Животные-обитатели пустынь и полупустынь. Животные степи и пустыни
Животные степей и пустынь
Открытые пространства земного шара обладают рядом особенностей, накладывающих свой отпечаток на всю фауну.
Здесь ветер движется беспрепятственно, нет тени, мало естественных укрытий, широкий горизонт. Кроме того, степи и пустыни характеризуются незначительным и очень переменчивым в году количеством влаги, а также резкими колебаниями температуры. Недостаток влаги исключает возможность широкого распространения водных животных и амфибий, и животный мир степей и пустынь представлен в основном ксерофильной фауной.
В степях и пустынях преобладают животные, которые могут быстро бегать, прыгать или закапываться. Птицы гнездятся на земле. В земле же устраивают себе жилища и другие животные. Нора для многих — единственное укрытие. Кроме того, в норе свой климат: летом в ней прохладнее, зимой теплее.
В самое знойное время обитатели норы редко показываются на поверхность, а некоторые ведут ночной образ жизни. Животные, не умеющие выкапывать себе в земле убежищ, например рептилии, пользуются чужими норами.
В степи, в связи с обилием растительной пищи, преобладающая роль принадлежит грызунам, обилие же насекомых (муравьи, термиты, кобылки) позволяет существовать здесь и большому количеству насекомоядных.
В сложной цепи взаимоотношений между животным населением степи грызуны служат тем начальным звеном, за счёт которого существуют почти все остальные обитатели степи, так как грызуны составляют пищу хищных птиц, хищных млекопитающих и рептилий. Параллельно с грызунами широко развиты другие формы растительноядных, особенно копытные (бизоны, антилопы, зебры, жирафы).
Распространение хищников гораздо более широкое, чем растительноядных: они встречаются не только в степи или пустыне, но и в соседних ландшафтах. Например, ласка водится не только в степях, но также в лесах и гористых местах. Лисица и волк встречаются тоже в различных ландшафтах. Распространение хищников обусловлено не столько климатической обстановкой, сколько возможностью разыскать себе животную пищу. В этом отношении растительноядные животные обладают гораздо меньшими возможностями, так как «специализация» их питания приковывает их к определённым растительным группировкам, зависящим от климата и почвы.
Смена времён года в степи обусловливает собой и своеобразный ритм в жизни её обитателей. Весной и в начале лета, когда степь зеленеет и сверкает цветами, животные проявляют особенно большую активность. Во второй половине лета, знойной и засушливой, эта активность сильно падает.
Большинство степных животных холодное время года, когда очень мало пищи, проводит в спячке. В странах, где смена времён года обусловлена чередованием сухих и влажных периодов, наблюдается летняя спячка, в которую впадают даже крупные животные, например наши суслики, трубкозубы южной Африки, крокодилы, южноамериканские броненосцы и т. п.
Животные, впадающие на зиму в спячку, естественно, окраски не меняют, так как подобная смена не нужна. Следует отметить, что и сезонная перемена окраски, и продолжительность спячки животных находятся в строгом соответствии с климатическими условиями. Там, где зима тёплая, спячка кратковременна или её даже и вовсе не бывает. Не бывает там часто и сезонной перемены окраски. Например, у ласки в районе Краснодара, где зимы относительно тёплые и малоснежные, шерсть круглый год одинаковая (рыжебурая). Но зато на Ставропольском плато или в Пятигорье, с их холодными зимами, ласки белеют, и только кончик хвоста у них остаётся тёмным.
Условия жизни в пустыне ещё суровее, чем в степи. Из-за недостатка воды здесь преобладают животные, которые могут быстро бегать либо летать (за водой), долго обходиться без воды, запасать воду в своём организме, впадать в спячку на сухое время года и т. п. Некоторые животные довольствуются той водой, которую они находят в свежей траве, хищники получают воду с кровью жертвы или поедая яйца. Австралийская лягушка накопляет воду в своём организме (в мочевом пузыре, в брюшной полости). У грызунов, хищников, птиц нет потовых желез, значит нет и испарения воды.
Животные пустыни избавляются от высоких температур только тем, что избегают их. Если почва нагреется до 34°, тушканчики гибнут; насекомые погибают при нагреве почвы до 50—55°. Оттого население пустыни прячется от солнца, зарываясь в песок, взлезая на кусты и разыскивая тень.
Из органов чувств у животных открытых пространств великолепно развито зрение.
В областях, переходных между лесом и степью, например в саваннах, животный мир тоже представляет смешение форм. Правда, в саваннах лазающих форм мало, преобладают землерои (тушканчик, земляной волк в Африке и др.) и стадные травоядные, вроде антилоп, зебр, кенгуру. Но, кроме того, есть и животные, которые могут питаться листвой (доставать её) после того, как травяной покров выгорит, — к таким относятся слоны и жирафы.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
www.activestudy.info
Газель – животное степей и пустынь :: SYL.ru
Поэты Востока издревле использовали название этого животного, воспевая девичью красоту. Газель – животное красивое, стройное и изящное, поэтому неудивительно, что его нередко упоминают в литературе.
Но газель вызывает интерес не только у поклонников художественного слова, а еще и у любителей природы. Наша статья расскажет о том, как живут в дикой природе эти удивительные животные.
Классификация
Человек достиг определенных успехов в изучении космоса, океана и атома, на карте мира практически не осталось белых пятен. Но наука отнюдь не всемогуща. Классификация антилоп вызывает множество вопросов и споров. Некоторые виды и подвиды газелей практически не изучены.
Газели относятся к подсемейству настоящих антилоп, которое, в свою очередь, входит в семейство полорогих. В настоящее время исследователи выделяют 7 родов газелей. Количество видов предположительно достигает 19, однако у биологов есть основания полагать, что некоторые из них на самом деле являются подвидами.
Предположительно, эти животные появились в Передней Азии еще в миоцене. В настоящее время газели распространены и в Африке, но этот материк не является их родиной, они перекочевали туда не ранее плейстоцена.
Представители родственных родов схожи между собой. Для них характерно изящное стройное телосложение, что наглядно видно на фото животных. Газели тонконоги и быстры, они являются отличными бегунами и прыгунами. При длине тела около 1 м взрослая особь может сделать прыжок до 7 м, а спасаясь от опасности, это животное способно развить скорость до 80 км/ч.
Рога – один из характерных признаков. Они не противопоставлены, а отклонены назад. Некоторые виды обладают штопорообразно завитыми рожками. Отметим, что у самцов рога есть всегда, а самки некоторых видов не обладают такой особенностью.
Получить более полное представление поможет описание животных. Газели разных родов окрашены в те цвета, которые максимально соответствуют оттенкам местности. Сидящее в траве животное сложно разглядеть. Все тело газели покрыто шерстью буроватого или рыжеватого оттенка и лишь живот намного светлее. На боках, как правило, имеются темные полосы.
Распространение
Газель – животное, которое распространено в пустынях, саваннах, невысоких хорошо освещенных лесах и степях Азии и Африки.
Газель обыкновенная встречается в Саудовской Аравии, Израиле, ОАЭ, Йемене. Животное предпочитает пустыни и полупустыни.
Африка может похвастаться довольно большим разнообразием этих антилоп. Примечательно, что местное население называет этих животных горными скакунами, хотя они живут в пустынях, а не в горах.
Особенности поведения
Это стадные животные. Газели формируют группы, численность которых может достигать 1000 голов. Самцы охраняют поголовье, порой вступая в стычки с собратьями из других стад.
Это очень чуткие животные с великолепным слухом и своеобразным зрением. Угол обзора у газелей довольно широк, пасущееся животное видит и то, что происходит позади него. Почуяв опасность, животные мгновенно срываются с места и устремляются прочь, развивая невероятную скорость.
Линия бега газели изломана. Даже если хищники охотятся сообща, легкие тонконогие антилопы могут уйти от преследования, совершая внезапные скачки вбок, виляя, прыгая зигзагами и всячески сбивая врага с толку. Но хищнику тоже может улыбнуться удача. Уходя от погони, газели иногда вдруг останавливаются, прислушиваясь, не миновала ли угроза. Часто эта ошибка становится роковой, ведь догнать несущуюся газель не многим под силу.
Естественные враги
От кого же пригодится спасаться этим животным? На газелей охотятся львы, гепарды, леопарды, гиены, волки и тигры. Молодняк или представители не очень крупных видов – желанная добыча и для крупных птиц: грифов, орлов, беркутов.
Распространенные виды газелей
Джейран – небольшое стройное животное с массой до 30 кг. Рожки имеют кольцевые утолщения, концы немного загнуты вперед. Обитает это животное в степях Киргизии, Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, Таджикистана, Туркмении. Встречается также в Монголии и северном Китае. В середине прошлого столетия джейран был на грани исчезновения, численность не превышала нескольких десятков. В настоящее время поголовье насчитывает 2000 голов. Охота на этих животных запрещена.
Газель Гранта проживает в восточной Африке. Эти животные сходны с джейранами, но несколько крупнее (масса может достигать 80 кг). Рога есть и представителей обоих полов, боковая полоса не очень темная. Этот род является одним из самых многочисленных.
Газель Томпсона (или просто томми) делит с предыдущим видом ареал. Некоторые ошибочно считают, что животные идентичны, их сложно различить. На самом деле это не так, достаточно только узнать, как выглядят животные. Газель Гранта намного крупнее томми, вес которой редко превышает 35 кг. Рожки и рода Томпсона крепче и короче, концы направлены назад. Окрас тела ярче, а на боках есть черные полосы.
Охрана
Газель – животное, которое нуждается в защите. В былые времена на численности сказалась охота (в основном соколиная и ястребиная), которую нередко проводили ради спортивного интереса, а не ради мяса. Немалый урон поголовью некоторых родов наносили гепарды и тигры, но сегодня многие из этих хищников сами оказались на пороге вымирания, их численность сократилась до минимума.
Некоторые виды газелей внесены в Красную книгу.
www.syl.ru
какие из них водятся на территории России
Наша планета богата на климатические условия. Здесь есть и большие заснеженные пространства, и заболоченные места, и леса, и степи, и пустыни. И во всех климатических зонах живут животные и произратают растения. Даже на таких жарких и безводных просторах как пустыня и полупустыня есть жизнь. Именно о животных этих регионах и пойдет речь в данной статье.
Что такое пустыня и полупустыня?
Прежде чем рассказать о том, какие животные пустынь и полупустынь живут на нашей планете, стоит поговорить об их среде обитания. Что же такое пустыня? Какими особенностями она характеризуется?
Пустыня – это место с суровым климатом и практически отсутствующей флорой и фауной. Есть несколько разновидностей, это:
- песчаная;
- каменистая;
- глинистая;
- солончаковая.
Животные пустынь и полупустынь
Для каждой из них характерны свои особенности, в зависимости от которых отличаются и животные, приживающие в них. Но, главное, во всех разновидностях пустынь – это малое количество атмосферных осадков. Как правило, они не достигают 200 мм за год. Причем большая их часть (до 50%) выпадает в весенний период. Но, не редкость, когда в течение нескольких лет дождей нет совсем.
Если говорить о температурных параметрах, то они могут быть разными. Все будет зависеть от места расположения пустынь. Если самая большая «пустошь» — Сахара, славится своими высокими температурами (конечно, только в дневное время), то другие, например, знаменитая Гоби, славится зимними морозами (до -50 градусов). Если говорить обобщенно, то в летний период в любой пустыне очень жарко в дневное время, а ночью температура может опускаться ниже нуля. Зимой же значительно холоднее, но не везде. Все будет зависеть от удаленности пустынь от океанского побережья. Чем дальше, тем холоднее.
Россия не обладает настоящими пустынями. А вот полупустыни в стране есть. Здесь климат немного мягче, да и растительный и животный мир побогаче. Перепад температур здесь не столь существенный. А осадков выпадает в три-четыре раза больше чем в пустыне.
Особенности животного мира пустынь и полупустынь
Животный мир, которым населена пустыня и полупустыня обладает некоторыми особенностями. Они связаны со спецификой среды обитания.
- Крупные травоядные животные быстро бегают. Пустыня отличается скудным растительным миром, чтобы иметь достаточно пищи нужно много бегать. К тому же здесь негде спрятаться, а значит, спасение от хищников только в быстром беге. Это же касается и птиц. Они способны за день летать на большие расстояния.
- Более мелкие животные, чтобы спастись от хищников, научились прыгать. Тушканчики и зайцы, спасаясь от лис, делают прыжки и путают свои следы.
- Так как многие мелкие млекопитающие и ящерицы живут в норах, они приобрели различные приспособления для рытья (гребешки и щеточки на лапках).
- Из-за отсутствия крупной растительности многие птицы делают свои гнезда в брошенных норах.
Все эти особенности и создают особый животный мир пустынь и полупустынь. Но, кроме специфичных обитателей, здесь проживают и представители смежных климатических зон. Например, в полупустынях можно часто встретить степного волка или лису.
Животный мир российских пустынь и полупустынь
Россия, как уже говорилась ранее, не обладает настоящими пустынями. Есть несколько мест покрытых песками (Цимлянские и Арчединско-Донские пески ), но их территория довольно мала, поэтому природный мир там такой же, как и в соседней степной зоне.
Но Россия имеет некоторые полупустынные участки, расположенные в южных регионах (Оренбургская, Ростовская, Волгоградская области). Здесь расположена самая настоящая полупустыня и животный мир ей соответствует.
Здесь проживают представители:
- млекопитающих: заяц-песчаник, ушастый еж, суслик, тушканчик, корсак;
- пернатых: воробей, снегирь, дрофа, куропатка, славка, жаворонок, сойка;
- пресмыкающихся: вараны, различные ящерицы, многочисленные змеи, степные черепахи;
- насекомых: пауки, жуки, саранча (настоящее бедствие для сельского хозяйства).
Большинство животных, особенно в летний период, ведут ночной образ жизни. Это связано с высокими температурами. Весь день они проводят в норах и только в сумерках выходят на добычу пропитания.
Но есть и такие, которые бодрствуют днем. Так, например, настоящим стражем полупустыни можно назвать сусликов. Это типичные для России обитатели таких регионов. Они живут большими группами, несколько представителей которых постоянно находятся на страже.
Хищники представлены корсарами. Это небольшое (длина тела до 60 см) животное из семейства псовых. Корсар живет в норах, но сам их редко копает. В основном пользуется брошенными жилищами. Кроме корсара нередко можно встретить волков и лис, но они заходят сюда из степей, прилегающих к полупустыне.
Самым крупным представителем жителей полупустынь считается верблюд. В нашей стране он проживает в Калмыцких и Оренбургских степях. Это большое животное может обходиться без воды многие недели.
Но все же, из-за нехватки пищи, большинство представителей фауны таких регионов обладают небольшими размерами. Всевозможные представители грызунов и ящериц, небольшие птицы и мелкие хищники – вот основные жители таких засушливых районов.
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!lapku.ru
Конспект занятия на тему "Животные степей и пустынь"
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр Киренского района «Гармония»
Детское объединение «Игровая экология»
Открытое занятие по теме
«Животные степей и пустынь»
Тип занятия: усвоение нового материала
Форма: занятие-путешествие
Титова Анна Валерьяновна,
педагог дополнительного образования
Киренск, 2015
Ф. И. О педагога: Титова Анна Валерьяновна
Название объединения: «Игровая экология»
Образовательная программа: «Игровая экология»
Год обучения: 2
ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Дата: 17.02.2015 Группа: 2 класс, 2 группа Год обучения: 2
Тема:«Животные степей и пустынь».
Цель:создание условий для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о засушливых зонахстепи и пустыни и их обитателях.
Задачи: 1. Сформировать у учащихся представление о природных зонах пустынь и степей, их животном мире.
2. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и приспосабливаемостью живых организмов; умение наблюдать, рассуждать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, учить понимать и ощущать ее красоту.
Тип занятия: усвоение нового материала.
Форма занятия: занятие-путешествие.
Основные понятия: степь, пустыня, суховей, барханы, такыр.
Методы исследования: словесный, наглядный, частично-поисковый.
Материалы и инструменты: презентация, карточки с животными, альбом, карандаши цветные, фломастеры, карточки со словами.
Ход занятия
Проявление положительного отношения к учебной деятельности, формирование мотивации к учению. (Личностные УУД)II. Постановка учебной задачи
- Попробуйте отгадать мою загадку:
Какая ширь здесь и приволье!Куда ни глянь - полей раздолье!Южнее полосы лесовЛежит ковер из трав, цветов. Здесь простор ветрам и птицам, Грызунам, волкам, лисицам. Здесь суховеи любят петь. А зовется это... (Степь.)
Отгадывают загадку.
Отвечают на вопрос педагога, пытаются формулировать ответы.
Самостоятельно делать выводы, грамотно формулировать высказывания (Познавательные УУД)
Ш. Формулирование темы и целей урока
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?
Узнать, где расположена зона степи, каков климат, какие животные обитают в степи.
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя
(Регулятивные УУД)
IV. Основная часть
V. Заключительная
часть
VI. Итог урока
- Итак, сегодня мы совершим путешествие в степь.
- А всё, что мы увидим и узнаем, мы будем фиксировать в своих альбомах. Постарайтесь узнать как можно больше, для нас это очень важно.
- Посмотрите на экран. Что такое степь? (изображение степи на слайде)
- «Степь» - толкование означает – «быть плоским, ровным». Степь - это бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью.
1) Погода
- Как вы думаете, какая погода в степи?
Достаточно теплая:тепла в степях больше, но осадков выпадает меньше. Лето долгое, жаркое и засушливое, +25С, +30С, жара может достигать до +40С. Погода летом солнечная, сухая, с редкими дождями. Часто дуют ветры - суховеи, иногда переходят в пыльные бури. Зима короткая и теплая, но бывают холода до -20С, -30С, снега мало.
- Как вы думаете, богата ли степь животным миром? Как они смогли приспособиться к погодным условиям?
- У вас у каждого текст на столе, прочитайте какие животные обитают в степях?
(на карточках)
В степи довольно богатый животный мир.
Здесь обитают тысячи насекомых: кузнечики кобылки, мухи, в том числе и вредитель, истребляющий огромное количество растений, - саранча(рассказывает подготовленный ученик). Это крупное насекомое длиной около 6 см может перемещаться за день на расстояние до 120 км. Саранча отличается потрясающим аппетитом – каждая из них съедает за лето столько корма, сколько хватило бы для двух овец.
Среди степных животных много грызунов.
Это суслики, хомяки, сурки, слепыши.
- Какие грызуны можно встретить в степях.
-А почему их называют грызунами?
(показать схему)
-Давайте правильно напишем название животного «слепыш»
У слепышей вытянутое тело, короткие лапки, длинные когти.
-Как вы думаете, зачем ему длинные когти?
Глаз у слепыша нет, вместо них небольшие рубцы, прикрытые кожей. Зато на задней части тела слепыша есть специальные волоски, с помощью которых он чувствует и ориентируется в пространстве.
- Как вы думаете, чем они питаются?
- Почему эти животные роют норы?
- За ними охотятся хищные птицы: орел, коршун, ушастая сова; а также змеи, которых здесь много.
- В степи нет деревьев, а где же птицы делают себе гнёзда?
-Встречаются в степи и копытные — антилопы, сайгаки.
- Почему мало крупных животных?
- Как животные приспособились к условиям степей?
- Многим животным грозит опасность, и некоторые из них занесены в Красную книгу.
- А сейчас я предлагаю вам закрыть глаза, сесть как вам удобно. Я вам буду читать, а вы должны представить место, куда мы с вами попадём.
Куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, ни травинки только песок, песок….
- Вы слышали раньше, что такое пустыня?
- Как вы думаете, какие там погодные условия?
- Богата ли пустыня животным миром?
В пустыне очень много песка. Когда дуют ветра, то образуются барханы. Барханы – это неустойчивое скопление сыпучего песка, ничем незакреплённое.
Так как в пустыне беспощадно палит солнце, то на земле образуется такыр -высыхание почв в пустыне.
Игра «Распредели на группы»
Задание: на столе лежат карточки животных, нужно распределить их на 2 группы: животные степей и животные пустынь.
Тушканчик, суслик, маленькая лисичка Фенек, рогатая гадюка, хомяк, скорпион, верблюд, варан, слепыш, антилопа.
- Пора нам подвести итог нашему занятию, подошло к концу наше путешествие. Мы возвращаемся домой.
- В каких местах мы сегодня были?
- Что вам показалось наиболее интересным?
- Что вы запомнили?
- С какими животными познакомились, где они обитают?
- Как они приспособились к условиям обитания?
- Напоследок, я бы хотела провести с вами игру «Когда так говорят?»
«Львиная грива». (О человеке, у которого на голове пышная, огромная причёска, много волос).
«Крокодиловы слёзы». (Человек, который плачет крупными, большими слезами).
«Топает, как слон». (Это тяжелая походка у человека).
«Волчий аппетит». (Человек, который очень голоден).
- Всем спасибо зазанятие!
- Если кт о-то дома найдет что-то о животных степи и пустыни, поделитесь с нами на следующем занятии.
Пытаются формулировать ответы.
Ответы и предположения детей
Запись в альбомах слова «степь».
Запись нового слова «суховеи».
Работа в парах. После прочтения анализ прочитанного.
Предположения детей.
Ответы детей
Зверьки спасаются от летнего зноя и зимних холодов.
Спасаются от врагов.
Предположения детей
Негде спрятаться.
Рассматривают картинки животных и делают выводы: Защитная окраска, небольшие размеры, роют норы, гнёзда на земле, быстро бегают.
Ответы детей.
Обсуждение ответов детей.
Обсуждение, какие животные относятся к той или иной группе.
Рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Делают самооценку.
Самостоятельно делать выводы, грамотно формулировать высказывания (Познавательные УУД)
Совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД)
Извлекать информацию, представленную в разных формах. (Познавательные УУД)
Выдвижение предположений и их обоснование;
самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера (Познавательные УУД)
Оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД).
Оценка своих достижений, осознание трудностей. (Регулятивные УУД)
Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. (Познавательные УУД)
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностные УУД)
infourok.ru
Животные обитающие в степи: всеядные, хищники, растительноядные. Животный мир степей: природа, фото, картинки, видео.
Животных, обитающих исключительно в степной зоне, не так уж и много. Разнообразие видов обитателей степей Евразии, прерий Северной Америки и пампасов Южной Америки определяется как климатическими факторами, так и степенью освоенности территорий.
В условиях умеренного климата степные животные наиболее широко представлены мелкими грызунами, водятся хищники: корсак, дикий волк; травоядным аборигеном степей является сайгак.
Видео: Псовая охота на степного волка в Казахстане (слабонервным не смотреть). Может быть и более жестоко, например стрелять по волкам из джипа, здесь у волка шансов выжить вообще мало.
В прериях Северной Америки сохранились бизоны, вилороги, из хищников – койоты, а луговые собачки являются самым многочисленным видом грызунов. Пампасы Южной Америки богаты экзотическими животными. Здесь проживают муравьеды, броненосцы, капибары, гривистые волки, ягуары, страус Нанду, термиты.
Наиболее известна среди степных грызунов умеренного пояса степная мышовка.
Это — мелкий зверек с мехом рыжевато-серого цвета и тремя темными полосами на спине и боках, длина тела которого вместе с хвостом не превышает 9 см. Питается в основном семенами растений, насекомыми.
Корсак.
Корсак – степная разновидность лисицы, является хищником. Длина зверька составляет от 65 до 100 см, мех — серо-желтый, густой, более светлый на груди, животе и морде. Его рацион составляют грызуны и насекомые.
Антилопа Сайгак является травоядным парнокопытным животным, по облику напоминающим овцу с высокими тонкими ногами. У самцов есть рога. Максимальная длина туловища – 130 см. Питаются антилопы травами, являются стадными животными.
Для того, чтобы поближе познакомиться с этим видом животных, предлагаем посмотреть фильм. В объективе животные: Сайгаки (1982)
Среди обитателей прерий бизон (жвачное животное мощного телосложения) является самым колоритным: его высота достигает 3 метров, вес может достигать (у крупных самцов) 1 тонны. Живут бизоны стадами, имеют хорошее обоняние, их тело покрыто густой шерстью. Численность этого вида неуклонно сокращается.
Луговая собачка – коренной житель прерий. Этот небольшой всеядный зверек имеет традиционный для степной зоны рыже-серый окрас меха, ведет ночной образ жизни, чем-то напоминает сурка.
Ниже представлен видеофильм, рассказывающий о животных прерий. История прерий (2006). Это история двух непохожих обитателей прерий: огромного бизона и луговой собачки, самого недооценённого животного Америки.
Очень многочисленными, живущими в колониях, обитателями пампасов являются термиты. Они выстраивают целые «замки»-термитники, питаются отмершими растениями. Эти насекомые служат кормовой базой для многих животных.
Броненосец и муравьед – млекопитающие, которые употребляют в пищу как насекомых (в том числе и термитов), так и растения. Они удивляют исследователей своеобразным внешним видом.
Фото броненосца.
Фото муравьеда.
Серия фильмов о природе — Пампа. Узнать интересные факты о жизни ряда обитателей пампасов поможет документальный фильм канала ВВС.
Продолжение темы: Растительный мир зоны степей.
webmandry.com
Степи: характеристика и виды
Степь — это равнинная ландшафтная зона, расположенная в умеренных и субтропических поясах Северного и Южного полушария. Степи распространены на всех континентах, за исключением Антарктиды.
К сожалению, этот вид природного ландшафта постепенно исчезает с лица земли. Причин много: распашка земли, браконьерство, интенсивный выпас скота, пожары.
Общая характеристика степи
Для степей характерно практически полное отсутствие деревьев. Исключения составляют искусственные насаждения вдоль проложенных дорог и лесополосы возле водоемов. Зато в степи произрастает большое количество травянистых растений и кустарников.
Однако стоит помнить, что равнинное безлесное пространство с влажным климатом уже не является степью. Это зона болотистых лугов, а на севере при таких условиях образуются тундры.
Природные зоны степей
Степная природная зона располагается между лесостепью и полупустыней. Степь – это безлесное пространство, сплошь покрытое травами. Травы образуют практически сомкнутый ковер.
Степные растения отличаются способностью переносить засуху и зной. Как правило, листья у степных растений мелкие, сероватые или сизо-зеленые. Многие растения обладают способностью сворачивать листья во время засухи, чтобы предотвратить испарение.
Поскольку степи занимают обширные пространства, виды растений очень разнообразны. Огромное значение для человека имеют, в первую очередь, кормовые растения: клевер, люцерна, кукуруза, подсолнечник, топинамбур. Свекла, картофель, а также зерновые: овес, ячмень, просо.
Среди степных растений также выделяют лекарственные травы и медоносы.
Животные степи мало чем отличаются от фауны пустынь и полупустынь. Им также приходится приспосабливаться к знойному лету и морозным зимам. Из копытных чаще всего встречаются антилопы и сайгаки, из хищников – лисы, волки и манулы. Много грызунов (сусликов, тушканчиков, сурков), пресмыкающихся и насекомых. Среди степных птиц обычно встречаются степные орлы, дрофы, жаворонки, луни. Большинство представителей пернатых зимой улетает в теплые края.
Многие степные животные и птицы находятся на грани вымирания и занесены в Красную книгу.
Виды степей
Виды степей выделяют в зависимости от соотношения злаковых и травянистых растений.
• Горные — характеризуются пышным разнотравьем. Пример — горные степи Кавказа и Крыма.
• Луговые, или разнотравные — здесь произрастает самое большое количество видов степных растений. Луговые степи контактируют с лесами, а почвы их богаты черноземом. К этому виду относится большая часть степей европейской части России и Западной Сибири.
• Ксерофильные — с обилием дерновинных злаков, в основном ковыля. Этот вид степей часто называют ковыльными. Например, южные степи в Оренбургской области.
• Пустынные, или опустыненные. Здесь больше всего полыни, перекати-поле, прутняка и эфемеров. Такими стали некогда богатые, разнотравные степи Калмыкии, которые в результате деятельности человека постепенно превращаются в пустыни.
Климат степей
Главная особенность всех степей — засушливость. Тип климата — от умеренно-континентального до резко континентального. Средняя норма годовых осадков редко превышает отметку в 400 мм. В степях преобладает ветреная погода, а лето характеризуется большим количеством солнечных дней. Зимы малоснежные, зато часты бураны и метели.
Еще одна особенность степей — резкий перепад дневной и ночной температуры, так как ночью температура может падать на 15-20ºC. Эти условия роднят степи с пустынями.
В степях часто бывают пыльные бури, которые влияют на эрозию почвы и приводят к образованию балок и оврагов.
Почвы степей, расположенных в умеренном климатическом поясе весьма плодородны и активно используются в сельском хозяйстве. В основе — чернозем, лишь ближе к южным широтам встречаются каштановые почвы.
Интересные факты о степи
• В разных странах степи имеют свое название. В Австралии и Африке — это саванна, в Южной Америке — льянос и пампа, или пампасы, в Северной Америке — прерии, а в Новой Зеландии — туссоки.
• В Европе степи сохранились, в основном, в заповедных зонах. А вот в Сибири до сих пор есть целинные степи — Курайская, Чуйская.
• На 1 кв. км степного пространства обитает больше насекомых, чем людей во всем мире.
• В степях обитают самые крупные птицы. В России — дрофы, а в Африке — страусы.
xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai
Конспект занятия по экологии " Животные степей и пустынь" /подготовительная группа/ - Экология - Каталог статей
ЖИВОТНЫЕ СТЕПЕЙ И ПУСТЫНЬ(сравнительная беседа)
З а д а ч и: способствовать формированию представлений детей о пустыне и степи, живущих там животных, их образе жизни; формированию представлений о том, что все растения и животные растут в тех местах, к которым они приспособлены, где они себя чувствуют как дома; развивать способности работать с глобусом и картой.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Рассматривание на карте и глобусе зоны пустынь и степей.
– Беседы с детьми об этих природных зонах.
– Экскурсии с детьми в экологическую комнату (рассматривание макетов).
– Чтение познавательной литературы.
– Рассматривание иллюстраций.
Ход занятия
1. Р а с с м а т р и в а н и е к а р т ы мира или карты растительного и животного мира.
З а д а н и е. Найти степи и пустыни.
2. Р а с с м а т р и в а н и е к а р т и н о к.
На демонстрационном стенде выставлены сюжетные картинки с изображением степи и пустыни.
Воспитатель. Раскаленное солнце пылает в безоблачном бледном, будто выцветшем небе. Под ногами сухая жесткая трава, словно дикобраз, кустарник. Что это за местность? (Пустыня.) Здесь сухо и жарко. Недаром даже листья на немногочисленных деревьях такие узкие и жесткие – чем тоньше лист, тем проще ему сохранить влагу, выжить. Однако и пустыня не безжизненна. И для некоторых животных – это самый уютный и удобный дом.
3. Р а с с м а т р и в а н и е к а р т и н о к с изображением животных и составление рассказов о животных: ящерицы, змеи, верблюд, гепард и др.
Дети. Верблюд – самое выносливое животное, может долго находиться без воды и пищи. Ест ветки, листья, колючки. Хорошо переносит и жару, и холод. Стопы ног грубые и мозолистые, поэтому раскаленный песок пустыни ему нипочем.
– Как помогает человеку?
Воспитатель. Представьте, что вы путешествуете на поезде и вдруг за окном около рельсов увидели желтые столбики. Вот-вот паровоз налетит на столбик. Вдруг столбик катится в степь и прячется в норке.
– Кто это? (Суслики.)
– Рассмотрите картинки с изображением сусликов и составьте о них рассказ.
– Кого еще увидели в степи? (Зайца, лису и др.)
– Как вы думаете, как живется растениям и животным в степи? А в пустыне? Вы смогли бы в этой местности жить?
www.doumarx.ru