Белый белизна голубой голубизна. Научное объяснение феномена «Того самого платья»: почему люди видят его цвет по-разному

Почему одни люди видят платье бело-золотым, а другие сине-черным. Как особенности человеческого зрения и восприятия цвета влияют на восприятие этого изображения. Какие научные теории объясняют разногласия в восприятии цвета платья.

Содержание

Феномен «Того самого платья»

В 2015 году интернет буквально взорвался из-за фотографии платья, цвет которого люди воспринимали совершенно по-разному. Одни утверждали, что платье бело-золотое, другие настаивали, что оно сине-черное. Этот феномен получил название «То самое платье» и вызвал бурные дискуссии как среди обычных пользователей, так и в научном сообществе.

В чем суть феномена?

Суть феномена заключается в том, что люди действительно видят цвет платья на фотографии по-разному:

  • Примерно 30% людей воспринимают платье как бело-золотое
  • Около 60-70% видят его сине-черным
  • Небольшой процент людей может видеть другие оттенки или даже переключаться между двумя основными вариантами восприятия

Причем разногласия возникают даже между людьми, смотрящими на одно и то же изображение одновременно. Это породило множество споров и теорий о причинах такого явления.

Почему люди видят цвет платья по-разному?

Ученые выдвинули несколько теорий, объясняющих разное восприятие цвета платья:

  1. Особенности обработки визуальной информации мозгом. Наш мозг пытается скорректировать воспринимаемые цвета с учетом предполагаемого освещения. Одни люди воспринимают фон как затененный, другие — как освещенный, что влияет на интерпретацию цвета платья.
  2. Индивидуальные различия в строении глаза. Количество и чувствительность колбочек (клеток, отвечающих за цветовое зрение) может отличаться у разных людей.
  3. Влияние прошлого опыта. Наш мозг опирается на прошлый опыт при интерпретации визуальной информации. У разных людей этот опыт может отличаться.
  4. Особенности восприятия контраста. Некоторые исследователи считают, что разное восприятие может быть связано с тем, как наш мозг обрабатывает контрастные цвета.

Научное объяснение феномена

Как работает наше цветовое зрение?

Для понимания феномена «Того самого платья» важно разобраться в основах работы нашего цветового зрения:

  • Свет попадает в глаз через хрусталик
  • На сетчатке расположены светочувствительные клетки — палочки и колбочки
  • Колбочки отвечают за цветовое зрение, их три типа: чувствительные к красному, зеленому и синему цветам
  • Сигналы от этих клеток передаются в мозг, где формируется итоговое цветовое восприятие

Почему возникают разногласия в восприятии цвета платья?

Ключевую роль в возникновении разногласий играет то, как наш мозг интерпретирует условия освещения на фотографии:

  • Если мозг воспринимает фон как затененный, он «осветляет» платье, и оно кажется бело-золотым
  • Если фон интерпретируется как освещенный, мозг «затемняет» платье, и оно выглядит сине-черным

Профессор Бевил Конвей объясняет: «Ваша зрительная система пытается убрать хроматическое смещение, характерное для дневного света. Поэтому люди либо игнорируют синюю составляющую и видят бело-золотое, либо игнорируют золотую и видят сине-черное».

Какие факторы влияют на индивидуальное восприятие?

На то, как человек воспримет цвет платья, могут влиять различные факторы:

  • Индивидуальные особенности строения глаза
  • Прошлый визуальный опыт
  • Условия просмотра изображения (освещение, экран устройства)
  • Контекст и ожидания человека

Значение феномена «Того самого платья» для науки

Какие новые вопросы поставил этот феномен перед учеными?

Феномен «Того самого платья» поднял ряд интересных вопросов для ученых, изучающих восприятие цвета и работу мозга:

  • Насколько сильно может отличаться восприятие цвета у разных людей?
  • Как именно мозг интерпретирует информацию об освещении при восприятии цвета?
  • Можно ли «переключать» восприятие цвета у одного человека?
  • Как связаны индивидуальные особенности восприятия цвета с другими когнитивными процессами?

Какие исследования были проведены в связи с этим феноменом?

Феномен «Того самого платья» спровоцировал ряд научных исследований:

  • Изучение корреляций между восприятием цвета платья и другими особенностями зрения
  • Анализ активности мозга при просмотре спорного изображения
  • Исследования влияния контекста и ожиданий на восприятие цвета
  • Эксперименты по «переключению» восприятия цвета платья у одного человека

Какие выводы сделали ученые?

Основные выводы ученых по результатам исследований феномена:

  • Восприятие цвета — сложный процесс, зависящий от многих факторов
  • Индивидуальные различия в восприятии цвета могут быть значительно больше, чем считалось ранее
  • Контекст и ожидания играют важную роль в интерпретации визуальной информации мозгом
  • Феномен подчеркивает пластичность нашего восприятия и способность мозга по-разному интерпретировать одни и те же данные

Практическое значение феномена

Какое значение имеет этот феномен для повседневной жизни?

Феномен «Того самого платья» имеет ряд практических следствий:

  • Он подчеркивает важность учета индивидуальных особенностей восприятия в дизайне, рекламе, искусстве
  • Демонстрирует необходимость четкой коммуникации при обсуждении цветов
  • Показывает, что наше восприятие реальности может сильно отличаться от восприятия других людей

Как этот феномен может быть использован в различных областях?

Знания, полученные при изучении феномена, могут найти применение в разных сферах:

  • Медицина: разработка новых методов диагностики нарушений цветового зрения
  • Психология: изучение связи между восприятием цвета и другими когнитивными процессами
  • Маркетинг и дизайн: создание более эффективных визуальных материалов с учетом особенностей восприятия
  • Технологии: совершенствование алгоритмов обработки изображений и систем компьютерного зрения

Заключение

Феномен «Того самого платья» наглядно продемонстрировал, насколько сложным и индивидуальным может быть процесс восприятия цвета. Он не только вызвал бурные дискуссии в интернете, но и стимулировал новые научные исследования в области восприятия и работы мозга. Этот случай еще раз подчеркнул, что наше восприятие реальности может сильно отличаться от восприятия других людей, и напомнил о важности открытого и уважительного отношения к чужому мнению.

«Синий» — «синева», «белый» — «белизна», а «оранжевый»? Почему не у всех цветов есть свои существительные

Каждый, кто говорит по-русски, рано или поздно сталкивается с этой проблемой: от слов «красный», «желтый» или «серый» можно образовать существительные, а вот от «коричневого» или «оранжевого» — уже нет. Разбираемся, почему так вышло вместе с Марией Чепиницкой, преподавателем и автором блога о русском языке в стихах и прозе.

Вопрос: Почему от одних прилагательных, обозначающих цвета, можно образовать существительные-признаки (белизна, чернота, синева, голубизна, желтизна, краснота, серость), а от других (оранжевый, зеленый, коричневый, фиолетовый) — нет?

Мария Чепиницкая: Справедливости ради следует сказать, что от прилагательного зелёный всё-таки можно образовать существительное — зелень (сравните: синий — синь). Что же касается вопроса, то однозначно на него вряд ли кто-то ответит, но порассуждать, наверное, стоит.

Давайте для начала заглянем в глубь веков и посмотрим, какие прилагательные использовали наши предки для обозначения цветов.

Так, вопреки устоявшемуся мнению, прилагательное красный для обозначения цвета стало использоваться довольно поздно (в словаре Макса Фасмера: «Красный — прекра́сный, укр. кра́сний „красивый“»). Изначально у славян были такие прилагательные, как алый (ярко-красный) и рудый (красный). Однако красный со временем, изменив значение, стал обозначать цвет, и появилось существительное краснота.

Означает ли это, что те цветовые прилагательные, которые вошли в речь славян, скажем, раньше XV века, «смогли» образовать соответствующие имена существительные? Скорее всего, да. Если взять «исконные» прилагательные белый, чёрный, жёлтый, зелёный, голубой, синий, серый, то можно с лёгкостью подобрать к ним «пару»: белизна, чернота, желтизна, зелень, голубизна, синь/синева, серость. Вероятно, эти существительные были нужны в речи (что логично), потому и появились.

Если мы возьмём такие прилагательные, как фиолетовый и оранжевый, то увидим, что они пришли в русский язык из французского, поэтому или не успели образовать «своё» существительное, или не захотели (то есть в этом не было необходимости). Да и вместо оранжевый, например, исконно использовалось слово рыжий, а существительное рыжина в русском языке, как известно, есть.

Что касается прилагательного коричневый, то здесь не всё так однозначно. Несмотря на то что коричневый имеет славянские корни (образовалось от «корица» — кора), в источниках оно впервые упоминается лишь в XVII веке. Это, согласитесь, довольно поздно. Да, оно и не было широко распространено, потому что были другие слова: бурый, гнедой или смуглый (для описания внешности). Возможно, время возникновения и повлияло на отсутствие соответствующего существительного.

Наш мир не чёрно-белый, все мы знаем –

Цвета, оттенки вряд ли сосчитаем.

Возможно, что-то упустила я из виду,

Вы не держите на меня за то обиду.

Что мир так хрупок, важно помнить людям,

Пусть меньше серости и черноты в нём будет.


Ещё больше весёлых и полезных карточек о русском языке — в «Грамотности» на «Меле» в группе во «ВКонтакте». Подписывайтесь, чтобы всегда говорить и писать правильно!

Изображение на обложке: Solen Feyissa, Anchor Lee, Sharon McCutcheon / Unsplash

«Правильный» белый

Неизменная белизна и точность каждого цвета

При разработке фирменного белого цвета картона Invercote® мы спросили у ведущих производителей косметики и парфюмерии, что интересует их больше всего. Многим хотелось бы, чтобы белый цвет не менял своего оттенка со временем. Для других оказался привлекательным голубоватый оттенок белого, который, однако, не позволяет точно передавать светлые теплые тона. Мы решили эти проблемы в Invercote, получив идеальную долговечную белизну и способность точно воспроизводить все многообразие цветовой гаммы.

«Устойчивость Invercote к свету как минимум вдвое выше, чем у сравнимых продуктов других производителей».

Отдел НИОКР по картону Iggesund

Безупречная цветопередача

Визитная карточка Invercote — стабильная, достоверная цветопередача. Многие полиграфические предприятия сегодня предпочитают голубоватый оттенок белого. Однако при низкой укрывистости краски голубизна может просвечивать, что усложняет передачу светлых телесных оттенков, характерных для здоровой кожи. К счастью, картон линейки Invercote не имеет этого недостатка: его оттенок гарантирует превосходное качество печати в широком диапазоне воспроизводимых цветов.

Идеальный, неизменный оттенок белого

Воздействие света может привести к изменению оттенка белого на упаковке. Обычно это происходит из-за добавления в картон чрезмерного количества оптических отбеливателей — химических соединений, поглощающих невидимое УФ-излучение и излучающих видимый голубой свет. Со временем эти соединения разрушаются, и оттенок меняется. Чем больше добавлено отбеливателей, тем быстрее это происходит. Тем не менее благодаря умеренному добавлению запатентованных отбеливателей Invercote приобретает именно ту светостойкость, которая требуется для сохранения белизны.

Никаких примесей

Начнем с того, что мы не используем ничего кроме натуральных первичных волокон, сырье для которых заготавливаем в собственных рационально используемых лесах. В сочетании с новейшими технологиями измельчения древесины и бумагоделания это позволяет нам выпускать белый картон однородного состава и высшего качества, универсальный и экологичный.

Никаких красителей

Многие производители картона добиваются высокого показателя белизны согласно нормативам Международной комиссии по освещению (CIE) путем добавления большого количества красителей или пигментов. Несмотря на то, что вначале картон может выглядеть хорошо, со временем он может приобрести «грязный» вид, что негативно скажется на качестве печати. Высочайшая белизна картона Invercote означает, что никакие дополнительные пигменты не нужны.

Минимум отбеливателей

Мы добавляем некоторые оптические отбеливатели в поверхностный слой картона, но продуманно и в умеренных количествах. Ключевое отличие нашего картона от продукции конкурентов в том, что мы используем собственную смесь («секретный рецепт»), которая усиливает визуальное восприятие белизны и одновременно исключает ее потускнение, связанное с высоким содержанием отбеливателей.

Просто идеальный белый цвет

Результат — идеальный оттенок белого цвета без голубых тонов, гарантирующий превосходную передачу широкого спектра цветов. Каждый лист имеет одинаково сбалансированный белый цвет — и он останется таким и при искусственном, и при естественном освещении. Словом, это именно та высококлассная белизна, которую можно ожидать от картона ведущего производителя.

Белый Синий Белый Флаг

На последнем собрании
Ассоциация флагов Портленда, я сказал группе, что пытаюсь придумать флаг,
полет, который мог бы оказать поддержку тем храбрым русским, которые в великой личной
рискуют, бросают вызов своему правительству, протестуя против вторжения в Украину.
Было полное согласие, что официальный бело-сине-красный флаг
России
не будет работать

Член Портлендской ассоциации флагов.
предположил, что в результате должен органично возникнуть другой флаг.
народного движения. Такой флаг появился

Википедия:

Этот бело-сине-белый флаг появился
спонтанно вскоре после вторжения в Украину. Во всем мире люди
вышли на улицы с требованием отпустить российские войска домой. Этот флаг стал
появляются рядом с украинскими флагами на этих антивоенных демонстрациях. Википедия говорит, что несколько человек независимо друг от друга
придумал ту же идею для этого русского антивоенного флага: это русский флаг с
«кроваво-красная полоса»
удаленный. Современный бело-сине-красный флаг считается милитаристским символом
царской России и связанной с ее военной мощью и насилием. Удаление
красная полоса удаляет не только пятно крови, но и этот символ
авторитарная власть.

Медуза

Русский и английский язык
новостной сайт Meduza из Латвии также сообщает, что сторонники
бело-сине-белый флаг говорит: «Традиционный трехцветный флаг России привязан к
кровопролитие. «Медуза» сообщает, что гражданин России, проживающий в Берлине,
протестовал против войны с табличкой в ​​руке, назвав себя русским. Другие русские
также несли таблички
говоря, что они
являются русскими, но выступают против войны, которую вела их страна. Они поняли, что им нужен объединяющий символ.

Они приняли это
новый флаг «без кровавой красной полосы» и разместил его в Facebook.
Что
символ распространился.

Другие русские как дома, так и
за границей тоже придумали ту же идею. Как они открыли друг друга
среди них было широко распространено мнение, что не имеет значения, кто создал
флаг. Скорее флаг — это «совместное творение народа. Истинно коллективное
акция протеста. Многое было сделано разными людьми, все независимо друг от друга.
другое.»

Форум Свободной России, а
Конференция российских оппозиционеров, ежегодно проводимая в Литве, называлась
флаг «Флаг свободы и мира». Согласно этой точке зрения,
бело-сине-белый флаг обозначает новую страницу в
история России. Это символ объединения людей. Протестующие
продемонстрировали свою солидарность с русскими повстанцами, сделав и
показывая этот флаг по всему миру. Это не предназначено для того, чтобы быть дизайном для
новый государственный флаг России. Это не символ государства.

Это символ объединения людей
везде против агрессии России.

Основы вексилологии

«Медуза» сообщает, что у активистов есть азы добра
дизайн флага на их стороне.

  1. Будьте проще. Ребенок должен быть
    умеет рисовать если по памяти.
    Бело-сине-белый флаг легко
    узнать в толпе и легко запомнить. Как только вы увидите это, вы не забудете
    Это. Приверженцы флага рассказали «Медузе», что флаг можно тиражировать
    «при любых условиях» — часть его идеологии. «Флаг должен быть простым
    достаточно для любого, чтобы сшить или сделать из бумаги».0003

  2. Используйте осмысленный символизм.
    отсутствие красной полосы требует устранения кровопролития. Это не место
    за милитаризм или культ насилия. Белый цвет символизирует мир и
    чистота; синий представляет правду и справедливость. Также как часть его идеологии, нет
    требуется определенный оттенок синего. Есть мнение, что оттенок
    синяя светлее, чем та, что встречается на государственном флаге России, хороша для того, чтобы
    создать дополнительную разницу между ними.

  3. Используйте 2 или 3 основных цвета;
    простота может сделать флаг более эффективным. Несколько цветов делают
    бело-сине-белый флаг легко сделать в домашних условиях и легко узнать.

  4. Нет необходимости в надписях или печатях на
    флаг.
    Флаги должны иметь возможность мигать своим сообщением во время взмаха
    ветра и при виде на расстоянии. Флаги никогда не стоят на месте, чтобы люди могли их прочитать
    их. Это не знаки. Подумайте о веках до радиосвязи
    когда флаги были важным средством связи в море. На них полагались корабли
    мигать сообщениями и идентификацией за мили, основываясь исключительно на их
    конструкции. Все это было сделано без букв или слов, которые никто не смог бы прочитать.
    тем не мение.

  5. Быть отличительным или родственным.
    Флаг Свободной России, как его иногда называют, и то, и другое! Нет другого
    страна использует бело-сине-белый дизайн флага. И это имеет символические связи
    к другим важным для россиян флагам и истории. Его цвета напоминают флаг
    современного Великого Новгорода, выросшего из Новгородской
    республики с 12 по 15 века, которую иногда называют
    колыбель русской демократии» или, вероятно, единственная демократия, когда-либо существовавшая в России.
    имел. Это касается и протестного бело-красно-белого флага соседа России.
    Беларусь.

Флаг Великого Новгорода
Флаг народного протеста Беларуси

30-дюймовый белый синий белый ветроуказатель

Наука о том, почему никто не согласен с цветом этого платья

С тех пор, как Моника Левински была стажером Белого дома, ни одно голубое платье не вызывало столько ужаса.

(И да, он синий.)

Тот факт, что одно изображение может разделить весь Интернет на два агрессивных лагеря, скажем прямо, еще один четверг. Но последние полдня люди в социальных сетях спорят о том, изображено ли на картинке идеально красивое облегающее платье: синее с черной кружевной бахромой или белое с золотой кружевной бахромой. И ни одна из сторон не сдвинется с места. Эта битва касается не только социальных сетей — она касается первобытной биологии и того, как человеческие глаза и мозг эволюционировали, чтобы различать цвета в залитом солнцем мире.

Свет проникает в глаз через хрусталик — разные длины волн соответствуют разным цветам. Свет попадает на сетчатку в задней части глаза, где пигменты активируют нейронные связи со зрительной корой, частью мозга, которая обрабатывает эти сигналы в изображение. Важно, однако, то, что эта первая вспышка света состоит из любых длин волн, освещающих мир, отражающихся от того, на что вы смотрите. Вам не нужно об этом беспокоиться, ваш мозг выясняет, какого цвета свет отражается от предмета, на который смотрят ваши глаза, и, по сути, вычитает этот цвет из «реального» цвета объекта. «Предполагается, что наша зрительная система отбрасывает информацию об источнике света и извлекает информацию о фактическом коэффициенте отражения», — говорит Джей Нейц, нейробиолог из Вашингтонского университета. «Но я изучал индивидуальные различия в цветовом зрении в течение 30 лет, и это одно из самых больших индивидуальных различий, которые я когда-либо видел». (Нейц видит бело-золотой.)

Обычно эта система работает нормально. Этот образ, тем не менее, достигает какой-то границы восприятия. Это может быть из-за того, как люди устроены. Люди эволюционировали, чтобы видеть при дневном свете, но дневной свет меняет цвет. Эта хроматическая ось варьируется от розовато-красного рассвета до бело-голубого полудня и обратно до красноватых сумерек. «Здесь происходит то, что ваша зрительная система смотрит на это, и вы пытаетесь сбросить со счетов хроматическое смещение оси дневного света», — говорит Бевил Конвей, нейробиолог, изучающий цвет и зрение в колледже Уэллсли. «Поэтому люди либо не принимают во внимание синюю сторону, и в этом случае они в конечном итоге видят белое и золото, либо не принимают во внимание золотую сторону, и в этом случае они получают синее и черное».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *