Как устроены пищевые цепи в природе. Кто кого ест в экосистемах. Почему важны все звенья пищевой цепи. Какую роль играют хищники и травоядные. Как энергия перемещается в пищевых сетях.
Содержание
Что такое пищевые цепи и сети в природе
Пищевые цепи и сети — это способ описания того, как энергия и питательные вещества перемещаются между различными организмами в экосистеме. Они показывают, кто кого ест и как связаны между собой разные виды живых существ.
Основные компоненты пищевых цепей
В любой пищевой цепи можно выделить несколько ключевых звеньев:
- Продуценты (производители) — растения и другие организмы, способные самостоятельно производить органические вещества из неорганических. Они являются началом большинства пищевых цепей.
- Консументы (потребители) — организмы, питающиеся другими организмами. Делятся на несколько уровней:
- Первичные консументы — травоядные животные, питающиеся растениями
- Вторичные консументы — хищники, поедающие травоядных
- Третичные консументы — хищники, питающиеся другими хищниками
- Редуценты (разрушители) — грибы, бактерии и другие организмы, разлагающие остатки растений и животных
Как устроены пищевые цепи
Простая пищевая цепь может выглядеть так:
Трава → Кузнечик → Лягушка → Змея → Ястреб
Здесь трава является продуцентом, кузнечик — первичным консументом, лягушка — вторичным, змея — третичным, а ястреб — конечным звеном цепи.
Однако в реальных экосистемах связи между видами гораздо сложнее и образуют целые пищевые сети. Например, ястреб может питаться не только змеями, но и мелкими грызунами. А те же грызуны могут поедать и растения, и насекомых.
Почему важны все звенья пищевой цепи
Каждый организм в пищевой цепи играет свою важную роль:
- Продуценты создают первичную биомассу и обеспечивают энергией все последующие звенья
- Травоядные регулируют численность растений и распространяют их семена
- Хищники контролируют популяции травоядных, не давая им чрезмерно размножаться
- Редуценты возвращают питательные вещества в почву, замыкая круговорот
При выпадении даже одного звена вся система может разбалансироваться. Например, уничтожение хищников приводит к резкому росту числа травоядных и истощению растительности.
Какую роль играют вершины пищевых цепей
Крупные хищники, находящиеся на вершине пищевых цепей, особенно важны для поддержания равновесия в экосистемах. Они:
- Регулируют численность травоядных животных
- Отбраковывают больных и слабых особей, оздоравливая популяции жертв
- Влияют на поведение и распределение травоядных в пространстве
- Поддерживают видовое разнообразие экосистем
Поэтому сохранение крупных хищников критически важно для поддержания здоровья природных сообществ.
Как энергия перемещается в пищевых цепях
Движение энергии в пищевых цепях подчиняется важному правилу: на каждом трофическом уровне теряется примерно 90% энергии. То есть:
- Из 1000 единиц энергии, запасенной растениями, травоядным достанется только 100
- Хищник, съевший травоядное, получит лишь 10 единиц
- До вершины пищевой цепи дойдет всего 1 единица исходной энергии
Это объясняет, почему в природе обычно гораздо больше травоядных, чем хищников, и почему пищевые цепи редко бывают длиннее 4-5 звеньев.
Экологические пирамиды
Распределение биомассы и энергии между трофическими уровнями часто изображают в виде экологических пирамид:
- Пирамида чисел показывает количество особей на каждом уровне
- Пирамида биомасс отражает общую массу организмов
- Пирамида энергии демонстрирует поток энергии между уровнями
Все эти пирамиды имеют широкое основание (продуценты) и сужаются к вершине (высшие хищники).
Примеры пищевых цепей в разных экосистемах
Пищевая цепь в лесу
Типичная лесная пищевая цепь может выглядеть так:
Дуб → Белка → Куница → Рысь
Здесь дуб является продуцентом, белка — первичным консументом, куница — вторичным, а рысь — третичным консументом.
Пищевая цепь в пресном водоеме
В озере или реке пищевая цепь может быть такой:
Водоросли → Зоопланктон → Мелкая рыба → Щука
Водоросли выступают продуцентами, зоопланктон — первичными консументами, мелкие рыбы — вторичными, а щука — вершиной пищевой цепи.
Пищевая цепь в море
Морская пищевая цепь может выглядеть следующим образом:
Фитопланктон → Криль → Сельдь → Тунец → Акула
Здесь фитопланктон — продуцент, криль — первичный консумент, сельдь — вторичный, тунец — третичный, а акула — высший хищник.
Как человек влияет на пищевые цепи
Деятельность человека оказывает серьезное влияние на природные пищевые цепи:
- Уничтожение местообитаний нарушает связи между видами
- Чрезмерная охота и рыболовство подрывают популяции ключевых видов
- Загрязнение среды ведет к накоплению токсинов в пищевых цепях
- Интродукция чужеродных видов меняет сложившиеся пищевые сети
- Изменение климата влияет на доступность пищевых ресурсов
Все это может приводить к серьезным нарушениям в функционировании экосистем.
Как сохранить природные пищевые цепи
Для поддержания здоровых пищевых сетей необходимо:
- Сохранять природные местообитания видов
- Контролировать промысел и охоту
- Бороться с браконьерством
- Снижать загрязнение окружающей среды
- Восстанавливать нарушенные экосистемы
- Сохранять редкие и ключевые виды
Только комплексный подход позволит сберечь сложные взаимосвязи между организмами в природе.
Интересные факты о пищевых цепях
- Самые длинные пищевые цепи обнаружены в океане и могут включать до 7 звеньев
- В почвенных пищевых сетях может быть задействовано до нескольких тысяч видов организмов
- Некоторые паразиты способны менять поведение своих хозяев, влияя на пищевые цепи
- Один вид может занимать разные позиции в пищевой цепи на разных стадиях жизненного цикла
- Пищевые цепи могут связывать между собой даже отдаленные экосистемы, например, через миграции птиц
Заключение
Пищевые цепи и сети — это сложные и хрупкие системы связей между живыми организмами. Они обеспечивают круговорот веществ и энергии в природе. Понимание принципов их функционирования критически важно для сохранения биологического разнообразия и поддержания здоровья экосистем нашей планеты.
Кто что ест? – цепи питания (3 класс, окружающий мир)
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 1063.
Обновлено 6 Августа, 2021
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 1063.
Обновлено 6 Августа, 2021
Чтобы получать энергию для жизненно важных процессов, все существа должны питаться. Многообразие животного мира отразилось и на способах питания: кто-то питается свежим мясом, кто-то – ягодами и травой, а кто-то может питаться и тем, и другим. Выясним, кто что ест и как добывает себе пропитание.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Акулинкиной Татьяной Николаевной.
Опыт работы преподавателем — более 48 лет.
Способы питания
Нашу планету населяют очень разные животные: от простейших микроорганизмов и до таких гигантов как африканский слон или синий кит. Чтобы двигаться, дышать, размножаться, все животные должны регулярно получать привычную пищу.
В зависимости от способа питания животных делят на следующие группы:
- Травоядные
К ним относятся животные, питающиеся исключительно растительной пищей. Среди домашних животных это лошади, овцы, коровы, козы. Среди диких зверей – зайцы, косули, олени, лоси. Их зубы имеют особое строение, помогающее им с легкостью срывать и перетирать жесткие растения.
Поскольку растительная пища не отличается высокой калорийностью, травоядным животным приходится ежедневно проводить много времени за ее поеданием.
Рис. 1. Овцы на пастбище.
Быстро и эффективно переваривать большие порции растительной пищи травоядным животным помогают специальные бактерии, обитающие в кишечнике или желудке.
- Плотоядные или хищники
К ним относятся животные, которым для поддержания жизненных сил необходимо мясо других животных. Домашние хищники – собаки, коты, дикие плотоядные животные – это лисы, волки, тигры и львы и многие другие.
Процесс питания хищников резко отличается от травоядных. Чтобы захватывать и крепко удерживать добычу, у них предусмотрены хорошо развитые острые и нередко очень большие клыки. За отрывание кусков мяса отвечают резцы, а за его измельчение – коренные зубы.
Рис. 2. Лев с добычей.
Чтобы выследить, догнать и захватить добычу, хищникам, порой, приходится потратить не один день. Однако это того стоит: после удачной охоты плотоядные животные могут долгое время обходиться без пищи.
- Всеядные
Существуют животные, которые в равной степени могут питаться как растительной, так и животной пищей. К ним относятся медведи, свиньи, ежи.
В природе есть и такие животные, которые питаются падалью, тем самым не допуская развития инфекций. К таким животным относятся гиены, вороны, грифы, некоторые виды жуков и червей. Их называют падальщиками или санитарами природы.
Кто что ест: цепи питания
Все животные, так или иначе, связаны друг с другом в цепи питания: кто-то ест растения, а кто-то – других животных.
Поскольку растения являются основной пищей травоядных животных, то они занимают первое место в цепи питания.
Только растения способны синтезировать питательные вещества из воды и углекислого газа под воздействием солнца. Таким образом, они являются прекрасным источником пищи для многих видов животных.
Рис. 3. Растения – ценный источник пищи.
Второе место отведено растительноядным животным.
Третье место занимают хищные представители животного мира.
Пример цепи питания: зерно – мышь – лиса.
На первый взгляд может показаться, что жизнь на Земле была бы куда приятнее, если бы не было насекомых, змей, лягушек. Но все они являются важными звеньями в цепи питания. Не будь их на планете, нарушилось бы столь хрупкое экологическое равновесие: больные животные распространяли бы инфекции, заражая других животных и людей, не опылялись бы растения и терялись урожаи. Абсолютно все животные на Земле имеют большую ценность!
Что мы узнали?
При изучении одной из важных тем программы окружающего мира за 3 класс мы узнали, на какие группы делятся животные в зависимости от способа питания. Все хищники, травоядные и всеядные животные самым тесным образом связаны между собой в цепи питания.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Гульжан Жусупова
8/10
Ирина Иванова
10/10
Юрий Козуб
10/10
Карина Телухина
10/10
Оценка доклада
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 1063.
А какая ваша оценка?
Страница 97 — ГДЗ Окружающий мир 3 класс. Плешаков. Учебник часть 1. Новая редакция, 2019-2022 г
- Главная
- ГДЗ
-
3 класс -
Окружающий мир - Плешаков. Учебник
- Страница 97. Часть 1
Смотрите также:
-
Страница 97 в старой редакции (2011 — 2018 г.)
- Учебник старой редакции (2011 — 2018 г.)
Вернуться к содержанию учебника
Вопрос
Обсудим!
1. Почему цепи питания начинаются с растений?
2. Что произошло бы, если на Земле не осталось бы лягушек, змей, сов, стрекоз?
3. Как приспособлены к зимним условиям животные вашего края.
Ответ
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Вопрос
Проверь себя
1. На какие группы делят животных в зависимости от их питания?
2. Что такое цепь питания? Приведи пример.
3. Расскажи на примерах о приспособленности животных к добыванию пищи и защите от врагов.
Ответ
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Вопрос
Задания для домашней работы (на выбор)
1. Изготовь модель цепи питания, о которой не говорилось в учебнике. В классе сравни её с моделями, которые сделали твои товарищи.
2. В книге «Зелёные страницы» прочитай рассказ о божьих коровках. Обрати внимание, чем они питаются. Как ты относишься к божьим коровкам?
3. Чем питаются дятел, клёст и попугай? Как их клювы приспособлены к добыванию пищи?
Ответ
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Вернуться к содержанию учебника
Смотрите также:
-
Страница 97 в старой редакции (2011 — 2018 г.)
- Учебник старой редакции (2011 — 2018 г.)
20 увлекательных способов обучения детей пищевым сетям
Изучение пищевых сетей помогает маленьким детям узнать о зависимых отношениях в их мире. Пищевые сети помогают объяснить, как энергия передается между видами в экосистеме.
1. Шаг вперед! Ходячая пищевая сеть
Есть несколько способов использования этой сети, один из которых заключается в том, чтобы каждый ребенок стал единицей энергии и прошел свой путь через пищевую сеть, написав о том, как передается энергия.
Узнать больше: The Science Penguin
2. Проект Лесной пищевой пирамиды
После изучения растений и животных попросите учащихся написать о связи лесных животных в пищевой цепи. Распечатайте шаблон пирамиды и обозначьте пищевую цепь вверх по пирамиде. Этикетки включают производителя, первичного потребителя, вторичного потребителя и конечного потребителя с соответствующим изображением. Затем учащиеся вырезают шаблон и формируют из него пирамиду.
Дополнительная информация: Образование
3. Устройте цифровую битву за еду
В этой онлайн-игре студенты или группы студентов выбирают наилучший путь энергии для выживания двух животных. В эту игру можно играть несколько раз с различными комбинациями животных, с которыми можно соревноваться.
Узнать больше: Brain Pop
4. Игрушечная дорожка пищевой цепи
Начните со сбора различных игрушечных животных и растений. Создайте несколько стрелок и попросите учащихся настроить игрушечные модели, чтобы показать путь, используя стрелки, чтобы показать передачу энергии. Это отлично подходит для студентов-визуалов.
Узнайте больше: Научные искры
5. Соберите бумажные звенья пищевой цепи
Это полное задание идеально подходит для учащихся начальной школы, чтобы узнать о различных пищевых цепях. Прежде чем приступить к этому упражнению, ознакомьтесь с советами по обучению, чтобы убедиться, что учащиеся готовы к работе с этим учебным пособием.
Узнать больше: Стюарт 5 сияющих звезд
6. Изготовление матрешек из пищевых цепочек
Это увлекательное занятие для юных учащихся, посвященное изучению морских пищевых цепей. Вдохновленный русскими куклами, просто распечатайте шаблон, вырежьте каждую часть шаблона пищевой сети и сделайте из него кольца. Каждое кольцо входит в другое, образуя пищевую цепочку матрешек.
Узнать больше: Super Simple
7. Стаканы для пищевой цепочки
В этом видео представлен краткий обзор пищевых цепочек для изучающих. Это научное видео — отличный способ познакомиться с пищевыми сетями.
Подробнее: Ускоренный курс для детей
9. Геоборд для детей своими руками
Распечатайте бесплатные карточки с изображениями животных. Возьмите большую пробковую доску, несколько резинок и канцелярские кнопки. Попросите учеников рассортировать карточки с животными перед началом. После сортировки попросите учеников прикрепить карточки с животными с помощью канцелярских кнопок и показать путь потока энергии с помощью резинок. Вы также можете иметь несколько пустых карточек, чтобы учащиеся могли добавлять свои собственные изображения растений или животных.
Узнать больше: Inspired Mama
10. Мраморные лабиринты Food Web
Это задание больше подходит для детей от 5-го класса и должно выполняться либо в группе, либо дома с помощью взрослого. Для начала учащиеся выбирают биом или тип экосистемы, которую они хотят использовать при создании своего лабиринта. Пищевые сети должны включать производителя, первичного потребителя, вторичного потребителя и третичного потребителя, которые должны быть помечены в лабиринте.
Узнать больше: Умный студент
11. Пищевая цепь и пищевые сети
Это отличный веб-сайт для начала обсуждения пищевых цепей и пищевых сетей. Он также послужит отличной справочной страницей для старшеклассников, поскольку он охватывает множество биомов и экосистем.
Подробнее: Ducksters
12. Анализ пищевой сети
Это видео на YouTube дает учащимся отличный способ взглянуть на различные пищевые сети и глубже изучить их части.
Узнайте больше: Рами Мельхем
13. Пищевая сеть пустынной экосистемы
После того, как учащиеся изучат своих пустынных животных и определят, как энергия движется через их экосистему, они будут использовать следующие материалы для создания пищевой сети пустыни: квадратный лист белого картона размером 8½ x 11 дюймов, цветные карандаши, ручка, линейка. , ножницы, прозрачный скотч, книги о растениях и животных пустыни, бечевка, малярный скотч, канцелярские кнопки и гофрокартон.
Дополнительная информация: Образование
14. Тег Food Web
Учащиеся делятся на группы: производители, потребители и разлагатели. В эту игру о пищевой сети следует играть на открытом воздухе или на большой территории, где учащиеся могут бегать.
Узнайте больше: Мир науки
15. Диеты в пищевых сетях
Загрузите этот шаблон и предложите учащимся исследовать, что ест каждое из животных. Эту деятельность можно расширить, попросив учащихся создать пищевую сеть.
Подробнее: Учителя платят учителям
16. Введение в пищевые сети
Этот веб-сайт содержит определения пищевых сетей, а также примеры пищевых сетей. Это отличный способ предоставить инструкцию или обзор пищевой сети.
Узнать больше: Generation Genius
17. Проекты пищевой сети
Если вы ищете разнообразия в обучении 5-го класса урокам пищевой сети, на этом сайте Pinterest есть несколько булавок. Есть также много отличных булавок для привязки диаграмм, которые можно распечатать или создать.
Узнать больше: Pinterest
18. Печатные формы Ocean Food Chain
На этом веб-сайте была обширная коллекция морских животных, включая животных из антарктической пищевой цепи, а также из арктической пищевой цепи. Эти карточки можно использовать по-разному, помимо создания пищевых цепочек, например, для сопоставления названий животных с карточкой с изображением.
Узнайте больше: Жизнь и обучение
19. Путь домино Energy Flow
Установите костяшки домино, чтобы показать, как энергия проходит через живые системы. Обсудите, как энергия перемещается по пищевым цепям. Приведено множество примеров. Предложите учащимся использовать шаблон пирамиды или создать свой собственный, чтобы показать поток энергии в пищевой цепи.
Подробнее: Ускорение обучения
20. Диеты для животных Работа по вырезанию и вставке
Это упражнение по вырезанию и вставке — хорошее начало изучения пищевых сетей. Студенты узнают, какие диеты есть у многих животных, и, следовательно, поймут их роль в пищевой сети.
Узнать больше: Twinkl
Экосистемные пищевые цепи, пищевые сети и энергетические пирамиды
1 комментарий
Каждому организму на Земле для жизни нужна энергия. За исключением недавно открытых видов, обитающих в самых глубоких частях океана, все виды на Земле получают энергию, необходимую им для жизни, от солнца. Экосистемные пищевые цепи и пищевые сети можно использовать, чтобы показать, как энергия переходит от солнца к различным животным.
Пищевые цепи
Экосистема Пищевая цепь показывает путь энергии через цепочку различных организмов. Первым звеном пищевой цепи является производитель . К продуцентам относятся растения, бактерии и водоросли. Растения являются важным производителем для человека. Они используют энергию солнца, воды и углекислого газа в процессе, называемом фотосинтезом , для создания энергии. Растения используют часть этой энергии, чтобы жить и расти; остальное сохраняется для последующего использования.
Организм, питающийся растением, называется первичный потребитель в пищевой цепи. И травоядные, и всеядные питаются растениями. Травоядные едят только производителей, таких как растения. Всеядные будут есть как производителей, так и других потребителей (мясо).
Следующим звеном пищевой цепи экосистемы является вторичный потребитель . Вторичные консументы — это либо плотоядные, либо всеядные животные, которые поедают первичных консументов. Хищники едят только мясо (другие потребители). Другой плотоядный или всеядный съест вторичного потребителя. Их называют третичные потребители .
В пищевой цепи может быть много звеньев, но большинство пищевых цепей имеют ограниченное число потребителей. Это связано с тем, что в каждом звене цепи теряется много энергии. Каждый организм будет использовать часть энергии, которую он получает от еды, а это означает, что следующему по цепочке организму доступно меньше энергии. Это означает, что третичному потребителю доступно намного меньше энергии, чем первичному потребителю.
desdemona72/Shutterstock.com
Это объясняет, почему в океане больше растительноядных рыб, чем рыбоядных акул. В настоящее время насчитывается около 19миллиардов цыплят, живущих на Земле. Сравните это число с 7 миллиардами людей, которые едят цыплят.
Последним звеном пищевой цепи экосистемы является разлагатель . К редуцентам относятся бактерии и грибы. Эти организмы разрушают мертвые растения и животных. Питательные вещества от мертвых растений и животных остаются в почве. Следующее поколение растений будет использовать эти питательные вещества для роста и развития.
Пищевая сеть
Пищевая сеть похожа на пищевую цепь, но показывает не один энергетический путь, а множество возможных энергетических путей. Например, сова (вторичный потребитель) ест мышей (основной потребитель), но она также ест кроликов (еще один первичный потребитель). Точно так же козу (основной потребитель) едят и шакал, и лев. Вместо того, чтобы показывать только один набор отношений, пищевая сеть показывает множество различных отношений между растениями и животными.
Рисование пищевых цепей и пищевых сетей
При рисовании экосистемной пищевой цепи или пищевой сети важно не забывать рисовать стрелку от растения или животного, которое поедается, к животному, которое его ест. Стрелки показывают направление движения энергии по пищевой сети или пищевой цепи. Кроме того, редуценты обычно не показаны в пищевых цепях или пищевых сетях. Несмотря на то, что они являются важной частью экосистемы, рисование редуцентов может сбивать с толку, поскольку они разлагают все растения и животных. Это означает, что у них нет определенного места в пищевой сети или пищевой цепи.
Энергетические пирамиды
Энергетические пирамиды подтверждают идею о том, что количество доступной энергии и количество организмов уменьшается по мере продвижения вверх по пищевой цепочке. Обратите внимание, что на нижнем уровне энергетической пирамиды много растений, но только один третичный потребитель находится на вершине пирамиды.
Обратите внимание, что пищевые цепи экосистемы и энергетическая пирамида описывают одни и те же отношения, но они используют разную информацию об этих отношениях.
Также обратите внимание, что вся энергия в пирамиде исходит от производителей растений. Поскольку растения получают энергию от солнца, все организмы в пирамиде также получают энергию от солнца.
VectorMine/Shutterstock.com
ВЫ ИЗУЧАЕТЕ ДРУГУЮ НАУЧНУЮ ТЕМУ?
Хотите узнать больше, чем о пищевых цепях, пищевых сетях и энергетических пирамидах? Я всегда создаю больше научных разделов, чтобы каждый студент, изучающий естественные науки, мог получить именно то, что ему нужно для понимания науки.