Конная упряжь: из чего состоит сбруя и снаряжение. Фото лошадь в упряжке


конструкция и назначение, виды сбруи, фото и видео

Вид конного экипажа сегодня вызывает у нас ностальгию и романтику. Поэтому прокатиться в повозке, запряженной парой или даже четверкой удалых скакунов, хотели бы многие. Кстати, покат конного экипажа может стать неплохим бизнесом. Однако наличие самих лошадей и повозки недостаточно для успешной езды – необходимы также глубокие знания в области специальной сбруи, ее строения и использования. Что такое упряжь и сбруя для лошадей, а также ее виды, узнайте в нашем обзоре.

Содержание:

[ Раскрыть]

[ Скрыть]

Что такое упряжь?

В прежние годы, когда лошадь была главной работницей и кормилицей крестьянской семьи, люди знали, что от правильно подобранной сбруи, ее качества зависит вся работа. Именно поэтому каждый житель деревни или даже города знал правила подгонки упряжи и ее сборки. Еще чуть раньше, когда конный экипаж был не только средством перевозки грузов, но и видом транспорта строение упряжи знали даже дети.

Итак, сбруя или упряжь для лошадей – это специальный комплекс ремней и приспособлений, надеваемый на корпус животного, для запряжки в повозку и для управления ездой. Чаще всего под словом сбруя подразумевается конская упряжь вместе с уздой и вожжами. Упряжь, находясь на корпусе и соприкасаясь с телом, непосредственно передает тягловое усилие лошади на повозку. Именно поэтому неправильно подобранная или подогнанная упряжь неравномерно распределяет давление и вызывает не только сложность езды, но и причиняет боль и дискомфорт животному. Более того при неправильной затяжке ремней можно вызвать «ожог» мягких тканей, намины и другие повреждения в результате которых лошадь теряет работоспособность.

Важно помнить, что качество ремней – это залог безопасности во время езды. Упряжь лошади должна быть прочной, универсальной и в то же время легкой (чтобы не нагружать корпус лошади), простой в уходе и ремонте. Так как чаще всего сбрую изготавливают из специальных видов мягкой сыромятной кожи, то она требует определенного ухода. Так, после работы, пропитанную потом упряжь нужно развесить на специальную вешалку или деревянный костыль в сухом хорошо проветриваемом месте. После полной просушки все шлеи и ремни смазываются техническим маслом или жиром.

Перед запряганием лошади необходимо внимательно осмотреть сбрую, проверить целостность всех ремней и исправность пряжек и защелок. Также все ремни, соприкасающиеся с телом животного нужно провести рукой с внутренней стороны, дабы проверить, нет ли каких-то заломов или постороннего мусора.

Строение и виды

В зависимости от предназначения и условий работы (транспортный экипаж, работы в поле) нужна специальная сбруя для лошади. По строению различают два основных вида упряжи: с хомутом и нагрудником. Отличаются они тем, что в первом случае основным элементом передачи тяговой силы является хомут, а во втором – шлейный нагрудник. Также упряжь различается по количеству запрягаемых лошадей: одноконная, пароконная, четверка и так далее. Также рабочая или транспортная упряжь подразделяется на дуговую, дышловую и бездуговую. Рассмотрим некоторые виды и их строение более подробно.

Русская или дуговая одноконная упряжь

Дуговая упряжь, судя по названию, отличается от других видов наличием такого элемента, как дуга. Она изготовляется из дерева специальным старинным способом сгибания и необходима для удерживания гужей вокруг оглобель. Гужи скрепляют оглобли и хомут. Раньше на Руси изготовлением дуг занимались специальные мастера, так как необходимо было не только правильно подобрать дерево, но и подготовить. Дуга должна быть одновременно очень легкой и прочной.

Вся конструкция дуговой упряжи состоит из: дуги, хомута, шлеи, седелки, чересседельника, подбрюшника, уздечки с вожжами. Смотрите схему.

Хомут – основа тяговой силы

В данной конструкции упряжи помимо дуги важным элементом является хомут. Так как он используется и в дышловой и бездуговой видах, то его роль и строение рассмотрим более подробно.

Итак, хомут – это основная часть упряжи и служит для передачи тягового усилия лошади на телегу, повозку или плуг. Как и раньше, сегодня хомуты делаются разных размеров. Длину измеряют от верхней части внутренней подушки до клещей, а ширину по уровню расположения отверстий для продевания гужей. Однако в одноконной и пароконной запряжке хомуты отличаются. В первом случае они имеют гужи, во втором – мочки. Строение хомута рассмотрим на более распространенном виде – с гужами.

Хомут состоит из:

  • пары клещей;
  • подушки;
  • двух гужей;
  • хомутины;
  • покрышки;
  • супони;
  • горты;
  • подкладки.

Важно правильно подбирать хомут для лошади, подгонять его под индивидуальные размеры. Так как он ложится на шею животного, то тесный хомут может затруднять дыхание, вызвать спазм легких, большой и свободный будет болтаться, вызывая потертости. Хомут должен плотно прилегать к телу лошади: верхняя часть к холке, опираясь на гребень шеи, а нижняя – к плечам. По бокам хомут должен лежать на мускулатуре лопаток.

Для того чтобы правильно подобрать размер хомута, нужно измерить объем шеи лошади. Длину измеряют от уровня гребня у основания холки до плечелопаточного сустава. Потом к полученному числу для транспортного хомута прибавляют 3 см, а для рабочего (возовой) – 6 см.

Более подробно узнать о подборе, строении хомута, а также в целом русской упряжи, смотрите на видео (Екатерина Шарнина).

Остальные части
  1. Седелка – располагается на спине снизу холки и распределяет часть тягового усилия на спину. Также в ее задачи входит амортизация толчков вовремя езды. Подбирается по размеру холки.
  2. Чересседельник – располагается возле сиделки и удерживает оглобли и хомут с дугой, распределяя вес оглобель.
  3. Подбрюшник – снимает резкие колебания хомута, оглобель и дуги во время быстрой езды.
  4. Шлея – облегает корпус лошади и поддерживает хомут во время торможения или движения под уклон.
  5. Уздечка – используется обычная трензельная.
  6. Вожжи на одном конце имеют пряжки или карабины для пристегивания к удилам (трензель). Они должны быть удобными. Делаются из плотной тесьмы или кожи.

Часто вместе с дугой можно встретить слово «зга», это диалектное обозначение кольца на дуге, куда продевается повод. В современных дуговых упряжках зга не используется, а вожжи свободно располагаются по оба бока лошади.

Бездуговая постромочная одноконная упряжь

В бездуговой хомутовой упряжи основная роль тягового усилия так и выполняет хомут. Только в данном случае он крепится к повозке с помощью постромок. В данном случае хомут с оглоблями скрепляют ременные горты. В конструкцию сбруи входит: хомут с гужевыми мочками, постромки, седелка, подпруга, чересседельник, горты вместо гужей, уздечка с вожжами.

Если рассматривать вариант без хомута или европейский вариант упряжи, то его роль выполняет шорка, которая изготовляется из прочной кожи и состоит из нагрудного широкого ремня с кольцами. К кольцам пристегиваются постромки. Как можно увидеть на схеме, в данной конструкции шея и грудь лошади опоясывается нагрудным ремнем и шейным с кольцами для вожжей. На спине располагается седелка при необходимости с зажимом вожжей, подпруга и ремни для оглобель. На крупе располагается шлея с подхвостником или обычный ободовый ремень.

В данных конструкциях очень важную роль играет шлея, так как она распределяет давление на корпус лошади. Она должна проходить на уровне 4-5 см ниже седалищных бугров. В противном случае шлея будет слезать и натирать круп, а слишком низкая будет мешать движению лошади. Ее длина выбирается с учетом того, чтобы между ободовым ремнем и бедрами помещалась ладонь. Что касается нагрудника, то толщина верхнего ремня должна быть не менее 2,5 см, постромочных – не менее 2 см.

Дышловая пароконная

В пароконных упряжках чаще всего используется такой элемент как дышло. В конструкцию сбруи входит: дышло, хомут, постромки, уздечка с вожжами, цепь-напильник. В данном случае дышло регулирует поворот повозки, а постромки передают от хомута тяговое усилие на повозку. В некоторых регионах, в частности, в Украине, дышловая запряжка используется и для одной лошади. Считается, что из всех, эта конструкция самая простая.

 Загрузка ...

Фотогалерея

Видео «Европейская упряжь под вагонет»

В данном видео от канала Дианы Галуновой вы сможете увидеть всю конструкцию и составляющие европейского экипажа вагонета, а также сбруи, прилагаемой к нему.

klyv.ru

ее строение, фото и видео

Упряжь для лошадей – это неотъемлемая часть любого конного экипажа. Сбруя зависит от типа повозки, а также от количества запряженных коней. Более того, качество упряжи определяет производительность животного, поэтому важно знать и ее составные части, и уметь правильно подбирать. Как утверждают специалисты как костюм на человеке, так и сбруя должна сидеть «по фигуре».

История возникновения

Первая упряжь самых примитивных форм была изобретена человеком в то же время, что и первая повозка. По археологическим данным это произошло еще примерно за 2 тыс. лет до нашей эры. Значению сбруи и ее красоте впервые начали придавать внимание персы, которые использовали закрытые повозки с четверкой лошадей. Тогда стало важно смастерить такую упряжь, которая была бы и красивой, и позволяла бы равномерно распределить тягу.

После, конные повозки появились в Героическую эпоху у греков. Тогда сбруя состояла из ярма, подпруги, грудного ремня, уздечки и вожжей. При этом, чем богаче был владелец повозки, тем красивее и ярче была упряжь. Во времена Римской империи широко распространились двухколесные колесницы. Они также могли похвастаться своей пышностью и нарядностью.

В Средние века расписная упряжь в драгоценных камнях утратила свою актуальность, так как повозки использовались исключительно, как грузовой рабочий транспорт. Однако уже после 1568 года после создания более удобных и легких экипажей, улучшилась и сбруя. Во времена расцвета карет она достигала пика своего развития. В те времена упряжь шилась, как на одиночную повозку, пару, четверку, шестерку и восьмерку.

Старинные украшения

Когда мы видим греческую колесницу или средневековый экипаж, то, конечно же, нас удивляют разные украшения сбруи. Например, наносник возник в раннее скифское время (VII век до н. э.) и был придуман для защиты лба и носа лошади от стрел. Начельник, который представляет собой бронзовую шапочку с пучком волос, возник впервые у аланов в VII веке. Однако пика популярности достиг в Римской империи.

А вот наши любимые бубенчики, которые вешаются главным образом на сбрую тройкам, так и не известно точно, когда и для чего были придуманы. Есть версия, что это были позывные сигналы и впервые были применены на российских землях. Другие историки утверждают, что бубенцы не позволяли заснуть извозчику на длительных дистанциях.

Строение и виды упряжи

Да, конная упряжь прошла длинный путь своего развития, но не утратила актуальности. Сегодня существует отдельный вид конного состязания, напрямую связан со сбруей – соревнования экипажей. Это очень увлекательный и сложный вид спорта. Он подразумевает не только умение управлять лошадьми, но и правильно их подбирать, украшать. Экипаж должен целиком и полностью составлять единое целое.

Для управления упряжкой необходимо знать из чего состоит сбруя и как она одевается. Прежде всего, она должна быть хорошего качества. А также нужно знать ее виды, так как от этого зависит и строение. Итак, сегодня выделяют следующие типы упряжей:

  • Одноконная дуговая;
  • Оглобельно-постромочная;
  • Постромочно-дышловая;
  • Постромочная;
  • Тачаночная;
  • Комбинированная;
  • Цуг.

Одноконная дуговая и бездуговая

Такая упряжь подразумевает запрягание в повозку только одной лошади. Ее строение подразумевает наличие дуги, хомута, супони, гужей, оглобель, сиделки с черезседельником, шлеи, уздечки с вожжами.

Бездуговая упряжь состоит главным образом из шлеи, которая принимает тяжесть повозки, хомута с гужевыми мочками, ременных гортов, оглобель, уздечки с вожжами. Второе название этой сбруи – оглобельно-постромочная. Чаще всего в ней используют укороченные оглобли, которые крепятся к седелке, а не к хомуту.

Схема-строения упряжи одноконной бездуговой европейской

Постромочно-дышловая

Главная составляющая этого вида упряжи – это дышло. При этом подходит он как для одноконной запряжки, так и для пароконной. Его задача – регулировать поворот повозки и ее движение. Строение такой сбруи более подробно смотрите на фото.

Постромочная

Этот вид упряжи отличается тем, что не имеет ни дуги, ни дышла, ни оглобель. Тяга происходит за счет постромок и хомута. Она является очень простой, но не совсем удобной, так как не позволяет удерживать повозку на движении вперед. Чаще всего дополнительно их оборудуют ручными тормозами.

Тачаночная

Этот вид сбруи сегодня немного устарел, так как не используется тачанка и четверка коней. Однако все же вспомним и о ее строении. Такая упряжь состоит из дышла и постромок. При этом две лошади в центре запрягаются в дышло, а боковые за постромки. Последние крепятся к вагам.

Комбинированная

Это вид упряжи применяется в основном за границей для запрягания большого количества лошадей: шесть и восемь. Она включает в себя сочетание дышла с постромками и оглобель, что можно увидеть на фото. Для такой запряжки очень важно правильно подбирать лошадей по росту и силе.

Так, например, коренники должны быть выше и сильнее, так как они сдерживают экипаж. Пристяжные кони находятся в паре или в тройке с коренниками и запрягаются постромками. Они определяют поворачивание повозки. Выносные лошади идут впереди коренника, также запрягаются постромками и задают направление движения.

Цуг

Еще один вид упряжи для шестерки лошадей. В этом случае используется дышло, к которому пристегивают коренников. Остальные лошади являются выносными.

Фотогалерея

Предлагаем посмотреть несколько фото разных видов упряжи из нашей фотогалереи.

Видео «Курская мастерица шьет упряжь для лошадей»

Шорник — одна из самых редких и старинных профессий. Однако настоящие мастера есть и в современном мире. Об одной из таких мастериц по конской сбруе, смотрите новостной сюжет.

zoohoz.ru

Из чего состоит и какая бывает упряжь для лошади?

Для лошадей важен не только правильный уход и кормление, но и качественное оборудование. Начинающие коневоды часто не знают, какую упряжь для лошади выбрать. Из чего состоит сбруя для лошади и какие бывают разновидности, расскажем в этой статье.

Из чего состоит сбруя

Обычная конская упряжь – это система из сбруи, хомута и седла. Все детали необходимо подбирать под каждого питомца индивидуально, исходя из его телосложения и размеров. С давних времен на сбрую для коня не жалели денег. Обычно её делали на заказ, с подгонкой под животное. Сейчас коневоды могут приобрести упряжь в специализированном магазине или на рынках.

Состоит упряжь из хомута, уздечки, дуги, подбрюшника, вожжей и шлеи, иногда добавляются и другие элементы. Можно сэкономить, покупая уже готовую упряжь, но случается, что не все элементы подойдут питомцу. Специалисты советуют покупать все детали по отдельности.

Обязательный элемент упряжи – хомут. Он передаёт тяговую силу на оружие или повозку. Хомут надо надевать на шею так, что он не стеснял дыхание и не мешал двигаться. Этот элемент не должен быть слишком широким или длинным, иначе на теле коня появятся повреждения, и тяговая сила снизится. Чтобы хомут прочно и правильно держался, надо пользоваться прочной шлеей.

Шлея выполняется из кожи, и обеспечивает надежное торможение скакуна. Необходимо узнать четкий размер шлеи, который подходит конкретной лошади, иначе возникнут потертости. Надежность и срок службы всей упряжи зависит от подпруги, поэтому её делают только из кожи – материал не доставляет коню неприятных ощущений и плотно охватывает корпус снизу и по бокам.

Наиболее сложной частью лошадиной упряжи считается узда. Состоит она из удил, поводьев и недоуздка на голове питомца. Наиболее практичная – походная уздечка, позволяющая вести коня дублирующими поводьями. Можно даже поить его, не распрягая. Вожжи – обязательная часть упряжи. Делают их как в текстильном виде, так и в кожаном.

Седелка служит для поддержки и закрепления всей запряжки посредством чересседельника. Также она передает тягловую силу на спину коня. Бывает лежачая и горбатая сиделки. Предназначение подпруги – удерживать седелку на спине скакуна.

Шлея удерживает хомут на месте, когда лошадь спускается с горы, а также при осаживании и торможении. Подгоняется она так, чтобы между ободочным ремнем и седалищными буграми помещалась ладонь. Шлея делается из нескольких ремней.

Чересседельник проходит через седелку и двумя концами закрепляется на оглоблях. Этот элемент поддерживает массу дуги, хомута и оглобель на спине, а еще часть тяглового усилия передаёт на седелку. Подбрюшник и чересседельник – это по сути два соединенных кольцом ремня, которые одеваются петлей чересседельника на оглоблю.

Подбрюшник – еще один элемент фиксации положения запряжки. Он проходит под подпругой и закрепляется обоими концами на оглоблях. Степень поднятия оглобель должна быть не слишком высокой и низкой.

Дуга скрепляет хомут с оглоблями с помощью гужей. Она служит амортизатором при толчках и рывках. Деталь должна быть прочной и упругой. Оглобли делаются из прочного дерева и должны быть одинаковой длины.

Виды сбруи

Сбруя должна быть обязательно хорошего качества и соответствовать вашему питомцу. Необходимо также знать виды упряжей, поскольку от этого зависит их строение. Кроме того, независимо от типа оборудования, оно должны быть легким и легко ремонтироваться.

Исходя из назначения выделяют упряжки сельскохозяйственные, выездные и транспортные. Последние использовались для перевозки людей и грузов, поэтому они многолошадные. Для сельхозработ применяют одно- и пароконные сбруи. Выездные упряжки – парадные, и количество лошадей в них могло различаться.

Также упряжи различаются по количеству коней в них: одиночные, парные и многолошадные. В сельском хозяйстве обычно используется одиночная. Парная существует двух видов: когда скакуны запрягаются рядом, либо друг за другом.

Ниже расскажем о различных типах упряжей.

Одноконная

Одноконная упряжь бывает как дуговой, так и бездуговой. Предназначена она для одного животного. Первый тип подразумевает наличие дуги, супони, хомута, гужей, сиделки с чересседельником, оглобель, уздечки с вожжами и шлеи. В бездуговой варианте шлея принимает на себя основную тяжесть повозки. Также имеются ременные горты, оглобли, хомута с гужевыми мочками и уздечки с вожжами. Второе её название – оглобельно-постромочное, и в ней зачастую используют короткие оглобли, крепящиеся к седелке, а не к хомуту.

Постромочно-дышловая

Постромочно-дышловую упряжь рекомендуют как для пароконной запряжки, так и для одноконной. Задача её – регулировать движение повозки и её поворот. Основная составляющая оборудования – дышло. Очень часто при работе с двухколесными сельхозмашинами кони получают повреждения из-за давления дышла на хомут. Поэтому стоит надеть на скакунов седелку и подтянуть чересседельником постромки. Работоспособность животных значительно увеличится.

Постромочная

Постромочная упряжь очень простая, но неудобная, поскольку при движении вперёд повозка не всегда удерживается. Тяга в данном типе упряжи происходит за счёт хомута и постромок. Рекомендуют такой тип оборудования дополнительно снабдить тормозами, чтобы не навредить лошади.

Тачаночная

Тачаночный вид упряжи широко использовали до 20 века. Сейчас уже очень редко где можно встретить четверки коней и тачанки. Упряжь состоит из постромок и дышла. Два коня при этом запрягаются в дышло в центре, а боковые – за постромки, крепящиеся к вагам.

Комбинированая

Комбинированный тип упряжки считается типично европейским. В этом случае запрягаются много лошадей (в среднем 6-8). Упряжь в себе сочетает дышло с постромками и оглобли. Очень важно подбирать животных по силе и росту. К примеру, коренники требуются крепкие и высокие, поскольку сдерживают экипаж. В паре или тройке с ними находятся пристяжные лошади, которые запрягаются постромками. Именно они и определяют повороты повозки. Впереди коренника ставят выносных лошадей. Их тоже необходимо запрягать постромками, так как они задают направление движения.

ЦУГ

Упряжь для лошади Цуг – немецкое изобретение. Предназначено для шестерни, с двойным выносом. В настоящее время цуговая запряжка практически нигде не используется. В ней лошади идут гуськом либо парами, одна за другой. В упряжи Цуг для пар коней используется дышло. К нему припрягаются две или одна пара коренников. Все прочие лошади – выносные.

Видео «Как правильно запрячь лошадь в русскую дуговую упряжь»

В этом ролике нам расскажут как правильно запрячь лошадь в русскую дуговую упряжь

hrunya.ru

Как запрягать коня, лошадиное головное упряжное устройство, как сделать сбрую

На сегодняшний день вид конного экипажа вызывает у человека чувство ностальгии и романтики. Поэтому прокатиться на повозке, запряжённой несколькими лошадьми, хотели бы многие из нас. Ко всему прочему, прокат конного экипажа может стать успешным видом бизнеса. Но наличие повозки и самих ездовых животных не хватит для правильной и безопасной езды — нужно иметь глубокие познания в видах специальной сбруи, знать о её строении и применении.

Содержание материала

Что из себя представляет упряжь

В давние времена, когда лошади были главными работниками и кормильцами в крестьянских хозяйствах, люди понимали, что от правильно подобранной сбруи и от показателя её качества будет зависеть эффективность работы животного. Именно по этой причине любой житель в деревне либо даже в городе знал, как собирать лошадь и надевать на неё упряжку. Ещё раньше, когда экипаж с лошадьми был не только средством для быстрой перевозки человека, но и определённым видом транспорта, о строении упряжки знали даже совсем маленькие дети.

Сбруя либо упряжь для лошади — это специальный комплекс устройств и ремней, надеваемый на туловище лошади для запряжки в повозку для дальнейшей езды. Чаще всего под сбруей имеют ввиду конскую упряжку совместно с вожжами и уздой. Упряжь, которая находится на туловище лошади и плотно соприкасается с ним, передаёт определённую тягу лошади на повозку.

Именно по этой причине плохо подобранная упряжка неравномерно распределяет давление и не только приносит сложности в езде, но и причиняет боль самой лошади. Кроме этого, при неправильной запряжке животного может произойти ожог на её мягких тканях, намины и остальные дефекты, в результате которых животное потеряет свой показатель продуктивности.

Нужно всегда помнить, что качество ремней — это настоящий залог безопасности и здоровья животного во время езды. Упряжь у лошади должна быть крепкой, нетяжелой по весу (чтобы несильно нагружать туловище животного), простой в содержании и ремонте и подходить ей.

Также рекомендуем прочитать:

Так как чаще всего сбрую создают из особых видов мягкой сыромятной кожи, то за ней нужно по-особому ухаживать. Так, после окончания поездки, пропитанную потом упряжь следует повесить на специально отведённую для неё вешалку либо на деревянный костыль в сухом и проветриваемом месте. После окончания сушки все шлеи и сами ремни нужно смазывать техническим жиром либо маслом.

Перед тем как надеть комплектующие детали на лошадь, нужно проверить целостность всех ремней и исправность защёлки пряжек. Также все ремни, которые касаются тела лошади нужно предварительно проверить на наличие заломов или скопившегося мусора, для этого нужно просто провести рукой.

Строение и типы упряжек

В зависимости от условий езды (работа в поле, транспортировка человека) и предназначения различают специальные сбруи для лошади. По строению можно выделить два типа упряжки: с нагрудником и с хомутом. Различаются они тем, что в первом случае главным элементом передачи тяговой силы станет хомут, а во втором — шлейный нагрудник. Также транспортная либо рабочая упряжка лошадей может разделяться на дуговую, дышловую и бездуговую. Следует более подробно рассмотреть каждый вид по отдельности.

Русская или дуговая одноконная упряжка

Дуговая упряжка, если следовать из названия, отличается от других типов наличием особой установки в виде дуги. Она создаётся из дерева старыми методами сгибания и нужна для удерживания гужей возле оглобли. Гужи крепят хомут и оглобли друг на друга. В те времена на Руси созданием дуг занимались специально отведённые для этого мастера, так как нужно было не только найти правильное дерево, но и подготовить его для дальнейшей работы. Дуга должна быть очень лёгкой, но при этом крепкой.

Вся конструкция дуговой упряжки включает в себе: шлеи, седелки, дуги, хомута, чересседельника, уздечки с вожжами и подбрюшник.

В такой конструкции, кроме дуги, особо нужным элементом называют хомут. Он может применяться и в бездуговой, и в дышловой упряжке, поэтому на его строение нужно обратить большее внимание.

Итак, хомут — это главная часть всей упряжки и нужен для передачи тягового усилия животного на повозку, плуг либо простую телегу. Как и в давние времена, сегодня хомуты изготовляются разные по размеру. Длина меряется от верхней части внутренней подушки и до клещей, а ширина — по уровню крепления отверстий для проделывания гужей. Но в пароконной и одноконной упряжке хомуты могут значительно отличаться. При пароконной форме они обладают гужами, а при одноконной — мочками.

Хомут с гужами состоит из:

  • Подушки;
  • Пары клещей;
  • Хомутины;
  • Супони;
  • Двух гужей;
  • Дополнительных покрышек;
  • Подкладки.

Нужно уметь правильно определиться с нужным хомутом для лошади, подгонять его индивидуально под её размеры. Так как хомут располагается на шее животного, то тесный по размеру может сильно повлиять на нормальное дыхание, вызвать спазмы в лёгких, а большой и слишком свободный начнёт болтаться на корпусе лошади, создавая сильные потёртости. Хомут должен полностью прилегать к туловищу животного: верхняя часть к холке, опираясь на гребень шеи, а нижняя — к плечам. С боковых сторон изделие должно прилегать к мускулатуре лопаток животного.

Чтобы правильно определиться с параметрами хомута, нужно измерить общий объём шеи лошади. Длину нужно измерять от уровня гребня возле основания холки и до плеч лопатчатого сустава. После к полеченной цифре для транспортного хомута нужно прибавить ещё 3 см, а для рабочего (возового) — 6 см.

Главные части снаряжения лошади:

  1. Седелка — находится на спине снизу холки и равномерно распространяет тяговое усилие по площади спины. Также в задачи седелки входит амортизация совершения толчков. Подбирать следует, учитывая размер холки лошади.
  2. Чересседельник — находится рядом с сиделкой и удерживает оглобли и хомут, равномерно распределяет вес оглобель.
  3. Подбрюшник — убирает резкие колебания хомута, оглобель и дуги в процессе быстрой езды.
  4. Шлея — плотно прижимается к телу лошади и поддерживает хомут в процессе торможения либо при движении по склонам.
  5. Уздечка — применяется чаще всего простая трензельная.
  6. Вожжи на одном конце есть пряжки либо карабины для крепления к удилам (трензель). Они должны быть в обязательном порядке комфортными. Создаются из крепкой тесьмы или кожи.

Бездуговая постромочная упряжка

В хомутовой бездуговой упряжек главная роль усилия тяги присуща также хомуту. Только в этом случае он крепится к повозке при помощи постромок. В этом случае хомут и оглобля совмещены ременными гортами. В конструкции сбруи находятся: хомут с гужевыми мочками, постромки, подпруга, чересседельник, седелка, горты на месте гужей, специальная узда и вожжи.

Если смотреть на конструкцию без хомута либо на европейский тип упряжки, то его роль исполняет шорка, которая создаётся из более плотной кожи и включает в себя широкий наружный ремень и кольца. К кольцам крепятся постромки. В такой конструкции шея и грудь у особи опоясывается специальным нагрудным ремнём, а также шейными кольцами для вожжей. На спине можно заметить седелку при необходимости с дополнительным зажимом вожжей, ремнями для оглобли и подпруга. На крупе также можно найти шлею с подхвостником либо простой ободовый ремешок.

В такой конструкции важную роль играет шлея, ведь она распределяет всё давление равномерно на корпус лошади. Она должна находиться на 4−5 см ниже седалищного бугра. В противном случае шлея начнёт слезать и сильно натирать круп, а слишком низкое расположение не даст нормально передвигаться лошади. Длина такой детали должна устанавливаться с учётом того, чтобы между двумя ободовыми ремнями и бёдрами животного свободно проходила ладонь. Если говорить о нагруднике, то общая толщина верхнего ремня должна быть не меньше 2,5 см, а постромочных — около 2 см.

Дышловая пароконная конструкция

В пароконных упряжках в большинстве случаев применяется такая деталь, как дышло. В конструкции сбруи имеется: хомут, дышло, постромки, уздечки и вожжи, цепь-напильник. В этом случае дышло будет определять поворот повозки, а постромки — передавать от хомута тяговое усилие на саму повозку. В некоторых областях, к примеру, на Украине, дышловая запряжка применяется и для одного животного. Считается, что из всех видов упряжек, такая самая лёгкая по конструкции.

  1. Тачаночный тип. Такой тип системы упряжки лошадей был известен ещё с того времени, как люди стали массово использовать лошадь в различных сферах повседневной жизни. Такое оборудование включает в себя постромковую часть и дышло, но на сегодняшний день его редко можно встретить в действии.
  2. Вид запряжки гуськом называется цугом. В этом случае в качестве коренника используется самая большая, высокая и сильная пристяжная лошадь в сцепке, которую впрягают в оглоблю или же припрягают к дышлу. В отличие от коренной лошади, пристяжная лишь тянет за собой телегу, а для изменения направления движения не применяется.

В это время повозка приобретает силу тяги за счёт оглобли либо хомута. В английской конструкции упряжки дуги не существует, поэтому тяговое усилие создаётся специальными постромками, за которые и совершает тягу лошадь. Оглобли выступают в качестве поворотного механизма и помогают притормозить телегу во время спуска.

Выбор упряжки по количеству лошадей

В одной упряжке могут быть сразу несколько лошадей. В зависимости от числа лошадей упряжки обладают своими наименованиями. К примеру, две особи, запряжённые друг за другом, называются тандемом. Если лошади идут рядом друг с другом, то из них формируется пара.

У пары могут происходить и такие запряжки лошадей, как смешанные и дышловые. Если особь нужно запрячь сельскохозяйственное устройство, то применяется постромочная сбруя. Из-за своего высокого тягового сопротивления она устраняет возможность наката орудия и случайного ранения лошади.

Трёхлошадная упряжка также заключает в себе разные формы. Самая популярная — это русская тройка, у которой посередине имеется коренник, а по бокам — пристяжные. Была и другая разновидность троек — запряжка лошадей гуськом, во время которой коренник находится за пристяжными особями. Тройка гуськом лучше всего используется для зимников.

Если есть четыре особи, то можно создать упряжку двух форм. В первом случае нужно расположить лошадей попарно друг за другом (выносная и дышловая). Это более классический четверик. Во втором случае лошадь находится в одной линии: пристяжные сбоку обрамляют пару коренников в дышловой паре. Такая упряжка называется тачаночной либо квадригой.

На территории России более распространённой считается дышловая и русская упряжка оглобельного типа. При этом оглобельная возникла раньше, но сейчас почти не используется. Дышловую упряжь до сегодняшнего дня используют на территории нашей страны. Она появилась ещё в XVII веке и распространилась у нас в результате польско-литовского нашествия.

Ещё один тип запряжки особей — пятерик. Его создаёт пара коренников и тройка выносных в линии. Шесть лошадей ставят цугом по три пары. Большее число голов в упряжке (семь и больше) для использования в хозяйстве не подходят. Такие типы упряжек чаще всего используют на торжественных шествиях либо на развлекательных парадах.

Сегодня можно найти большое количество видов упряжек и способов постановки лошади в них. При всём этом если в одной упряжки расположено около шести лошадей, то такие упряжки используются в хозяйственных работах. Большое же число особей в упряжке несут, скорее всего, декоративную функцию, чем полезную.

Лошади в настоящее время широко применяются в конном спорте и соревнованиях. Есть даже состязания, в которых проверяется умение обращаться со сбруей. Правильно надетая упряжка помогает не только увеличить продуктивность особи, но и сохранить её здоровые и силы.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

selhoz.guru

Упряжь для лошади: виды, из чего состоит

Основным элементом конной сбруи является упряжь для лошади. Зная особенности представленного элемента, используя качественный материал и подгонку, опытные коневоды значительно облегчают содержание животных и их эксплуатацию.

Коневод должен хорошо разбираться в качестве и видах упряжи для лошадей

Из чего состоит упряжь для лошадей?

Стандартная конная упряжка состоит из следующих деталей:

  • Хомут. Его предназначение – передавать тяговые возможности на телегу или сани. Элемент следует надевать на шею таким образом, чтобы он не отягощал движение и дыхание лошади. Чересчур длинный или широкий хомут может привести к появлению повреждений на теле животного и способствует снижению тяговой силы. Для надежной фиксации элемента используют крепкую кожаную шлею, которая обеспечивает  торможение.
  • Узда. Эта часть сбруи для лошади является самым сложным элементом упряжи. Она состоит из удил, поводьев и недоуздка. Оптимальным вариантом является использование походной уздечки, которая дает возможность везти животное параллельными поводьями. Вожжи могут быть выполнены из кожи или прочного текстильного материала.
  • Подпруга и седелка. Представленные части сбруи предназначены  для удержания всего комплекта и передачи тягового эффекта на спину коня.
  • Шлея. Она фиксирует положения хомута при осаживании, замедлении или передвижении лошади на подъеме. Элемент сбруи подгоняется внатяжку, чтобы между седалищем и ободочными пряжками проходила ладонь. Шлея изготавливается из нескольких ремней.
  • Чересседельник поддерживает вес дуги, оглобли и хомута и передает часть тяги на седелку.
  • Подбрюшник. Этот элемент упряжи дополнительно фиксирует положение всей конструкции, проходит под подпругой и крепится краями на оглоблях.

Дуга посредством гужей фиксирует хомут с оглоблями и служит гасителем колебаний при резких толчках или рывках.

Лошади в хомутах

Виды сбруи

Упряжь должна быть выполнена из качественных материалов и подгоняться под индивидуальное строение лошади. Виды сбруи подразделяются на сельскохозяйственные, выездные и транспортные варианты. Они имеют разновидности по числу используемых коней: одиночные, парные и многолошадные варианты:

  • Одноконная русская или европейская упряжь. Данная конструкция может быть выполнена как с дугами, так и без них. Бездуговая модификация предполагает передачу главной тяжести повозки посредством шлеи. Вариант с дугами комплектуется хомутом, супонью, седельником, гужей, оглоблей и уздечкой со шлеей.
  • Постромочно -дышловой образец. В такой упряжке можно использовать как пару коней, так и одну особь. Эффективность животных заметно увеличивается, если надеть на них седелку и чересседельник.
  • Постромочная модель. Довольно простая, но не очень удобная в использовании упряжь. Тягу в этой конструкции обеспечивают постромки и хомут. Вариант требует оборудования повозки тормозной системой, во избежание травмирования коня.
  • Тачаночная вариация. Виды этой системы запряжки лошадей известны со времен, как люди начали массово использовать животных в различных отраслях хозяйства. Устройство состоит из постромковой части и дышла, но сегодня практически не используется.
  • Совмещенная упряжка. Классическая европейская конструкция с  постромками и оглоблями. Виды представленной сбруи позволяют запрягать одновременно от 6 до 8 лошадей. Определяющую роль для правильной эксплуатации детали играет подбор животных по росту и силе. В авангарде повозки ставят выносливых особей, позади, подбирают пристяжных коней, которые определяют повороты телеги, а замыкают упряжь высокие крепкие лошади, отвечающие за торможение.

Лошадь в европейской упряжке

Исторические факты

Первые виды упряжи для лошадей известны с давних времен (согласно историческим находкам, части сбруи, найденные археологами, датируются двумя тысячелетиями до нашей эры). Большое значение коневоды придавали не только практичности и качеству сбруи, но и ее красивому оформлению. Чем богаче и значимее был владелец животных, тем красивее и ярче выглядело оснащение.

То, из чего состоит сбруя, играет важную роль в эффективности использования и влиянии элементов упряжи на состояние лошади. В Средневековье, оснащение драгоценными камнями и материалами сбруи, утратило актуальность, так как кони использовались по большей части в качестве грузового и рабочего транспорта.

Начиная с середины XVI века, снова вошли в моду качественные и красивые упряжи. Обусловлено это было появлением карет и конных экипажей, которые требовали соответствующего оформления.

Хотя сейчас лошадей во многих сферах заменили механизмы и автотранспорт, их использование полностью не утратило актуальность. Кони помогают людям в частном хозяйстве, развлекательной сфере. Широко используются животные в спорте и различных соревнованиях. Существуют даже состязания на умелое обращение со сбруей. Правильно надетая упряжь позволяет не только увеличить коэффициент полезного действия, но и сохранить силы и здоровье наших парнокопытных помощников.

selomoe.ru

Архивные фотографии рабочих лошадей прошлого

Предлагаю вашему вниманию несколько фотографий рабочих лошадей во время заготовки и транспортировки дров.

Мичиган, 1890-е гг. "Заготовка леса". Фото Detroit Publishing Company

Вашингтон, округ Колумбия. 1914 год. Тройка везет ствол водонапорной башни.

Лошадь тащит бревно для Warren Brothers & Robinson Sawmill.

Лошадь тащит сани с четерхфутовыми бревнами в лесу Green River

1940 год

Лесорубы использовали сани, запряженные несколькими лошадьми, для того, чтобы вывезти деревья из леса. 1908 год.

Рабочие лошади в штате Висконсин

Погрузка веймутовой сосны

Упряжка лошадей готовится тащить огромное дерево с помощью 2х колесной конструкции, диаметр каждого из которых 10 футов

18 000 футов дерева в грузовых санях. Монтана

Лесопилка Bell Lumber & Pole

Цифра на бревне означает массу в бордфутах ( стандартная мера лесоматериала , единица которой "досковой фут" равна 1 кв. футу при толщине 1 дюйм). Графство Langlade

Тувонг, Австралия, 1920 г

Близ железной дороги в 35 милях от Сьюарда, Аляска. Примерно 1900-1930 гг.

Обычная сцена из жизни лесорубов и их рабочих лошадей в западной части Америки в середине прошлого века

vsegda-tvoj.livejournal.com

Кладрубская порода и Шайр - лошади для современной красивой упряжки, обзор с фото

В 21-м веке несмотря на технический бум и автомобильный прогресс, пара лошадиных сил все же остается актуальной. Только представьте, как приятно прокатиться в легком конном экипаже по весенней улочке, покатать детишек или даже в парадной карете доехать до ЗАГСа. Однако не каждая лошадь подойдет для торжественной запряжки. Скакунов нужно выбрать, чтобы и по характеру подходили, и по силе, и чтобы красивые были. Вы не ошибетесь, если выберете породу шайр или кладрубскую лошадь.

Шайр — элегантный гигант в упряжке

Шайр – одна из самых крупных пород лошадей в мире, которая гордо носит название «гиганта с мохнатыми ногами». И, правда, внешность этих коней незабываема: большие розовые носы с длинными усами, пушистая грива и хвост, густые белые щетки на ногах. Все это делает шайров одними из самых нарядных лошадей для конных экипажей. За границей без них не обходится ни одно шоу или праздник. На шайрских скакунах в Великобритании во время торжественных церемоний и парадов ездят барабанщики придворной кавалерии королевы.

История происхождения

Родиной шайров являются центральные графства Англии, а именно Дербишир, Линкольншир, Лестершир и Стаффордшир. Даже само название породы переводится, как «графство», то есть, лошади из центральных графств. Это название скакунам дал король Генрих VIII в 1884 году. Что касается даты возникновения породы, то она теряется в исторических событиях Англии. Официально известно, что сформировалась она около 200-300 лет назад, хотя еще в I веке н. э. были первые упоминания об английских очень крупных и массивных лошадях. Как оказывается, тогдашние гиганты и в подметки не годились нынешним шайрам.

Первыми предками шайров называют рыцарских лошадей Средневековья, которые могли везти груз свыше 200 килограмм. Для последующего усовершенствования крупных коней в Англию были привезены из многих европейских стран, в частности из Голландии и Фландрии. На их основе был создан новый тип упряжной лошади, способной везти груз более трех тон. Чуть позже к новым крупным коням была прилита кровь фризских лошадей, что немного облагородило их внешний вид. Уже в 17 веке большие лошади получили отдельное название «крупные вороные», так как большинство из них были именно вороной масти – наследие фламандских лошадей.

Второе название, что и стало в последующем основой для нынешнего, «крупным вороным» лошадям присвоили после совершенствования породы Робертом Бейквеллим. Он проделал огромную работу по улучшению английских лошадей графства Лестершир с помощью фламандских маток. Уже в 19 веке шайры были самой популярной породой тяжелых упряжных лошадей, которые вызвали огромный интерес у всего мира. В Америке на рубеже веков шайры отодвинули на второй план некогда самую популярную здешнюю тяжеловозную породу першерон.

Экстерьер

Шайры – это крупные упряжные лошади ростом в холке от 165 до 178 см. Однако даже не рост является визитной карточкой породы, а их пышные щетки на ногах. Судя по историческим данным еще первые предки «великих вороных» коней имели большую оброслость ног. Однако тогда фризы на ногах были густые и жесткие, что часто становилось причиной мокрецов и болезней копыт. В последующем селекционерам удалось изменить свойства волос шайров, поэтому теперь у них мягкие и струящиеся.

Среди самых характерных черт шайров отмечается:

  • сухая крупная голова с горбоносым профилем и выразительными большими глазами;
  • длинные хорошо выраженные уши;
  • довольно длинная слегка выгнутая шея;
  • короткая мускулистая спина;
  • наклонный мускулистый круп с низкоопущенными бедрами;
  • объемные сильные ноги с плоскими сухожилиями;
  • пышная грива и хвост.

Масть у шайров преимущественно вороная, серая, редко бурая.

Использование

Лошади породы шайр стали неотъемлемой частью Великобритании. Такие качества этих гигантов как выносливость, неприхотливость, послушность и добрый нрав незаменимы при работе в сельском хозяйстве и в запряжке в экипаж. Их используют при вспашке земли, на лесоповале, запрягают в праздничные фургоны и телеги пивоваров. Этих лошадей часто можно увидеть на ярмарках, на коротких городских маршрутах. Традиционно на праздниках шайрам заплетают гриву и хвост, красиво украшают упряжь. Как это выглядит, смотрите на фото и видео (Yana Khromova).

Кладрубская — лошадь для королевской упряжки

Поразительно, но кладрубская порода лошадей одна из самых древних, но за 400 лет своего существования совсем не изменилась. И хотя сегодня вы не услышите до спортивных достижениях этих коней, не увидите по телевизору их выступления в скачках или еще где-то, но зато эти красавцы до сих пор сохраняют свое королевское величество и чопорность. Запряги таких лошадей даже в обычный экипаж и он будет выглядеть по-королевски. При виде этих скакунов в упряжке замирает сердце: высокий церемониальный шаг, строгая аристократическая внешность, английская сдержанность и манерность – все это вмещается в одной древней чешской породе.

История происхождения

Примерно 400 лет назад в небольшой чешской деревушку Кладрубы-над-Лабой началась история этой породы. Не удивительно, но она была выведена специально для австрийского императорского двора. Для этой цели в деревушке в 1579-м году построили уникальный по тем временам конный завод. Здесь проводилась тщательная селекция и строгий отбор лошадей для императорских карет и церемоний. Основной упор делался на выведение выносливой, элегантной, красивой лошади со сдержанным, но аристократическим экстерьером.

В селекции кладрубской породы использовали лучших андалузских и неаполитанских лошадей, чуть позже была прилита кровь липпицианской породы. Сначала скакуны выводились различных мастей, но к 19-му веку все внимание сосредоточили только на вороных и серых лошадях. И спустя несколько лет кладрубские скакуны составляли основу всех торжественных процессиях, в частностях, императорских выездов, коронаций.

Однако после падения австро-венгерской монархии в 1918 году церемониальные лошади потеряли спрос, и Кладрубский конный завод пришел в упадок. Эксперты уверяют, что если бы не ходатайство английской королевы, порода могла бы исчезнуть навсегда. В 20 веке кладрубские лошади опять стали популярными и их стали разводить в Дании, Италии и в некоторых других странах Европы, но все мировое поголовье не многочисленно.

Кладрубские лошади никогда не использовались верхом, это исключительно упряжная порода для легких церемониальных экипажей.

Экстерьер

Экстерьер кладрубских коней уникальный, они не похожи ни на одну другую упряжную породу. Они сочетают в себе гармоничный симбиоз мощи и длинных благородных линий. Во времена выведения породы были очень высокие стандарты, требовался высокий рост и гармоничность корпуса. Сегодня рост кладрубских жеребцов колеблется в рамках 175-180 см.

Экстерьер кладрубов характеризуют следующими чертами:

  • длинная горбоносая голова, выпуклая морда;
  • высокие плечи, сильная шея;
  • широркая глубокая грудь;
  • длинная спина;
  • высокие, костистые ноги;
  • масть только вороная или серая.

Использование

У кладрубов исключительно покладистый характер и добрый нрав. Это черта особенно важна для упряжной лошади, особенно если они возят королей. Современные кладрубы разводятся на двух чешских заводах: вороные скакуны в Слатинянах, серые – в Кладрубском. Этих коней помимо драйвинга и упряжной езды используют также редко для любительской верховой езды. Как отмечают специалисты, из-за высоких плечей и манерного хода они весьма неудобны для седла. Императорские горбоносые скакуны находятся под защитой страны с пометкой, как «исторический памятник мирового значения».

Фотогалерея

Видео «Кладрубы: лошади для экипажей и карет»

Уникальный фильм расскажет и покажет разведение старинной породы на современных чешских заводах (Веб Механика).

zoohoz.ru


Заказ товара:

Статуэтки фарфоровые Услуги доставки Для собак Для птиц Для лошадей Для кошек Для грызунов Ветаптека Бутик