов.
5. Работа по учебнику.
Откроем учебник на стр. 96. Рассмотрим составленные цепи питания.
В лесу растут осины. Их корой питаются зайцы. Зайца может поймать и съесть волк. Цепь питания: осина-заяц-волк.
Лесные мыши кормятся желудями дубов. Мыши кормятся желудями. Но сами мыши - добыча сов. Цепь питания: дуб - лесная мышь – сова.
На примере этих цепей питания рассмотрим закономерность:
1 звено – растения
2 звено – растительноядные животные. Почему второе звено – растительноядные животные?
3 звено – хищники
Цепей питания в природе очень много. В лесу они одни, совершенно иные на лугу и в водоеме, третьи в поле и в саду. Я предлагаю вам выступить в роли ученых-экологов и заняться поисковой деятельностью. Все группы отправятся в разные места. Вот маршруты ученых-экологов.
Где вам придется трудиться, решит жеребьевка. От каждой группы приглашаю по одному человеку, и они вытаскивают конверт с названием места и заданием.
А теперь послушайте задание. Каждая группа, используя карточки, должна составить цепь питания. Сразу договоритесь, кто будет представлять вашу цепь классу. Подумайте, все ли карточки вам понадобятся. По сигналу ребята начинают работать в группах. Тем, кто закончил раньше, предлагаются загадки
Все готовые цепи развешиваются на доске.
Представитель от каждой группы выходит и объясняет свою работу.
Например:
1) Д.: В лесу растет сосна. Под корой сосны живет жук–короед и ею питается. В свою очередь жук–короед является пищей для дятлов. У нас была лишняя картинка – коза. Это домашнее животное и в эту цепь питания не входит.
2) Поле: рожь – мышь – змея (лишняя – рыба).
3) Огород: капуста – слизни – жаба (лишний – медведь).
4) Сад: яблоня – яблонная тля – божья коровка (лишняя – лиса).
5) Водоем: водоросли – карась – щука (лишний – заяц).
Ребята, как вы думаете есть ли в цепи питания конечное звено?
( обсуждение в группах)
- Что такое почва? (верхний плодородный слой земли)
- От чего зависит плодородие почвы? ( от кол-ва перегноя)
-А что такое перегной? (останки растений и животных)
- С помощью чего растения и животные превращаются в перегной? (под действием бактерий)
Одни бактерия превращают останки животных и растений в перегной, а другие из перегноя вырабатывают минеральные соли, которые необходимы для роста растений. И снова мы вернулись к началу нашей цепочки. Так как в природе ничто не возникает из ничего и не исчезает без следа. Существует круговорот в живой природе.
Физкультминутка.
Итак, с чего начинается цепь питания? (С растения.)
Чем она заканчивается? (Грибами и бактериями.)
Ребята, а теперь давайте подумаем, что произойдет, если из цепи питания выпадет какое-либо звено.
Обсудите этот вопрос в группах, опираясь на те цепи питания, которые вы составили.
(Дети обсуждают этот вопрос, пытаясь объяснить примером. Например: Если исчезнут божьи коровки, тогда яблонная тля погубит все яблони. Не будет яблок. Это плохо. И т.д.)
Правильно, ребята! Если выпадает хоть одно звено из цепи, то нарушается вся цепь. В природе существует свое хрупкое равновесие. Если поступать необдуманно, то это равновесие можно нарушить.
Двое наших экологов побывали в Китае, и вот какое сообщение они нам оттуда привезли.
Найдите взаимосвязь и составьте цепь питания
Хулиганы воробьишки –
Превосходные воришки.
Им зерно лишь подавай –
Поуменьшат урожай.
Вот китайцы подсчитали,
Сколько зерен потеряли,
И издали свой декрет –
Воробьев свести на нет.
Перебили всех подряд,
Ждут – каков же результат?
Поначалу, в самом деле
Закрома их пополнели,
А потом пришла беда –
Отворяйте ворота!
Все посевы, урожаи
Насекомые сожрали.
Их в таком большом числе
Прежде не было нигде.
Оказалось, воробьята
Не едят совсем зерна–то:
Им родители с полей
Тащат мошек и червей.
Стало тут властям понятно –
Надо птиц вернуть обратно.
И пришлось им воробьев
Из чужих возить краев.
Если все сплеча рубить,
Можно дело загубить.
Найдите взаимосвязь и составьте цепь питания
Какая цепь питания в Китае была нарушена?
Пшеница – насекомые – воробьи.
Если есть время, читаем статью с. 99 «Доброе слово о хищниках». Вывод.
Зачем человеку знания о цепях питания?
Человеку нужно очень хорошо знать, что в природе все взаимосвязано. Именно поэтому мы и знакомимся с цепями питания, чтобы быть осторожнее и мудрее в обращении с природой.
В природе все животные приспособились добывать себе пищу. Возникает вопрос : почему одни животные могут, есть растительную пищу, а другие нет, а также что им помогает добывать себе пищу?
(Выступление 1 ученика, выполнившего исследование.)
Однажды я с отцом отправился в лес. Я стал собирать шишки, валяющиеся внизу, присмотрелся и заметил, что они уже обработаны какими - то зверьками и имеют разный внешний вид.
Отец мне сказал, что это так разные животные приспособились объедать шишки.
Тогда я решил провести исследование и поставил перед собой
Задачу: выяснить почему одни и те же шишки- еловые, сосновые, кедровые выглядят по– разному, после того, как ими полакомились разные животные.
И какие животные придают им такой внешний вид. Я предположил, что это может быть из-за того ,что животные, питающиеся их семенами имеют разное строение тела.
Чтобы решить поставленную задачу, я
читал различные энциклопедии,
книги о растениях и животных,
использовал информацию в Интернете,
расспросил родителей, что они знают по этому вопросу.
Изучив всю информацию, я узнал, что обработанные белкой шишки выглядят, как пустой стержень с небольшим количеством неотделённых чешуек на верху. Это происходит потому, что сорвав шишку белка поворачивает её лапками, обгрызает чешуйки и выбирает из-под них семена.
Почти также выглядят шишки после бурундука, только он отгрызает чешуйки не так близко к стержню. Поэтому стержень более толстый, с более длинными остатками чешуи.
Шишки, обработанные дятлом, можно узнать по отогнутым или оттопыренным чешуйкам. Сорвав с дерева шишку, дятел летит к своей кузнице- щели в стволе дерева, втискивает туда шишку вершиной вверх, ударами клюва отгибает чешуйки, вынимает семена.
Обработанная клестом шишка отличается тем, что в ней остается много неотогнутой чешуи и невынутых семян. Причем на сорванной клестом шишке остаются зелёные веточки, так как птица срывает их неаккуратно, не так как делает это дятел и белка.
Рассмотрев внимательно изображения данных птиц и зверей в энциклопедии, я понял, почему одни и те же шишки выглядят по –разному, после того, как ими полакомились разные животные. Сейчас я предлагаю задание на карточках, выполняя которое и вы, ребята, придете к тому выводу, к которому пришёл я, проводя своё исследование.
Вывод: животным помогает добывать себе пищу строение их тела.
Что говорить, каждое животное хорошо приспособилось добывать себе еду, чтобы выжить. Но также хорошо приспособились животные к тому, чтобы самим не стать добычей других, например хищников или всеядных.
(Выступление 2 ученика, выполнившего исследование.)
Однажды я стал свидетелем того, как моя кошка охотится за мышью, которая ничего не подозревая грызла корку хлеба. Я стал следить, поймает она мышку и как это произойдет. Я видел, что кошка притаилась, навострила уши и тихонько и осторожно стала подбираться к мышке. Потом она резко прыгнула, и мышка оказалась у неё в зубах. Я понял, что моей кошке, как и другим хищникам в природе помогают охотиться тихие шаги, прекрасный слух и нюх, острые зубы. А как приспособлены защищаться те животные, которые могут стать их добычей?
Тогда я поставил пред собой
задачу выяснить, как приспособлены животные к тому, чтобы защищаться от врагов.
Я предположил, что в этом им может помогать строение их тела.
Чтобы это выяснить я
читал различные энциклопедии,
книги о животных,
использовал информацию в Интернете,
расспросил деда, который в прошлом был охотник и любил охотиться на зайцев.
Я выяснил, что зайцу помогают, во-первых, его окрас: зимой белый, маскирующий его под снег, а летом серый маскирующий его в пестроте леса. Во-вторых, у зайца быстрые ноги, его трудно догнать. Также заяц любит путать свои следы, чтобы хищник, разыскивая его по запаху, был сбит с толку. В-третьих, зайчата рождаются без запаха, то есть хищник, вынюхивая себе добычу, их уже не найдет.
Как приспособились к защите от врагов другие животные, вы узнаете, выполнив мои задания на карточках.
Вывод: все животные приспособились выживать в окружающем их мире – им помогает строение их тела.
Итог урока. Итак, давайте подведём итоги всего, о чём мы говорили сегодня на уроке.
2. По типу питания животные делятся на ….
3. Также мы узнали, что животные хорошо приспособились… ( добывать себе пищу и спасаться от врагов).
4. А помогает им в этом…. (строение их тела).
Теперь напишем резюме,
А это значит, братцы,
Что обговорено сейчас,
Мы подытожим вкратце.
Наука экология показывает нам,
Что в мире все завязано по четырем углам.
Растения, животные, земля и человек
Не могут друг без друга существовать вовек.
Земля вкруг Солнца вертится,
И жизнь идет по кругу,
А “стол” наш тем и держится,
Что мы “едим” друг друга.
Чтоб в мире не было беды,
Не рви больших кусков.
Ты – царь природы,
Но – один из четырех углов.
Кому понравился урок?
Мне тоже было приятно работать с вами, наблюдать за вашим тесным сотрудничеством в группах.
6. Инструктаж домашнего задания.
На доске: д/з с. 96–99.; зад. №1
www.metod-kopilka.ru
3 класс. Окружающий мир. Тема. Кто что ест? Цепи питания.
3 класс. Окружающий мир. Тема. Кто что ест? Цепи питания.
Цели деятельности учителя:
Образовательная: способствовать формированию умений классифицировать животных по типу питания, составлять цепи питания и устанавливать взаимосвязи, обосновывать необходимость поддержания человеком природных цепей питания.
Развивающая: способствовать развитию речи и логического мышления, умений сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательная: содействовать воспитанию бережного отношения к животным, природе в целом.
Оборудование: листы со стрелками; скрепки; 5 наборов по 4 картинки.
Ход урока
I. Организация начала урока.
Встало солнышко давно, Нас оно торопит в класс.
Заглянуло к нам в окно. Урок окружающего мира у нас.
– представьте, что на вас солнышко льёт свои тёплые лучики, под ними вы становитесь добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно отправьте солнечные лучики маме, папе, близким людям, всем растениям и животным. Пожелайте им любви и добра.
II. Проверка домашнего задания.
1. Игровое упражнение «Крестики-нолики».
– С чего начнем работу на уроке? (С повторения.)
– Вы любите играть? Тогда поиграем в «крестики-нолики» (раздает листочки).
– «Х» – правильное утверждение, «0» – неправильное утверждение.
1. Наука о животных называется зоологией.
2. У насекомых 6 пар ног.
3. С помощью жабр рыбы дышат кислородом, растворимым в воздухе.
4. Зимой спят ежи, медведи, лягушки, барсуки.
5. Пресмыкающиеся ползают по земле, соприкасаясь с ней брюхом.
6. Мыши, тараканы – это домашние животные.
7. Охота на зверей весной запрещена, так как у них рождаются детёныши и идёт линька.
8. У птиц есть зубы.
9. Тело земноводных покрыто сухими чешуйками.
2. Тестирование. Тест «Разнообразие животных»
1. Какая наука изучает жизнь животных?
а) ботаника; б) зоология; в) экология.
2. К какой группе животных относятся морские ежи и морские звёзды?
а) моллюски; б) ракообразные в) иглокожие.
3. К какой группе животных относятся креветки и крабы?
а) моллюски; б) ракообразные; в) иглокожие.
4. К какой группе животных относятся клещи и скорпионы?
а) паукообразные; б) черви; в) насекомые.
5. К какой группе относятся животные, у которых 6 ног?
а) ракообразные; б) паукообразные; в) насекомые.
6. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй?
а) рыбы; б) земноводные; в) пресмыкающиеся.
7. Какая группа животных выкармливает своих детёнышей молоком?
а) птицы; б) звери; в) земноводные.
8. К какой группе животных относятся лягушки и тритоны?
а) рыбы; б) земноводные; в) пресмыкающиеся.
III. Сообщение темы и цели урока.
– послушаете сказку Николая Сладкова и попробуйте отгадать, о каком звере идёт речь.
Загадочный зверь
Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка – мух. Скажи, что ешь ты? И слышу я голосок:
– Угадай, кто я? Я ем жуков и муравьёв!
Я подумал и твёрдо сказал:
– Дятел!
– Вот и не угадал! Ещё я ем ос и шмелей!
– Ага! Ты птица осоед!
– Не осоед! Ещё я ем гусениц и личинок.
– Гусениц и личинок любят дрозды.
– А я не дрозд! Ещё я грызу сброшенные лосями рога.
– Тогда ты, наверное, лесная мышь.
– И вовсе не мышь. Бывает, я сама ем даже мышей!
– Мышей? Тогда, ты, конечно, кошка.
– То кошка, то мышка! И совсем ты не угадал.
– Покажись! – крикнул я. И стал вглядываться в тёмную ель, откуда слышался голосок.
– Покажусь, только ты признай себя побеждённым.
– Рано! – ответил я.
– Иногда я ем ящериц. А изредка – рыбу.
– Может, ты цапля?
– Не цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца.
– Похоже, ты куница.
– Не говори мне про куницу. Куница мой старый враг. А ем я ещё почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды и грибы.
Я рассердился и крикнул:
– Скорей всего, ты – свинья, которая забралась на ёлку!
– Сдаёшься? – спросил голосок.
Ветка качнулась, раздвинулась, и я увидел белку!
– Запомни! – сказала она. – Кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних только мух. А белки грызут не только орешки.
* * *
– До конца сказки вам не удалось отгадать, какой зверь разговаривал с автором. Почему? Мы привыкли к тому, что каждое животное ест что-то одно, определённое. Мы рассуждаем так же, как и автор. А животные в разных условиях могут питаться разной пищей. Сегодняшний урок посвящён тому, кто что ест.
IV. Актуализация опорных знаний.
– Как вы думаете, над какой темой урока мы сегодня будем работать? (Питание животных.)
– Правильно. Как будем работать? (Поймём то, что не знаем, и постараемся сделать открытие.)
– Какую цель поставим перед собой? (Распределить животных по типу питания. Узнать, чем питаются разные животные.)
– Прочитайте тему урока. («Кто что ест? Цепи питания».)
– Чтобы проследить разные цепи питания, попробовать их составить самим, нам нужно вспомнить, кто как питается. Начнем с растений. В чем особенность их питания? (Растения получают из воздуха углекислый газ. Корнями из почвы они поглощают воду и растворённые в ней соли. Под действием солнечного света растения превращают углекислый газ, воду и соли в сахар и крахмал. Их особенность заключается в том, что они сами готовят пищу.)
– А теперь давайте вспомним, на какие группы по способу питания делятся животные и чем они отличаются друг от друга. (Растительноядные животные питаются растительной пищей. Насекомоядные поедают насекомых. Хищные животные питаются плотью других животных, поэтому еще называются плотоядными. Всеядные животные питаются растительной и животной пищей.)
Демонстрирует схему:
V. Изучение нового материала.
Рассказ учителя с элементами беседы.
– Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому ученые говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.
Цепи питания начинаются с растения. Это первое звено. Так как только растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды.
Второе звено цепи – это растительноядные животные.
– Как вы думаете почему?
Третье звено – насекомоядные или хищные животные.
работа в парах.
– Давайте закрепим наши знания и выполним задание в тетради (№ 1, с. 43).
– Цепи питания – это связи всего живого по питанию. Цепей питания в природе очень много. В лесу они одни, совершенно иные на лугу и в водоеме, третьи – в поле и в саду. Я предлагаю вам выступить в роли ученых-экологов и заняться поисковой деятельностью.
Поле: рожь – мышь – змея («лишняя» – рыба).
Огород: капуста – слизни – жаба («лишний» – медведь).
Сад: яблоня – яблонная тля – божья коровка («лишняя» – лиса).
Водоем: водоросли – карась – щука («лишний» – заяц).
VI. Первичное закрепление знания.
Работа с учебником.
– познакомимся со статьей учебника (с. 94–95) и проверим себя.
Учащиеся открывают учебник и «про себя» читают статью «Цепи питания».
– Какие цепи питания приведены в учебнике? (Осина → заяц → волк. Дубы → лесные мыши → совы.)
– В каком порядке расположены звенья в цепи питания? (I звено – растения; II звено – растительноядные животные; III звено – остальные животные.)
VII. Решение экологических задач.
Работа в группах.
– как вы думаете, есть ли в цепи питания конечное звено?
Учащиеся обсуждают этот вопрос в группах и высказывают свои предположения. Если они сами не найдут нужный ответ, можно задать вопрос о том, как образуется почва и почему в ней не заканчивается запас минеральных солей.
– Вот мы и подошли к последнему, четвертому звену в цепи питания. Это грибы и бактерии. Одни из них превращают остатки животных и растений в перегной, а другие из перегноя вырабатывают минеральные соли, которые необходимы для жизни и роста растений. И снова мы вернулись к началу нашей цепочки. Так как в природе ничто не возникает из ничего и не исчезает без следа, с чего начинается цепь питания? (С растения.)
– Чем она заканчивается? (Грибами и бактериями.)
– подумайте, что произойдет, если из цепи питания выпадет какое-либо звено. Обсудите этот вопрос в группах, опираясь на те цепи питания, которые вы составили.
Учащиеся обсуждают этот вопрос, пытаясь объяснить на примере. (Например: если исчезнут божьи коровки, тогда яблонная тля погубит все яблони. Не будет яблок. Это плохо. И т. д.)
– Правильно! Если выпадает хоть одно звено из цепи, то нарушается вся цепь.
Вывод: в природе существует свое хрупкое равновесие. Если поступать необдуманно, то это равновесие можно нарушить.
– Трое наших экологов побывали в Китае, и вот какое сообщение они нам оттуда привезли.
Учащиеся читают стихотворение:
Воробьиная история
Хулиганы воробьишки –Превосходные воришки.
Им зерно лишь подавай –
Поуменьшат урожай.
Вот китайцы подсчитали,
Сколько зерен потеряли,
И издали свой декрет –
Воробьев свести на нет!
Перебили всех подряд,
Ждут – каков же результат?
Поначалу, в самом деле,
Закрома их пополнели,
А потом пришла беда –
Отворяйте ворота!
Все посевы, урожаи
Насекомые сожрали.
Их в таком большом числе
Прежде не было нигде.
Оказалось, воробьята
Не едят совсем зерна-то:
Им родители с полей
Тащат мошек и червей.
Стало тут властям понятно –
Надо птиц вернуть обратно.
И пришлось им воробьев
Из чужих возить краев.
Если все сплеча рубить,
Можно дело загубить.
– Какая цепь питания в Китае была нарушена? (Пшеница → насекомые → воробьи.)
– А еще один эколог вернулся с Таймыра. Это полуостров на севере России. Основное занятие жителей – оленеводство. Вот какая беда случилась здесь.
– У нас на Таймыре решили обезопасить оленей от волков. Стали убивать волков с вертолетов и истребили их множество. Через три года заметили: число больных оленей увеличилось в 15 раз! Волки – природные санитары.
Вывод: человеку нужно очень хорошо знать, что в природе все взаимосвязано. Он – самое могущественное из живых существ и больше других вмешивается в дела земного дома. В результате по незнанию человек совершает ошибки, а они оборачиваются общей бедой. Именно поэтому мы и знакомимся с цепями питания, чтобы быть осторожнее и мудрее в обращении с природой.
Учитель читает стихотворение:
Однажды англичане Где проживает больше дам,
Заметили в тумане – Почтенных старых леди,
Известно, что у англичан Что больше всех на свете
На островах всегда туман, – Заботятся о кошках...
Но, несмотря на это, Цепочку разглядишь не сразу.
Заметили, что летом На то наука есть и разум…
Растет пшеница гуще там,
– Какую цепь питания поддерживают пожилые леди Англии? (Зерно → мыши → кот.)
И вот загадка решена. Мышей переловил давно,
Ответ – у ловкого кота: А мыши что едят? Зерно.
– Ещё сравнительно недавно волков безжалостно уничтожали, да и теперь их преследуют почти повсеместно, считая, что они наносят природе невосполнимые потери и представляют угрозу для животноводства. Действительно, там, где волков много, а дичи мало, они нападают на стада и уничтожают много животных.
– А что произойдёт, если убить всех волков?
В ряде заповедников США было решено полностью уничтожить волков, но это обернулось трагедией. Сначала копытные в заповеднике увеличили свою численность (в 5–10 раз), затем, уничтожив всю пригодную им в пищу растительность, тысячами гибли от голода. Волки уничтожают, главным образом, больных и слабых животных, выполняя роль санитаров.
Вывод: без хищников природа существовать не может. В природе существует равновесие. Его нельзя нарушать. Хищников всегда меньше, чем травоядных.
VIII. Обобщение изученного.
– Давайте обобщим то, о чем мы сегодня говорили.
– какое звено в цепи питания первое? (Растение.)
– А второе? (Растительноядное животное.)
– Какое звено заканчивает цепь питания? (Грибы и бактерии.)
– Кто может ответить на поставленный в начале урока вопрос: зачем человеку знания о цепях питания? (Для того чтобы бережно относиться к природе, не вредить ей.)
Теперь напишем резюме,А это значит, братцы,
Что обговорено сейчас,
Мы подытожим вкратце.
Наука экология
показывает нам,
Что в мире все завязано
по четырем углам.
Растения, животные,
земля и человек
Не могут друг без друга
существовать вовек.
Земля вкруг Солнца вертится,
И жизнь идет по кругу,
А «стол» наш тем и держится,
Что мы «едим» друг друга.
Чтоб в мире не было беды,
Не рви больших кусков.
Ты – царь природы,
Но – один из четырех углов.
IX. Итог урока. Рефлексия.
– Кому понравился урок?
– Что именно понравилось?
– Что нового для себя узнали?
infourok.ru
Презентация по окружающему миру в 3 классе на тему "Кто что ест.Цепь питания".
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда: 2 слайд Описание слайда:Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания. Цепи питания.
3 слайд Описание слайда:Цепи питания начинаются с растения. Это первое звено. Ведь только растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды. Второе звено цепи – это растительноядные животные. Третье звено – насекомоядные или хищные животные.
4 слайд Описание слайда:Составьте всевозможные цепи питания лисицы.
5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда:Проверка. Насекомоядные Хищные Всеядные Растительноядные Название животных Их пища Группа по питанию Ласточка, ёж, ящерица Насекомые Сова, лиса, рысь Мыши, полёвки, зайцы, птицы Ворона, кабан Любая растительная и животная пища Лесная мышь, заяц, лось Плоды, семена, ве- точки, листья, кора
7 слайд Описание слайда:Подведём итоги. На какие группы делятся животные по особенностям питания? Что такое цепь питания? Почему цепи питания начинаются с растений?
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-340728
Похожие материалы
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Составьте 3 схемы цепей питания в лесном сообществе? Окружающий. мир 3 класс.
<a href="/" rel="nofollow" title="15907216:##:2grnP4W">[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]</a>
Есть чуваки крутые, они решают такое за копейки, у них спроси: <a rel="nofollow" href="https://vk.com/reshimdzru" target="_blank">https://vk.com/reshimdzru</a>
99.99 Помогите раскрутить группу пожалуйста <a rel="nofollow" href="https://vk.cc/5Xxvlx" target="_blank">https://vk.cc/5Xxvlx</a>
Свои примеры цепи питания? Это боты пишут
желудь-мышь-сова. трава-кролик-лиса. кролик-волк-ястреб
Ваш ребёнок нуждается в помощи репетитора? Я могу помочь
touch.otvet.mail.ru