Обезьяна на м. Обезьяны: интеллект, поведение и сходство с человеком — научный взгляд на приматов

Как проявляется интеллект обезьян. Что показывают научные эксперименты о способностях приматов. Насколько обезьяны похожи на человека по поведению и мышлению. Почему между человеком и обезьяной сохраняется огромная разница.

Содержание

Обезьяны и человек: родство и различия

Теория Чарльза Дарвина о происхождении человека от высших обезьян прочно вошла в науку как неопровержимая истина. Многочисленные исследования подтвердили близкое родство человека и человекообразных обезьян, особенно шимпанзе. Об этом свидетельствуют следующие факты:

  • Одинаковое число, строение и расположение зубов
  • Схожее строение костей руки, мускулатуры, кровеносной системы
  • Почти одинаковая продолжительность беременности
  • Родственный состав крови
  • Подверженность одним и тем же болезням
  • Сходство в развитии зародышей

Основные различия между человеком и обезьяной касаются степени развития органов, прежде всего мозга:

  • У человека вместимость черепа в среднем 1450 см³, у шимпанзе — 400 см³
  • У человека вес тела в 55 раз превышает вес мозга, у шимпанзе — в 200 раз

Исследования интеллекта обезьян

Ученые проявляют большой интерес к изучению психической деятельности человекообразных обезьян. Ценные экспериментальные исследования в этой области проводились во многих странах:

  • В Германии (В. Кёлер)
  • В США (Р. Йеркс)
  • В России (Н.Н. Ладыгина-Котс, И.П. Павлов и его ученики)

Эти исследования показали большую сложность поведения человекообразных обезьян, но в то же время выявили глубокие различия между ним и поведением людей.

Способности обезьян в экспериментах

В многочисленных опытах обезьяны (обычно шимпанзе) демонстрировали следующие способности:

  • Манипулирование с ящиками, палками, тесемками
  • Открывание сложных запоров
  • Нахождение выхода из лабиринтов
  • Использование палок для доставания приманки
  • Сооружение пирамиды из ящиков для достижения подвешенной приманки

Однако для выработки сложных навыков обезьянам требовались длительные тренировки с многократными повторениями. Например, чтобы научиться составлять пирамиду из шести ящиков, шимпанзе понадобилось почти четыре месяца экспериментов.

Использование орудий обезьянами

Особый интерес вызывают манипуляции обезьян с палками и другими предметами. В экспериментах шимпанзе демонстрировали следующие действия:

  • Подтягивание приманки палкой
  • Сбивание фруктов с потолка
  • Использование палок как рычагов
  • Соединение коротких палок для получения длинной

Однако между действиями обезьян и трудом человека существуют принципиальные различия:

  • Действия обезьян биологически обусловлены и ограничены добыванием приманки
  • В них нет планомерной целеустремленности, характерной для людей
  • «Изготовление орудий» обезьянами — случайный результат хаотических действий

Подражательные способности обезьян

Многие кажущиеся «трудовые» действия обезьян при ближайшем рассмотрении оказываются бессмысленным подражанием действиям людей:

  • Вколачивание гвоздей молотком куда попало
  • «Подметание» пола с разбрасыванием мусора
  • «Мытье» пола сухой тряпкой

Эти действия демонстрируют способность обезьян к подражанию, но не осмысленному труду.

Исследовательский рефлекс обезьян

Активное манипулирование обезьян с предметами объясняется сильно развитым у них исследовательским рефлексом:

  • Обезьяны проявляют интерес к любому новому предмету
  • Их «любопытство» возбуждает любое необычное движение
  • Этот рефлекс развился в естественных условиях жизни обезьян в лесах

Именно большая природная восприимчивость обезьян объясняет их способность легко обучаться различным сложным действиям в неволе.

Ограниченность способностей обезьян

При этом обезьяны легко овладевают действиями, подобными тем, которые они совершают в природе, но с трудом справляются с незнакомыми задачами:

  • Шимпанзе легко тянут за тесемку, чтобы достать привязанную приманку (аналог притягивания ветки с плодом)
  • Но не могут решить задачу с тесемкой, пропущенной через ручку чашки, даже после сотен попыток

Это демонстрирует ограниченность интеллектуальных способностей обезьян по сравнению с человеком. Двухлетние дети легко справляются с задачами, непосильными для обезьян.

Выводы об интеллекте обезьян

Исследования показывают, что:

  • Обезьяны обладают сложным поведением и развитыми манипулятивными навыками
  • Их способности во многом ограничены биологическими рамками
  • Между интеллектом обезьян и человека сохраняется огромная разница
  • Обезьяны не способны к осмысленному труду и изготовлению орудий
  • Их действия основаны на подражании и исследовательском рефлексе

Таким образом, научные данные подтверждают эволюционное родство человека и обезьяны, но также демонстрируют колоссальный скачок в развитии интеллекта, произошедший в ходе антропогенеза.

Эта обезьяна действительно завела себе ручного мангуста? Лучшие снимки конкурса «Фотограф дикой природы года»

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, Christian Ziegler

Момент нежности или нечто зловещее?

На этом фото карликовый шимпанзе бонобо держит на руках маленького мангуста, как любимого домашнего питомца. А может, на самом деле, он прихватил малыша на ужин после того, как убил его маму? Но это было бы странно — бонобо в основном питаются фруктами и только иногда охотятся.

Необычное поведение шимпанзе запечатлел фотограф Кристиан Зиглер. Этот захватывающий снимок, сделанный в в Демократической республике Конго, получил высокую оценку на 58-м конкурсе «Фотограф дикой природы года» лондонского Музея естествознания и попал в шорт-лист, который был обнародован в четверг.

Кристиан несколько дней следил за группой бонобо «по грудь в воде в затопленном лесу» в национальном парке Салонга и заметил молодого самца, держащего в руке молодого мангуста.

«Я очень удивился, когда увидел, насколько бережно он носит мангуста. Я пошел за ним и начал фотографировать», — рассказал он Би-би-си.

  • Фото: самые впечатляющие работы, поданные на конкурс «Астрономический фотограф года»
  • Sports Photography Awards 2022: лучшие спортивные снимки года

По словам фотографа, обезьяна держала и гладила маленького мангуста более часа.

Но все же возможно, что шимпанзе планировал его съесть, говорит доктор Барбара Фрут, директор проекта LuiKotale Bonobo Project, в рамках которого бонобо изучают уже более 20 лет. Когда бонобо ловят добычу, они не убивают ее сразу, а начинают есть, когда она еще жива, объясняет она. Но иногда — если обед слишком большой, или обезьяна уже сыта, она обращается с оставшейся живой добычей, как с домашним животным. Правда, обычно этих животных позже все равно съедают.

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

Доктор Фрут считает, что, вероятно, именно это и происходит на снимке.

Она подчеркивает, что бонобо известны своим нежным, чутким и миролюбивым характером. «Из опыта их содержания в неволе мы знаем, что бонобо могут проявлять заботу о представителях других видов», — говорит она.

По ее словам, маловероятно, чтобы в дикой природе эти шимпанзе держали «домашних питомцев». Но при этом доктор Фрут не исключает, что человекообразные обезьяны могут обзавестись другим животным, чтобы привлечь интерес со стороны других членов группы и тем самым повысить свой статус в стае.

Для мангуста на снимке все в итоге закончилось хорошо — бонобо его отпустил.

Интригующий сюжет этой фотографии был одной причин, по которым она заслужила высокую оценку судей конкурса.

Старший научный сотрудник Музея естествознания доктор Натали Купер вместе со своими коллегами-судьями просмотрела в общей сложности 40 тыс. фотографий в 20 категориях. «Мы ищем поистине блестящие снимки — из тех, которые вы видите всего один раз, но просыпаетесь утром, все еще думая о них», — говорит Купер.

«Фотограф дикой природы года» — одна из самых престижных премий в области фотоискусства. В этом году в конкурсе участвуют фотографы-профессионалы из 93 стран.

Победителей в различных категориях и абсолютного чемпиона судьи объявят на церемонии 11 октября в лондонском Музее естествознания. После этого, 14 октября, в музее откроется выставка победивших работ.

Посмотрите на некоторые снимки, попавшие в шорт-лист.

«Правильный взгляд», Ричард Робинсон, Новая Зеландия

Автор фото, Richard Robinson

Фотограф Ричард Робинсон с его камерой заинтересовал молодого южного кита (на английском название снимка звучит как игра слов: «южный кит» — это «right whale», а «right» в обычной речи может переводиться как «правильный»).

Рандеву с животным длилось около получаса, кит кружил вокруг фотографа, уплывал, а затем возвращался, чтобы еще раз на него взглянуть.

В XIX и XX веках охота на китов чуть не привела к их исчезновению, но популяция южных китов, известная как «тохора» на языке маори, сейчас восстанавливается после того, как их убой был запрещен.

Категория: «Портреты животных».

«Подводная страна чудес», Тиина Торманен, Финляндия

Автор фото, Tiina Törmänen

Этот косяк любознательных окуней встретил финского фотографа Тиину Торманен на озере в городе Посио в Лапландии, когда она ныряла там с трубкой.

Чрезмерный рост водорослей, вызванный изменениями климата и потеплением воды, может создать проблемы для подводных организмов, поскольку водоросли потребляют кислород и блокируют солнечный свет.

Категория: «Под водой».

«Потерянные наводнения», Джаспер Дост, Замбия

Автор фото, Jasper Doest

Голландский фотограф Джаспер Дост запечатлел Лубинду Лубинду, чиновника Речного управления Замбези, перед своим новым домом (справа), который ему не нужно было строить так же высоко, как предыдущий (слева), из-за падения уровня воды. Изменение климата и вырубка лесов привели к тому, что в пойме Замбези чаще случается засуха.

Комментируя снимок, доктор Натали Купер сказала: «Мы можем спорить об изменении климата до посинения, но пока вы не увидите реальность этой проблемы на экране перед вами, вам будет трудно действительно понять, о чем идет речь».

«Полярная рама», Дмитрий Кох, Россия

Автор фото, Dmitry Kokh

Больше 20 белых медведей в поисках пищи захватили заброшенную полярную станцию на российском острове Колючин в Чукотском море, где люди не живут с 1992 года.

Из-за изменения климата лед на море тает, и белым медведям становится все труднее охотиться, что заставляет их приближаться к поселениям в поисках еды. Чтобы снять этот удивительный кадр, фотограф использовал беспилотник с низким уровнем шума.

Подробнее об истории этой фотографии и своем путешествии Дмитрий Кох недавно рассказывал Русской службе Би-би-си:

  • «Мы достали бинокли, а там медведи». Как россиянин обнаружил белых медведей на заброшенной полярной базе

Категория: «Портреты животных«

«Вечеринка древесных лягушек у бассейна», Брендон Гуэль, Коста-Рика

Автор фото, Brandon Güell

Фотограф забрался в воду по грудь, чтобы запечатлеть этот «фестиваль размножения» на рассвете. При взгляде на снимок почти слышны брачные крики карабкающихся на пальмовые листья самцов древесных лягушек, в то время когда самки откладывают на эти ветви яйца — около 200 за раз. Позже они падают в воду, превратившись в головастиков.

Категория —«Поведение: земноводные и рептилии«.

«Снежный олень», Джошуа Кокс, 8 лет, Великобритания

Автор фото, Joshua Cox

Юному Джошуа было всего шесть лет, когда он сфотографировал этого величественного оленя во время сильного снегопада в Ричмонд-парке в Лондоне. Он начал пользоваться игрушечной камерой, когда был совсем малышом, и перешел на компактную камеру незадолго до того, как был сделан этот снимок.

«Олень выглядел так, будто он принимает снежный душ», — сказал Джошуа.

Категория:«10 лет и младше«

Чтобы продолжать получать новости Би-би-си, подпишитесь на наши каналы:

  • Telegram
  • Twitter

Подпишитесь на нашу рассылку «Контекст»: она поможет вам разобраться в событиях.

«Думают» ли обезьяны | Наука и жизнь

От обезьян Старого Света произошел в отдаленную эпоху человек — чудо и слава Вселенной, и каждый, кто не довольствуется, подобно дикарю, взглядом на явления природы, как на события, не связанные между собой, не будет более в состоянии допустить, что человек есть произведение отдельного акта сотворения. Эти слова принадлежат Чарлзу Дарвину, создателю научной теории развития органического мира. Конечно, и до него обращали внимание на поразительное во многих отношениях сходство обезьян с людьми. Знаменитый шведский натуралист XVIII века Карл Линней, классифицируя различные виды животных, отнес человекообразных обезьян к одной группе с человеком — в семейство «приматов» (что значит «высшие»). Но только Дарвин сумел показать, что за внешним сходством здесь кроется общность происхождения. На огромном фактическом материале он обосновал теорию о происхождении человека от высшей породы древних обезьян. Эта теория была подтверждена в дальнейшем многочисленными исследованиями и прочно вошла в науку как неопровержимая истина. Сравнительно — анатомические данные служат ярким свидетельством близкого родства человека и человекообразных обезьян (особенно шимпанзе). У них одинаковое число, строение и расположение зубов, очень сходно строение костей руки, мускулатуры, кровеносной системы, почти одинакова продолжительность беременности, родственен состав крови; шимпанзе болеют теми же болезнями, что и люди, и т. д. Очень важно также сходство в развитии зародышей. Различия между организмами человека и обезьяны касаются в основном степени развития ряда органов, прежде всего мозга. Если у человека вместимость черепа в среднем составляет I 450 кубических сантиметров, то у шимпанзе — всего 400; если у человека вес тела в 55 раз превышает вес мозга, то у шимпанзе—в 200 раз (у других человекообразных обезьян — гиббона, орангутана, гориллы — мозг еще меньше сравнительно с весом тела).

Легко обучить обезьяну открывать сложные запоры.

Обезьяна подбирает палку такой формы, чтобы она вошла в отверстие.

Выражение чувств у шимпанзе по Н. Н. Ладыгиной-Котс).

Из многих тесемок шимпанзе безошибочно выбирает ту, которая привязана к яблоку.</p>

Шимпанзе гасит свечи.

Если приманка подвешена высоко сооружается пирамида из ящиков.</p>

Обезьяна заливает водой огонь, чтобы добраться до приманки.

Открыть в полном размере

Вывод о происхождении человека от обезьяны не оставил камня на камне от мифов о «творении» человека богом. Не в состоянии опровергнуть этот вывод науки, многие защитники религии стали утверждать, что «бессмертная душа» человека якобы является творением божества, что, каково бы ни было сходство между организмами человека и обезьяны, человеческое сознание, мышление якобы не имеет ничего общего с психикой животных.

Понятен интерес ученых к психической деятельности человекообразных обезьян. Ценные экспериментальные исследования этого вопроса проведены за последние полвека в ряде стран, в частности, в Германия (В, Кёлером), в США (P. Йерксом). Однако с тем объяснением, которое давали эти ученые действиям подопытных животных, в большинстве случаев согласиться нельзя. Теоретическую основу их составляли идеалистические теории, господствующие в буржуазной науке.

В нашей стране впервые в 1913 году приступила к изучению психики высших обезьян (шимпанзе) и успешно работает в этой области Н. Н. Ладыгина-Коте. В последние годы своей жизни (1933—1936) много занимался человекообразными обезьянами великий физиолог И. П. Павлов; опыты, которые он начал, в дальнейшем были продолжены его учениками. Обширный материал собран также в Сухумском питомнике (где разводятся низшие обезьяны) Н. Ю. Войтонисом и Н. А. Тих. Новые данные в изучении навыков и зачатков интеллектуальных действий у шимпанзе получены и наших опытах.

Что же показали эти исследования?

Американский ученый Р. Йеркс назвал одну из своих книг о шимпанзе «Почти человек». Он утверждал, что обезьяне присущи почти все сложные психические функции («разум»), которые свойственны людям.

При поверхностном наблюдении за некоторыми действиями обезьян такой вывод может показаться оправданным. В самом деле, кто не видел в цирке дрессированных обезьян? Там шимпанзе ходят в костюме и ботинках, со шляпой на голове, ездят на велосипеде, курят папиросы, моют руки мылом, чистят зубы, вытираются полотенцем, пользуются за столом ложкой, вилкой и т. д. Однако факты доказывают, что в таких действиях поведение обезьян только внешне сходно с человеческим. Даже самая лучшая из дрессированных шимпанзе способна после умывания съесть мыло, зубной порошок и закусить зубной щеткой. Совершенно антинаучным является поэтому то перенесение на обезьян человеческих черт поведения (антропоморфизм), которым насыщены некоторые кинофильмы из жизни животных. Например, в известной картине «Тарзан» обезьяна показана более умной и рассудительной, чем окружающие её люди. Здесь заснято, конечно, дрессированное животное, причем кадры его ошибочных действий исключены. Очевидна тенденциозность таких произведений, подводящих под один знаменатель зверя и человека и даже возвышающих зверя над человеком.

Научные исследования, опирающиеся на анализ опытов, раскрывают действительно большую сложность поведения человекообразных обезьян и в то же время показывают глубокие различия между ним и поведением людей.

В многочисленных опытах разных ученых обезьяны (обычно шимпанзе), стремясь добраться до приманки, манипулировали с ящиками, палками, тесемками, открывали запоры, находили выход из лабиринтов и т. п. Один из сложных опытов, проведенных в лаборатории И. П. Павлова с шимпанзе Рафаэлем, выглядел так. Через окно комнаты обезьяне показали приманку — гроздь винограда, подвешенную над площадкой вольеры. Рафаэль бросился к выходу, но дверь во двор была заперта. Тогда шимпанзе направился в соседнюю комнату, где лежали ключи, выбрал из них нужный, открыл с его помощью дверь и выскочил в вольеру. Но приманка оказалась недосягаемой: её повесили над площадкой на высоте четырех метров. В разных местах площадки находились кубические ящики различных размеров. Шимпанзе положил самый большой ящик под приманкой, взгромоздил на него несколько ящиков в порядке убывающей величины, забрался на построенную таким образом пирамиду и достал виноград.

Проделать всю эту «операцию» Рафаэль смог благодаря тому, что в его мозгу образовалась целая цепь ассоциаций — условных связей (дверь и ключ, ящики и пирамида к т. д.). Возникали же эти ассоциации отнюдь не как внезапные «догадки». Для того, чтобы обезьяна «догадалась» составлять пирамиду из шести ящиков, потребовалась длинная серия опытов, занявших почти четыре месяца. Долгое время обезьяны беспорядочно нагромождали ящики один на другой, пытались ставить больший из них на меньший, ставили один ящик на край другого, иногда клали его себе на голову или, держа в руках, старались тут же на него вскочить и т. п. После многих сотен неудачных попыток обезьяна наконец совершала правильное действие и овладевала приманкой. Те действия, которые вели к достижению цели, закреплялись в виде довольно устойчивых ассоциаций, остальные же затормозились и угасли. Поэтому в дальнейшем обезьяна уже шла к цели кратчайшим путем.

Большой интерес представляют манипуляции шимпанзе с палкой. В наших опытах обезьяны без всякого предварительного обучения подтягивали к себе палкой подвешенную или положенную за решеткой приманку, выталкивали или обводили ее вдоль препятствий, сбивали палками фрукты, подвешенные к потолку, опираясь на шест, прыгали вверх, пытаясь их достать; короткой палкой они подтягивали длинную, чтобы с ее помощью достать приманку. Иногда они пользовались палками как рычагами, сдвигали ими тяжелые предметы, ломали решетки, били стекло, толкали друг друга и людей и т. д. Маленькими палочками шимпанзе пользовались вместо ложки — макали их в пищу и облизывали.

Подобные действия навели некоторых зарубежных исследователей па мысль о том, что обезьяны применяют палки как «орудия труда». В некоторых же опытах обезьяны как будто «изготовляли» орудия. Так, если имелись короткие палки разной толщины с отверстиями в торце, обезьяна вставляла одну палку в другую, «изготовляя» палку нужной длины. Один из изучавшихся нами шимпанзе после первых таких опыта сломал все деревянные предметы, имевшиеся в клетке, и наготовил из них груду палок.

Но между действиями обезьян и трудом человека общего очень мало. Шимпанзе легко совершают сложные манипуляции с палками, потому что в природных условиях им приходилось ломать ветви и сплетать из них гнезда, сбивать плоды с деревьев. Конечно, умение обезьян орудовать с палками говорит об их развитии; это умение должно было сыграть колоссальную роль в процессе перехода от обезьяны к человеку. Но действия обезьяны с палкой — это не труд, ибо в них нет той планомерной целеустремленности, которая характерна только для людей. Эти действия биологически обусловлены и ограничены обычно добыванием приманки. Что же касается фактов кажущегося «изготовления» орудий обезьянами, то это просто случайный результат хаотических действии или подражания людям. Перед тем как соединить две палки в одну, обезьяна втыкала палку в пол, в решетку, в поперечные отверстия другой палки и т. п. Никакой сознательной преднамеренности в этих действиях явно не было, — значит, не было и действительного изготовления орудий.

Многие якобы «трудовые» действия обезьян при ближайшем рассмотрении оказываются бессмысленным подражанием аналогичным поступкам людей. Так, когда нашим подопытным шимпанзе давали молоток, гвозди и недостроенный ящик, они вколачивали гвозди куда попало: в пол, стены и потолок, ломали ящик, а молотком швыряли в окно или в электрическую лампу. Несколько шимпанзе «подметали» метлой и «мыли» тряпкой пол. Однако на деле они только разбрасывали метлой мусор по клетке; действуя мокрой тряпкой, они не мыли пол, а размазывали по нему грязь. Когда им давали пустое ведро с сухой тряпкой, они опускали тряпку в ведро, выкручивали, отжимали ее над ведром м водили тряпкой но сухому полу.

Но что заставляет обезьян проделывать всевозможные манипуляции с палками (да и вообще с любым новым предметом, попавшим им в руки)? Всем животным в большей или меньшей мере, свойствен рефлекс, который Павлов назвал «ориентировочно-исследовательским», или, иначе, рефлексом «что такое?» Он выражается в том, что, попав в новые условия, животное стремится «ознакомиться» с ними: определить вероятное местонахождение пищи, возможные опасности и т.д. Рефлекс этот естественно выработался в борьбе за жизнь. У низших животных он весьма ограничен: они «проявляют интерес» только к предметам, непосредственно связанным с их биологическими потребностями. У обезьян же исследовательский рефлекс развит чрезвычайно сильно: их «любопытство» возбуждает любой новый предмет, любое необычное движение, хотя бы и никак не связанное с пищей, угрозой и т. п. Это объясняется естественными условиями, в которых живут обезьяны в лесах (где каждое движение открывает новые объекты для восприятия и требует новой ориентировки), сложным развитием их мозга и рук, способностью ассоциировать различные предметы и явления и другими факторами. И. П. Павлов подчеркивал, что «постоянное стремление исследования», которым охвачены обезьяны, роднит их с человеком. Именно большая природная (то есть возникшая в естественных условиях) восприимчивость обезьян объясняет тот факт, что они очень легко обучаются различным сложным действиям в неволе.

Опыты показали при этом, что животные быстро овладевают действиями, подобными тем, которые они совершают в природе, и с большим трудом справляются с задачами, которые им в естественных условиях решать не приходилось. Оказалось, например, что подопытные крысы, которым часто приходится пробираться по темным проходам, легче находят выход из лабиринта, чем обезьяны.

Характерны в этом отношении поставленные нами многочисленные опыты, в которых животные должны были тянуть за тесемку, чтобы достать привязанную к ней приманку. Собаки, белки, крысы с такими задачами или совсем не справлялись, или решали их случайно (после многих хаотических движений задевали тесемку лапой). Шимпанзе же сразу, без предварительных неудачных попыток хватали тесемку и тянули приманку к себе. Если тесемка укладывалась за решеткой так, что шимпанзе не мог достать до нее рукой, он брал палку и подтягивал конец тесемки к себе. Если к приманке было протянуто несколько тесемок, из которых одна только была к ней привязана, обезьяна легко выбирала нужную и тянула именно за нее, не трогая остальных. Следовательно, обезьяна верно ориентировалась в обстановке, установив зрительно связь между тесемкой и приманкой. Но когда задача была поставлена так, что нужно было потянуть за оба конца тесемки (пропущенной сквозь ручку чашки), обезьяна не смогла ее решить даже после сотен попыток. Дело в том, что в естественной обстановке шимпанзе часто приходится притягивать ветку, доставая плод; тесемки же, которые нужно тянуть за оба конца сразу, им, понятно, никогда не были знакомы. Стоит отметить, что двухлетние дети очень легко научались решать эту задачу. Они даже сами восстанавливали экспериментальную обстановку: ставили на стол чашку, соответствующим образом укладывали тесемку и тянули за оба ее конца.

Анализ обширного опытного материала показывает правильность вывода, который Н. Н. Ладыгина-Котс противопоставила упомянутому выше положению Р. Йеркса: «Мы вполне определенно можем сказать, что шимпанзе — это не только не «почти человек», а это — никоим образом не человек». Но этот материал вовсе не подтверждает заключений некоторых исследователей об отсутствии у обезьян каких бы то ни было мыслительных операции. В опытах Н. Н. Ладыгиной-Котс обезьяне показывали небольшую фигуру определенной формы: куб, конус, шар и т. п., — и она по этому образцу выбирала такие же из большого числа установленных перед ней различных фигурок. Следовательно, обезьяна совершала анализ, вычленяя одни из признаков данных предметов (форму) и отвлекаясь от других признаков. Во многих опытах, например, когда обезьяна открывала ящики с помощью палки или составляла пирамиду из ящиков, наглядно проявлялась способность этих животных производить синтез. Аналитико-синтетическая деятельность мозга — это и есть мышление. Обезьянам присуща, следовательно, способность к элементарному мышлению, причем у них она развита несравненно больше, чем у других животных, например, собак.

Мышление животных отлично от человеческого тем, что оно, по выражению И. П. Павлова, является конкретным. Обезьяна оперирует с конкретными образами предметов и их связей, но не с отвлеченными понятиями.

В лаборатории И. П. Павлова был осуществлен сложный опыт из серии «огонь и вода». Шимпанзе Рафаэль находился на плоту. В руках обезьяны была кружка, которой она только что пользовалась, зачерпывая воду из пруда и обливаясь. Но когда перед Рафаэлем появилась приманка, загороженная огнем, он, как делал в подобных случаях в лаборатории, отправился к баку с водой, стоявшему на другом плоту. Добравшись с большим трудом (с помощью шеста) до бака, он налил воду в кружку, вернулся обратно, залил огонь и достал приманку. Когда бак с водой был убран, обезьяна лишь после многих бесцельных хаотических движений зачерпнула кружкой воду из пруда и залила огонь. У нее, очевидно, не существовало обобщенного понятия о воде и только после многих бесплодных попыток образовалась связь между водой из пруда и водой из бака.

Абстрактные, отвлеченные понятия, которыми характеризуется человеческое мышление, образуются на базе особых, свойственных только людям условных раздражителей — слов. У обезьян же такой способности нет. Издаваемые ими звуки выражают только эмоциональное состояние животных, но никак не являются словами. Отсутствие у обезьян языка убедительно доказано опытами Н. А. Тих. Не увенчались успехом попытки некоторых зарубежных ученых научить детенышей человекообразных обезьян говорить. Голосовые связки обезьяны не приспособлены к членораздельной речи. Не имея языка, слов, обезьяны не могут иметь и абстрактных понятий. Если человек, решая какую-либо задачу, может спокойно обдумать ее (сопровождая это «думание» речью — вслух или «про себя»), то обезьяны этого никогда не делают: их мышление всегда проявляется в действиях, в движениях, В первую очередь при этом действуют руки обезьян, почему И. П. Павлов и называл их мышление «ручным».

Многочисленные опыты ученых говорят о высоком развитии психики обезьян по сравнению с другими животными, Обезьяны обладают большой восприимчивостью, разлитым ориентировочно-исследовательским рефлексом, зачатками мышления (конкретное, «ручное» мышление). Эти особенности помогли некогда какой-то высшей породе человекообразных обезьян взять в руки палку и камень, а в дальнейшем перейти к систематическому изготовлению орудий — труду, превратиться в людей. Вместе с этим между психикой современных человекообразных обезьян и человеческой психикой существуют коренные, качественные различия, связанные с тем, что у обезьян нет трудовой деятельности, нет языка и абстрактного мышления. Эти отличия говорят не об «особом акте творения» человека. Они лишь свидетельствуют о том, что ископаемых родичей современных обезьян отделяют от людей сотни тысяч лет эволюционного развития, сотни тысяч, лет трудовой деятельности, которая выпрямила походку обезьян, развила их руки, усовершенствовала мозг и которая вместе с речью в конечном счете превратила обезьяну в человека.

Буква М для обезьяны — Признания школьника

Алфавит / домашнее обучение

У меня было несколько просьб выпустить альтернативу моему письму M для деятельности m&m; из-за диетических ограничений, поэтому я представляю вам Letter M для обезьян !

В настоящее время я , а не планирую изменить это в своем учебном плане «Письмо недели», если только не возникнет шумихи и все не предпочтут мартышки M&M’s. Так что на данный момент этот вариант является самостоятельным, загружайте любой набор букв. Надеюсь, вам понравится!

Буква М Памятный стих:
«Мои овцы слушаются моего голоса; Я знаю их, и они следуют за мной». John 10-27
Сыграйте в игру «Следуй за пастырем», завяжи глаза своим детям, и пусть они будут следовать твоему голосу!

Прочитай Чика Чика Бум Бум и нарисуй букву М на нашем Алфавитном Дереве! Вы можете скачать мой маленький алфавит здесь.

Время песни:
Hide ‘Em in Your Heart Vol 1
Hide ‘Em In Your Heart Songs – Vol 2

Большие номера этажей: Это 8×10, и я вырезал их и положил на пол в миксе или числовой порядок. Затем мы играем в игру, где я называю номер, и она прыгает на него! Отлично подходит для распознавания чисел и небольшого упражнения!

Начертание буквы M: я ламинирую его и использую с маркерами Expo Dry Erase Markers для подготовки к письму.

Буква M Практика резки: просто, просто потренируйтесь резать по линиям.

Буква M Магнит Страница: Я использую эти магниты с Amazon: 100 шт. Силовых магнитов

Узор обезьяны Упражнение: Вырежьте прикрепленные детали и продолжайте узор!

Головоломка с обезьянами: в этой головоломке есть линии, позволяющие сделать довольно простую головоломку из 6 частей.

Карточки со шнуровкой большими буквами: я ламинирую их, а затем пробиваю отверстия через каждый дюйм или около того. Мы также обнаружили, что можем строить буквы, используя наши 1-дюймовые строительные кубики, мы чередуем цвета, чтобы создать узор одновременно! 2 на 1!

Счет обезьян: просто посчитайте обезьян на каждой карточке, а затем напишите на них правильное число! Я наклеил точки-липучки на пустую часть карточек, а также на цифры, чтобы они оставались на месте.

Пазлы в форме обезьяны: я ламинирую их, а затем разрезаю пополам разными способами, чтобы получились милые маленькие пазлы.

Карточки с числами обезьян: вы можете использовать этих маленьких парней несколькими способами; Пусть ваш ребенок расставит их по порядку, прикрепит к ним мини-булавки для одежды (правильное количество булавок зависит от номера на карточке) или цветные скрепки, или, эй, даже m&m;’s!

Сопоставление букв обезьяны: в этой игре я использую диски с прописными и строчными буквами. Если вы ищете более сложные задачи, дайте эту игру своему ученику в качестве игры на совпадение заглавных и строчных букв, используя карту с прописными буквами и диски со строчными буквами или наоборот! Нажмите здесь, чтобы увидеть процесс изготовления букв.

Карточки со шнуровкой «Обезьяна»: я обязательно заламинирую эту карточку, просто для долговечности. Научите своего ребенка, как делать узоры во время шнуровки, например, идти внутрь-наружу-наружу или всегда подниматься снизу, посмотрите, какие разные узоры шнуровки вы можете сделать!

Сортировка по размеру обезьяны: Просто расставьте m&m;’s в порядке от меньшего к большему, а затем наоборот!

Игра на сортировку заглавных и строчных букв Mm: используйте элементы игры на странице 2 этой загрузки, чтобы отсортировать заглавные и строчные буквы M.

Буква М Scavenger Hunt: Наполните свою коробку вещами, имена которых начинаются на М!

Обезьяна Навыки предварительного письма: Я ламинирую их, затем пробиваю дыроколом верхний левый угол и скрепляю кольцом для ключей. Затем мы используем сухое стирание, чтобы попрактиковаться в своих навыках письма.

Карточки-конструкторы «Обезьяна». Эти задания отлично подходят для развития пространственных отношений, закономерностей, логических рассуждений, геометрических понятий и вычислительных навыков. Страница 2 содержит карточки с обезьянами, которые вы можете использовать для создания/копирования рисунка на карточке здания.

Буква M Страница Do-A-Dot: Мы используем художественные маркеры Do-a-Dot!

Лист для раскраски обезьяны: можно использовать с маркерами, цветными мелками, краской или чем угодно еще!

Рабочие листы для создания коллажей. В комплект входят буквы от A до Z, а также лист идей для коллажей. Мы используем элементы коллажа как объекты, чтобы украсить наши буквы для алфавита. Мы также раскрашиваем, раскрашиваем и штампуем их. Поскольку мы используем как верхний, так и нижний регистр, я предоставил вам оба! Нажмите здесь, чтобы загрузить коллажи из писем:

  • Прописные буквы A-Z Рабочие листы
  • Строчные буквы а-я Рабочие листы

Строители букв из пенопласта: я вырезал фигуры из пенопласта и позволил ей использовать их для изготовления букв. Вы также можете использовать мои конструкторы магнитных букв!

11 x 11 Pin Geoboard: мы используем их для создания букв, цифр, фигур и т. д.!

Научный эксперимент:
1. Плавающие M’s: загляните в Candy Experiments для веселого научного проекта с m&m;’s! (p.s. у них есть много других забавных идей!)
2. Цветоделение (хроматография)

Ночь для всей семьи:
Лосиная мука Лосиная мука может быть какой угодно. Когда я его делаю, я просто готовлю попкорн и смешиваю его с другими вещами, которые нравятся детям. Вы можете использовать M&M’s, орехи, крендельки и т. д. Положите их в пакетики, и дети подумают, что это настоящий Moose Munch. (Если вы хотите попробовать взрослую лосиную муку, обязательно попробуйте лосиную муку Гарри и Дэвида.)

Ночь кино:

Рассказы о вегетарианцах: Миннесота Кук и поиски зонта Ноя
Мадагаскар
Корпорация монстров

Вы можете получить все мои распечатки с алфавитом «Письмо недели» вместе с ежедневными планами уроков ниже!

Кредит:

Симпатичная маленькая обезьяна, используемая в этом наборе от

Mindy Terasawa at www. designerdigitals.com

.

Эрика

Я христианин, мама, жена, домашний школьник, YouTuber, автор и квилтер.

Просмотреть все сообщения Эрики

Раскрытие информации: некоторые ссылки в этом посте могут быть партнерскими ссылками. Я также являюсь партнером Amazon. Если вы купите по моей ссылке, вы не заплатите ни копейки больше, однако я получу небольшой процент обратно. Спасибо, что помогаете поддерживать мой блог таким образом! Тем не менее, я НЕ рекомендую ничего, что мы не используем и не любим!

Bonobo — Наберите «M», чтобы увидеть обзоры альбомов Monkey, песни и многое другое

  • AllMusic Рейтинг

    8

  • Пользовательский рейтинг (0)

  • Ваш рейтинг

  • Обзор

  • Отзывы Пользователей

  • Кредиты

  • Релизы

  • Похожие альбомы

Поделись

Наберите «M» для просмотра Monkey Review

Джона Буша

Проект Саймона Грина Bonobo, возможно, не пользуется уважением разборчивых, дальновидных поклонников электроники, но его мелодичная мрачная поп-музыка не менее интересна из-за отсутствия вычислительной мощности — на самом деле, Наберите «М» для Обезьяны более интригующе для его внимание сосредоточено на различимых мелодиях, а также на экспериментальных образцах. Второй настоящий альбом Bonobo Грина представляет собой модель структуры и экономики; хотя он использует всего несколько элементов для каждой песни и редко меняет ритм, результаты всегда завораживают. Брейкбиты звучат в большинстве этих треков, что соответствует его выпуску на Ninja Tune, хотя, как и его коллега по лейблу Fog, интересы Грина не связаны с хип-хопом или даже трип-хопом; его влияния охватывают альтернативный рок («Something for Windy» напоминает The Cure) и мировую музыку (эти индонезийские колокольчики гамелана управляют «D Song» или что-то из детской игрушки?).

Отслеживание

Название/Композитор Исполнитель Время Поток
1

Ноктуарий

Саймон Грин

бонобо

05:22 SpotifyAmazon
2

Флаттер

Саймон Грин

бонобо

04:44 SpotifyAmazon
3

D Песня

Саймон Грин

бонобо

05:20 SpotifyAmazon
4

Изменить вниз

Саймон Грин

бонобо

04:33 SpotifyAmazon
5

Своенравный Боб

Саймон Грин

бонобо

04:39 SpotifyAmazon
6

Забрать

Саймон Грин

бонобо

04:09 SpotifyAmazon
7

Кое-что для Винди

Саймон Грин

бонобо

01:11 SpotifyAmazon
8

Ничего не должен

Саймон Грин

бонобо

06:16 SpotifyAmazon
9

Световой узор

Саймон Грин

бонобо

05:14 SpotifyAmazon

синяя подсветка обозначает выбор трека

Наберите «M» для получения информации об альбоме Monkey

Дата выпуска

17 июня 2003 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *