Птица башкирии рисунок. Птицы Башкирии: многообразие видов, особенности и способы поддержки пернатых в городской среде

Какие виды птиц обитают в Башкирии. Как выглядят и чем питаются снегири, поползни, неясыти и другие пернатые. Каковы особенности поведения и пения разных птиц. Как правильно подкармливать птиц зимой и изготовить кормушку.

Разнообразие птиц в городской среде Башкирии

Многие жители Уфы и других городов Башкирии полагают, что в городской среде обитают лишь голуби и вороны. Однако орнитологическое разнообразие в регионе гораздо богаче. По данным специалистов, в Уфе можно встретить более 80 различных видов птиц. Некоторые из них являются постоянными обитателями, другие прилетают на зимовку или в поисках пропитания.

Рассмотрим наиболее интересных представителей пернатых, которых можно увидеть в городах Башкирии:

Снегирь

Эти яркие птицы с характерной красной грудкой у самцов часто встречаются в городских парках и скверах зимой. Снегири предпочитают питаться ягодами рябины, выклевывая из них семена. Интересная особенность их поведения — самцы всегда уступают самкам право клевать самые спелые ягоды.

Пение снегирей можно услышать только в брачный период. Оно представляет собой меланхоличные свисты «фю» и жужжащие звуки, напоминающие скрежет металла.

Поползень

Эти небольшие птички отличаются своей способностью ловко передвигаться по стволам деревьев, в том числе вниз головой. В городах поползни часто прилетают к кормушкам. Они довольно бесстрашны и могут даже садиться на руку человеку, если их подкармливать.

Интересный факт о поползнях — они заранее готовятся к зиме, пряча под кору деревьев семена и ягоды. Их брачная песня представляет собой энергичные посвистывания «твее, твее, твее».

Неясыть

Эта крупная сова занесена в Красную книгу Башкирии. В городской черте ее можно встретить редко, в основном когда она прилетает из леса в поисках пищи. Неясыти охотятся на мелких грызунов и птиц.

Брачная песня самца неясыти звучит как протяжное «гл-у-у-у-у» и разносится на большое расстояние. Самка отвечает более низким басовитым гудением.

Сойка

Эти яркие птицы размером с галку довольно пугливы и редко позируют перед людьми. В городах их можно встретить в парках с высокими деревьями. Сойки всеядны — питаются как мелкими животными, так и растительной пищей.

Интересная особенность соек — они умело имитируют звуки других птиц, в том числе хищных, чтобы отпугнуть врагов от своего гнезда. Их собственная песня состоит из разнообразных щелчков, скрежета и посвистов.

Гаичка

Эти маленькие родственники синиц получили прозвище «пухляки» за свою способность раздувать перья для сохранения тепла. В городах гаички встречаются нечасто, предпочитая селиться в глухих лесных участках.

Интересный факт о гаичках — они сами выдалбливают дупла для гнезд в стволах мертвых деревьев. При этом птицы тщательно маскируют свое жилище, унося щепки подальше от дерева.

Дрозд-рябинник

Эти птицы прилетают в города зимой, когда в лесах заканчивается их основной корм — ягоды рябины. Дрозды-рябинники живут большими колониями и довольно агрессивно защищают свою территорию, в том числе от людей.

Рябинники — очень шумные птицы. Во время полета они издают разнообразные звуки — щебет, скрип, визг. При этом их собственная песня довольно однообразна и больше напоминает «цирканье».

Дятлы

В городских парках Башкирии можно встретить несколько видов дятлов — желну (черного дятла), белоспинного, большого пестрого и седого дятла. Эти птицы знамениты своим мощным клювом, совершающим до 10 ударов в секунду.

Интересный факт о дятлах — для добывания насекомых из щелей они используют длинный клейкий язык, который может выдвигаться на 15 см. На конце языка есть зазубрины для удержания добычи.

Чиж

Эти маленькие зеленоватые птички — дальние родственники воробьев. В городах их можно встретить в парках и скверах. Чижи известны своими звонкими трелями, которые можно услышать уже в феврале.

Интересная особенность чижей — они умело подражают пению других птиц, особенно синиц. В полете они издают характерное «чилик-чилик-третететь», которое и легло в основу известной песенки «Чижик-пыжик, где ты был».

Ястреб-перепелятник

Эти хищные птицы изредка залетают в города в поисках добычи — мелких птиц. Перепелятники крупнее вороны и отличаются стремительным полетом. Они способны ловить свою добычу на лету.

Интересный факт о перепелятниках — их легко обучить для соколиной охоты. В брачный период самцы издают характерный свист «тью-тью-тьюю».

Свиристель

Эти красивые хохлатые птицы прилетают в города Башкирии на зимовку. Они путешествуют большими стаями до 60 особей. Основу их питания составляют ягоды рябины, калины, шиповника.

Интересная особенность свиристелей — из-за употребления перебродивших ягод они могут «опьянеть» и летать зигзагами, врезаясь в препятствия. Свое название птицы получили за характерное стрекотание и посвистывание.

Дубонос

Эти птицы с массивным клювом редко встречаются в городах. Их название связано со способностью легко разгрызать твердые косточки плодов. Дубоносы могут наносить серьезный урон садовым культурам.

Интересный факт о дубоносах — эти птицы отличаются задумчивым поведением. Они могут долгое время неподвижно сидеть на ветке, словно погрузившись в размышления.

Лазоревка

Эти маленькие синицы с ярко-синей «шапочкой» на голове часто встречаются в городских парках. Они более пугливы, чем обычные синицы, и редко садятся на руку человеку.

Интересная особенность лазоревок — они очень подвижны и часто висят на ветках вниз головой. В стаях с другими синицами их легко узнать по этому акробатическому поведению.

Как поддержать птиц в городе зимой

Зимой городским птицам приходится особенно тяжело из-за недостатка корма. Поэтому важно правильно организовать их подкормку:

  • Для воробьев подойдут ячмень и пшеница
  • Синицам можно предложить несоленое сало
  • Снегири и свиристели будут рады сушеной рябине и боярышнику
  • Практически все птицы любят семечки подсолнечника (только не жареные!)
  • Нельзя кормить птиц хлебом — он вызывает проблемы с пищеварением

При изготовлении кормушки важно соблюдать несколько правил:

  1. Самую простую кормушку можно сделать из пластиковой бутылки или пакета из-под сока
  2. Острые края нужно обязательно заклеить скотчем, чтобы птицы не поранились
  3. Деревянная кормушка должна иметь бортики, крышу и желательно стенки от ветра
  4. Размещать кормушку лучше на высоте 1,5-2 метра от земли
  5. Корм нужно подсыпать регулярно, чтобы птицы привыкли к месту кормления

Регулярная подкормка птиц зимой поможет им пережить холодное время года и сохранить богатое биоразнообразие в городской среде Башкирии.

Башкирский орнамент как отражение истории и культуры народа

Башкирский орнамент является важной частью культурного наследия республики. Он отражает историю народа, его взаимодействие с соседними культурами и особенности традиционного уклада жизни.

Основные характеристики башкирского орнамента:

  • Симметричность узоров
  • Использование ярких контрастных цветов (красный, желтый, черный, зеленый, белый, синий, коричневый)
  • Расположение по краям изделий, отдельными розетками или сплошной сеткой
  • Сочетание крупных центральных элементов с мелкими повторяющимися по бокам

Традиционный башкирский орнамент «кускар» (бараньи рога) изображен на государственном гербе Республики Башкортостан. Он символизирует плодородие, травы и скотоводство.

В прошлом орнамент выполнял не только декоративную, но и защитную функцию. Узоры на одежде и предметах быта служили оберегами от злых духов. Сегодня башкирский орнамент остается важным элементом национальной идентичности и находит применение в современном искусстве и дизайне.

Сохранение и развитие традиций башкирского орнамента имеет большое значение для культурного наследия республики. Это помогает поддерживать связь поколений и создавать уникальные произведения искусства, отражающие самобытность башкирского народа.

Приглашаем к участию в VIII Республиканском детском интернет-конкурсе «Птицы Башкирии» (Сезон Лето/Осень)

Информационный партнер конкурса — Детское радио Уфа.
Сайт конкурса «Птицы Башкирии» http://bash.birds-konkurs.ru/.
Прием работ на конкурс будет осуществляться с 1 по 7 октября 2018 г., объявление результатов – 1 ноября2018 г.
Ответы на почти все конкурсные вопросы можно найти на сайте «Птицы Башкирии» http://птицы-башкирии.рф/.
Ждем старых и новых участников конкурса!

С уважением, координатор интернет-конкурса «Птицы Башкирии» Полина Полежанкина


ПОЛОЖЕНИЕ

о VIII Республиканском детском интернет-конкурсе «Птицы Башкирии»

Сезон Лето/Осень

 

Организаторы VIII Республиканского интернет-конкурса «Птицы Башкирии»

— АО Санаторий «Янган-Тау»

— ЦНОТ «Геопарк «Янган-Тау»»

— Региональное отделение общероссийской общественной организации «Русское географическое общество» в Республике Башкортостан

— Общероссийская общественная организация «Союз охраны птиц России»

Информационный партнер VIII Республиканского интернет-конкурса «Птицы Башкирии»

— Детское радио Уфа

Цели проведения VIII Республиканского интернет-конкурса «Птицы Башкирии»

— повышение природоохранной активности и воспитание ответственного отношения подрастающего поколения жителей Республики Башкортостан к проблемам охраны и изучения птиц, сохранение биоразнообразия нашей республики;

— привлечение внимания государственных и общественных организаций, благотворительных фондов к проблемам сохранения редких видов птиц Башкирии;

— создание эффективной воспитательной системы формирования гражданского самосознания, общей экологической культуры, профессионального самоопределения, эстетического воспитания для реализации творческих способностей детей и молодежи.

Задачи VIII Республиканского интернет-конкурса «Птицы Башкирии»

— поиск лучших идей по совершенствованию форм и методов экологического образования и воспитания детей и молодежи через привлечение их к охране и изучению птиц Башкирии;

— привлечение общественности (школа, родители, СМИ, население) к проблемам сохранения и изучения птиц Республики Башкортостан;

— выявление творческого потенциала и распространение творческого положительного опыта по формированию экологической культуры среди учащихся и взрослого населения;

— привлечение детей к использованию цифровых и компьютерных технологий.

Ожидаемые результаты

— молодое поколение внесет свой вклад в сохранение видового разнообразия птиц республики;

— будет обращено внимание общественности на необходимость защиты и охраны птиц Башкирии;

— подрастающее поколение будет более информировано о проблеме исчезновения и снижении численности отдельных видов птиц Башкирии.

Порядок проведения Сезона Лето/Осень VIII Республиканского интернет-конкурса «Птицы Башкирии»

Время проведения: 1-7 октября 2018 г.

Объявление результатов: 1 ноября 2018 г.

Номинации:

  1. Фото с птицей Башкирии (*принимаются только работы с дикими птицами Башкирии)
  2. Посадка деревьев и кустарников, полезных для птиц
  3. Рисунок с гнездящимся видом птицы Башкирии
  4. Рисунок с перелетным видом птицы Башкирии
  5. Вопросы о гнездящихся и перелетных видах птиц Башкирии:

1) Назовите место и год регистрации в Башкирии осеннего гнездования кольчатой горлицы.

2) Сколько видов птиц было включено в список, составленный Е.В. Каревым по результатам исследований орнитофауны г. Уфы в XIX веке П.П. Сушкиным?

3) В каких районах Башкирии был встречен южный соловей? Назовите даты и места встреч.

4) Назовите даты и места встреч кваквы в Предуралье Башкирии в конце XX – начале XIX века.

5) Какая птица, занесенная в Красную книгу Республики Башкортостан, была встречена в геопарке «Янган-Тау» впервые в 2018 году?

Жюри Конкурса объявляет по 4 победителя в номинациях №№ 1-4 и 3 победителя в номинации № 5. Предусмотрены поощрительные призы. Также предусмотрены отдельные призы от информационного партнера конкурса – Детского радио Уфа.

Все участники, после загрузки работы и одобрения ее администратором сайта, смогут скачать на сайте конкурса электронное Свидетельство участника.

Требования к участникам VIII Республиканского интернет-конкурса «Птицы Башкирии»

Участниками Конкурса могут быть учащиеся общеобразовательных школ, дошкольных учреждений образования и организаций дополнительного образования.

Участники заполняют электронную анкету и загружают фотографию с птицей/посадкой деревьев или кустарников или фото/скан рисунка на сайт «Конкурс Птицы Башкирии» https://bash.birds-konkurs.ru/ (необходимо при загрузке файла выбрать альбомы «Фото с птицей», «Посадка деревьев и кустарников, полезных для птиц», «Рисунок с гнездящимся видом птицы Башкирии» или «Рисунок с перелетным видом птицы Башкирии» Восьмого интернет-конкурса).

По возможности для участия в номинации № 2 фотографируйте каждого участника отдельно!

Фотографии более 20 Мб, а также фото, сохраненные в форматах doc. , zip., rar. или pdf. в фотогалерею НЕ загружать.

После подтверждения администратора сайта фотографии будут размещены на сайте.

Ответы на вопросы по пятой номинации высылать совместно с заполненной анкетой (одним файлом) на электронный адрес Polina.muzeimail.ru. Не нужно присылать анкеты с включенными в этот же файл фотографиями (только с ответами на вопросы по пятой номинации).

Присуждение призовых мест и награждение победителей VIII Республиканского интернет-конкурса «Птицы Башкирии»

Жюри Конкурса объявляет по 4 победителя в номинациях №№ 1-4 (согласно возрастным категориям участников) и 3 победителя в номинации № 5 (участники, набравшие наибольшее количество баллов). При наличии большого числа правильных ответов в номинации № 5 победителями становятся первые три человека, правильно ответившие на все вопросы.

Предусмотрены поощрительные призы (за наиболее красивые рисунки с птицей года-2018 – скопой, а также наиболее талантливые работы детей с ограниченными возможностями и работы детей-сирот).

Также предусмотрены отдельные призы от информационного партнера конкурса – Детского радио Уфа.

Призы и грамоты победителям можно будет забрать в офисе регионального отделения РГО в Республике Башкортостан (Уфа, ул. Ленина, 86, офис 208).

Педагоги УДО, учителя ОУ, воспитатели ДОУ, чьи воспитанники примут активное участие в VIII Республиканском интернет-конкурсе «Птицы Башкирии», будут отмечены призами и благодарственными письмами Оргкомитета Конкурса.

Итоги Конкурса будут освещены в республиканских СМИ, а также на сайтах АО Санаторий «Янган-Тау» http://www.yantau.ru/, регионального отделения РГО в Республике Башкортостан http://www.rgo-rb.ru/ и Союза охраны птиц России www.rbcu.ru.

Требования к материалам, представляемым в Сезоне Лето/Осень VIII Республиканского интернет-конкурса «Птицы Башкирии»

Желающие принять участие в первой и второй номинации Конкурса объединенного Сезона Лето/Осень должны загрузить фотографию работы (фото с птицей Башкирии* или фото посадки деревьев или кустарников, полезных для птиц) на сайт «Конкурс Птицы Башкирии» https://bash. birds-konkurs.ru/. Внимание! Фотографии без автора работы, присланные для участия во второй номинации, к рассмотрению не принимаются.

Пример:

Деревенская ласточка. Губеева Галина, 14 лет. МБОУ Марийская гимназия им. Я.Ялкайна с.Чураево, Мишкинский район РБ

Желающие принять участие в третьей и четвертой номинации Конкурса загружают на сайт «Конкурс Птицы Башкирии» https://bash.birds-konkurs.ru/ фотографию/скан рисунка с гнездящимся или перелетным видом птицы Башкирии**.

Желающие принять участие в пятой номинации высылают ответы на вопросы о гнездящихся и перелетных видах птиц Башкирии на электронный адрес Polina.muzeimail.ru. Просьба ответы высылать одним файлом с заполненной анкетой. Не пишите лишнего, не вставляйте фотографии и рисунки. Ответы на конкурсные вопросы можно найти на сайте «Птицы Башкирии» http://птицы-башкирии.рф. Внимание! Участниками пятой номинации могут являться только дети 10-17 лет.

Для участия в конкурсе помимо фотографий работ или ответами на вопросы должна быть подана анкета с указанием номинации и данных участника (ФИО участника, е-mail и почтовый адрес, место учебы, ФИО руководителя).

* Фотографии принимаются только с дикими птицами Башкирии. Фото с домашними птицами (курицы, индюки, домашние гуси и утки и т.д.), а также птицами, содержащимися в зоопарках, размещаться в фотогалерее сайта и оцениваться не будут.

** Сведения о гнездящихся и перелетных видах птиц Башкирии можно получить на сайте «Птицы Башкирии» http://птицы-башкирии.рф (раздел «Статьи о птицах»).

АНКЕТА

участника VIII Республиканского детского интернет-конкурса «Птицы Башкирии»

Сезон Лето/Осень

Фамилия 
Имя 
Отчество 
Возраст (полных лет) 
Номинация конкурса (1.фото с птицей, 2.посадка деревьев или кустарников, 3.рисунок с гнездящимся видом птицы, 4. рисунок с перелетным видом птицы, 5.ответы) 
Название конкурсной работы 
e-mail участника (если есть) 
Почтовый адрес участника (с индексом) 
Ф. И.О. руководителя 
Должность руководителя (воспитатель, учитель, родители, мастер производственного обучения и т.д.) 
Полное название образовательного учреждения (д/сад, школа, ДДиЮТ, СЮН и т.д.) 
e-mail руководителя, или образовательного учреждения 
Почтовый адрес образовательного учреждения (с индексом) 
Пожалуйста, напишите, откуда Вы узнали о конкурсе «Птицы Башкирии» 

Для получения необходимой дополнительной информации обращайтесь по электронному адресу: Polina.muzeimail.ru (Полежанкина Полина, координатор конкурса, председатель Бюро Центрального совета Союза охраны птиц России, администратор сайта «Птицы Башкирии»)

 

Уфа. Зима. Птицы

Большинство горожан полагают, что кроме голубей да ворон больше никаких птиц в башкирской столице и не водится. Изредка в морозы побалуют глаз алые грудки снегирей и задорные хохолки свиристелей. Но и то лишь тех пешеходов, кто никуда не торопится и с любопытством крутит головой по сторонам.

Страстный любитель птиц — фотограф Айдар Рахматуллин — выбирается на фотоохоту по Уфе едва ли не каждый день. Его ежедневный «улов» достигает до тысячи снимков. Конечно, не все птахи позируют охотно, большинство из них пугливы и предпочитают отсиживаться среди густых ветвей. Но тем и ценны эти удивительные фотографии.

Снегирь

— Чаще всего я снимаю птиц в Деме – здесь лес ближе и птиц больше, — говорит Айдар. — Вот этот снегирь так и вообще подлетел прямо к моему окну. Фотоаппарат у меня всегда под рукой – красавец получился. Это самец – у него грудка алая, на снегу она буквально горит. У самочек перышки более блеклые, словно снегом припорошены.

Красногрудые пташки обожают рябину, но на дереве джентльмены всегда уступают право сбора самых спелых и сочных ягод дамам. Мякоть ягод не едят, предпочитая выклевывать семена.

Поют снегири только в брачный сезон. Их меланхолические «фю» и жужжащие переборы, напоминающие скрежет металла, с песней другой птицы не спутаешь.

Поползень

— Каждую зиму я подкармливаю птиц – приладил напротив окна кормушку. Каких только пичужек не прилетает! Недавно заглянул поползень: так бесстрашно уставился в объектив, семечек требовал. Это скандинавский поползень: у него подбрюшье под хвостом оранжевое. Узнать в лесу не сложно: он лихо снует по стволу дерева, причем спускается головой вниз. На лето поползни улетают на север.

Поползни храбры и любознательны: в поисках вкусненького могут влететь в комнату и присесть на ладошку, если угостят. К зиме готовятся загодя – прячут под кору деревьев и в трещинки семена и ягоды.

Поют поползни по весне, когда ищут себе пару: энергично посвистывают «твее, твее, твее».

Неясыть

— Самца неясыти я увидел на улице Правды в Деме, он залетел в рощицу возле городской больницы. Хищника преследовали вороны, причем одну обидчицу он вроде бы даже тюкнул. Живут неясыти в лесу, промышляют мелкими грызунами и мелкими птицами, в город летят лишь в голодные времена.

Брачную песню самца — односложное «гл-у-у-у-у» — слышно на весь лес. В ответ самка отзывается долгим раскатистым басом, напоминающим гудок дальнего поезда. После сезона размножения неясыти ведут себя в лесу тихо.

Неясыть – очень редкая птица, занесена в Красную книгу Башкирии.

— Птичка с голубыми перышками на крыльях – сойка. Мы встретились с ней в парке им.Лесоводов. Наблюдать сойку лучше в лесной глуши. Они хоть и довольно крупные птицы, размером с галку, но очень пугливые и диковатые, позировать не любят.

Сойки всеядны: охотятся на мышей и ящериц, не брезгуют и птицами поменьше. В осенний рацион включают горох, ягоды и даже желуди, которые ловко переносят в горловом мешке.

Чтобы отпугнуть врагов от гнезда, умело подражают звукам хищных птиц. Песня своеобразна, и состоит из набора щелчков, скрежета, посвистов и бульканья.

Гаичка

— Гаички в городе нечастые гости, хотя они родственники синиц. Эту буроголовую пичугу посчастливилось увидеть в районе мечети на улице Гатчинской в Деме, здесь рядом небольшой парк. Гаичек часто называют пухляками – чтобы согреться, они раздувают перышки и становятся похожи на пушистый шарик.

Гаички ведут оседлый образ жизни, часто селятся в глухих участках леса вдали от человека. Гнездам предпочитают небольшие дупла в стволах мертвых деревьев, которые сами и выдалбливают. Щепки уносят подальше от дерева – маскируются. Обожают делать тайники, запрятывая семена под кору, но частенько про них забывают.

Дрозд-рябинник

— Летом в городе их не увидеть – шумным улицам предпочитают жизнь в лесу. К людям выходят, лишь когда в чаще кончается рябина – их основной корм. Человека особенно не боятся – в частном секторе они частые гости на огородах.

Дрозды-рябинники живут колонией по 30-40 пар. Завидев врага, бросаются на него камнем вниз, щедро обливая пометом. Такая же участь ждет и человека, посягнувшего на птичий покой.

Рябинники – птицы шумные: в полете и щебечут, и скрипят, и визжат, и квохчут. Петь не любят, но по настроению однообразно и неспешно «циркают».

— Черный дятел — это желна, я его подкараулил в Непейцевском дендропарке. А в парке возле кинотеатра «Орион», что в Деме, встречаются белоспинный дятел и большой пестрый. Реже, но все же попадается, седой дятел – сам он весь зеленый, а на голове – серая шапочка.

Клюв дятла — самый настоящий отбойный молоток, за одну секунду он совершает 10 ударов. Насекомых из щелей дятел достает длинным клейким языком, который проходит через ноздрю и может выдвигаться у некоторых видов до 15 сантиметров. На кончике языка – зазубрины, ими дятел накалывает добычу, как вилкой.

Желна не поет, а кричит печальное и протяжное «кьююю», которое повторяет несколько раз.

Дятел белоспинный

— Серо-зеленый шарик с зелеными перьями на крыльях – это чиж, дальний родственник воробья.

Его веселые и звонкие трели можно услышать уже в феврале. Чиж умело подражает пению других птиц, особенно синиц. А в полете насвистывает свое фирменное « чилик-чилик-третететь». Узнали? Да-да, тот самый «чижик-пыжик, где ты был»!

Птица очень доверчива, в домашних условиях быстро становится ручной. При хорошем уходе может прожить дома до десяти лет.

Ястреб-перепелятник

— Ястреба-перепелятника я увидел в последний день января у себя в Деме. Он гонялся за воробьями и синицами. Но, судя по оперению, его добычей стал дубонос. В город он прилетел за едой: птицам стало нечем кормиться в лесу, они потянулись к человеку. За ними и ястреб увязался, как гастролер. Ястреб крупный, покрупнее вороны будет.

Свою добычу – мелких пташек — ястреб ловит на лету, и спускается на землю, чтобы ощипать. Перепелятника легко обучить как ловчую птицу при соколиной охоте.

Петь не в характере перепелятника. Во время брачного полета самец посвистывает «тью-тью-тьюю», потревоженная на гнезде птица будет громко и часто возмущаться характерным «тив-тив-тив».

Свиристель

— Свиристель – частый зимний гость в городе. Причем в южных районах города они появляются в январе, а в Уфу подаются в феврале, когда на окраинах кончается рябина. Путешествуют огромными стаями – до 60 особей.

Свиристели петь не умеют, а лишь стрекочут и посвистывают. Питаются калиной, шиповником, обожают рябину. Ягоды срывают, повисая вниз головой, и глотают целиком, по осени частенько становятся пьяными из-за перебродившего сока. Пьяный свиристель не ориентируется в пространстве, летает зигзагами и частенько врезается в препятствия.

Дубонос

— Дубонос — птица сама по себе редкая, а увидеть ее в городе — так и вообще чудо. Названием птичка обязана массивному клюву, которым она ловко щелкает косточки вишни и черемухи. Дубонос осторожный и необычайно смелый, а для садоводов – самая настоящая головная боль: стайки птиц начисто объедают плоды с косточками, легко расправляются с урожаями огурцов и капусты.

А еще дубонос – настоящий мыслитель: может задуматься и просидеть неподвижно на ветке достаточно долгое время.

Лазоревка

Лазоревка – та же синица, только размером уступает. Имя получила благодаря лазорево-синей шапочке. Не в пример синице опаслива – на ладошку за семечками сесть побоится.

Лазоревки с другими синицами дружат и даже объединяются в общую стаю. Узнать ее просто в любой компании: лазоревка — шустрая, постоянно в движении и часто висит вниз головой — настоящий акробат!

По соседству с нами в Уфе живет более 80 разных видов птиц!

— Многие птицы – например, свиристели, прилетают в Башкирию на зимовку, обычно это происходит в начале ноября. Селиться предпочитают вдали от человека – в лесах и парках, а в город перебираются лишь при недостатке пищи. Держатся у нас вплоть до апреля, а после улетают к себе на север.

Полина Полежанкина, председатель бюро центрального совета Союза охраны птиц России.

Как поддержать птиц зимой

К пернатым соседям в стужу нужно быть особенно внимательными: им труднее искать пропитание, птицы могут погибнуть. Воробьев можно угощать ячменем, пшеницей. Синички не откажутся от куска несоленого сала. Для снегирей и свиристелей хорошо заготовить сушеную рябину и боярышник, сваренное вкрутую и натертое на терке яйцо.

Абсолютно все пернатые обожают семена подсолнечника, только ни в коем случае не следует давать жареные. А вот давать хлеб птицам нельзя – он вызывает вздутие кишечника.

jpg»/>

— Самую простую кормушку можно сделать из пластиковой бутылки или упаковки из-под сока, только обязательно обклейте острые края скотчем, чтобы птицы не поранили лапки. Если решили сделать деревянную, соблюдайте нехитрые правила: она должна иметь бортики, крышу и, желательно, стенки, чтобы корм не сдувал ветер.

Полина Полежанкина, председатель бюро центрального совета Союза охраны птиц России.

Над проектом работали:
Редактор: Елена САДЫКОВА. Автор: Наталья ВЯЗОВКИНА. Дизайнер: Валерия ЛЮБИНА.
Фото: Айдар РАХМАТУЛЛИН, Тимур ШАРИПКУЛОВ.

Башкирский орнамент

Данил Андреев

Башкирский орнамент – это история народа, сосредоточенная в рисунке. В нем как в зеркале отражены истоки башкир, их взаимодействие с соседними культурами. Опора на традиционный южноуральский узор является необходимым условием развития современного искусства в регионе, поэтому важно сохранить этот вид народного творчества для будущих поколений.

Национальный башкирский орнамент изображен на гербе Республики Башкортостан. В соответствии с Конституцией Республики Башкортостан и Законом Республики Башкортостан «О государственных символах Республики Башкортостан» от 6 июля 1999 года орнамент обрамляет памятник Салавату Юлаеву на фоне восходящего солнца и его лучи. Это так называемый «кускар» — «бараньи рога» — символ плодородия, трав, скотоводства. Дизайн герба разработал Заслуженный работник культуры Республики Башкортостан Фазлетдин Ислахов .

Характеристика башкирского орнамента

Симметричные узоры можно встретить практически на всех предметах быта башкир. На рукава, воротник и подол одежды наносился особый оберег-узор, а украшения на стенах и декоративные элементы служили защитой дома от вмешательства привидений и злых духов.

Важнейшее значение имел цвет башкирского орнамента. Яркие сочетания строились на контрасте сильных и чистых оттенков. Преобладали красный, желтый, черный, зеленый, белый, синий и коричневый цвета. Башкиры связывали их с плодородием, солнцем и красотой окружающего мира.

Башкирский орнамент может располагаться по краям изделия, отдельными розетками или сплошной сеткой. Часто эти приемы используются одновременно. Крупные элементы располагаются в центре ткани, а повторяющие друг друга мелкие – по бокам.

Набор изображений и фигур башкирского орнамента стоит на противопоставлении дня и ночи, жизни и смерти, света и тьмы, мужского и женского пола. Эти фигуры чередуются друг с другом, а некий центральный элемент орнамента объединяет их в одно целое. Таким центром могло быть изображение женщины-прародительницы, силуэт древа жизни или ромб как символ земли и пашни.

Чаще всего в башкирском орнаменте встречаются символы растительности, частей тел животных, солнца, а также геометрические фигуры. Особая роль отводилась изображению треугольника. Люди верили, что он способен защитить от болезней и других напастей.

Виды башкирского орнамента

Первый комплекс:

появился в доисторические времена. В него входят простые геометрические фигуры: треугольники, зигзаги, параллельные косые линии, круги, вихревые розетки. Деревянные, глиняные и кожаные изделия с такими узорами чаще всего находят археологи в горных районах Башкортостана.

Второй комплекс:

состоит из изогнутых и изогнутых линий в виде спирали, сердцевидных и роговидных фигур, волн. Они использовались башкирскими степными племенами для украшения предметов кочевого быта.

Третий комплекс:

растительный орнамент третьего комплекса встречается на всей территории Башкирского городища.

Четвертый комплекс:

распространился на западные районы республики. В него вошли общие для тюркских народов элементы, например, многоступенчатые сочетания ромбов, треугольников и завитков.

Пятый комплекс:

широко распространен на юго-востоке Урала и состоит из изображений животных и птиц, разделенных растительным орнаментом.

Шестой комплекс:

квадраты и ромбы, простые, уступчатые, зубчатые, с расширенными сторонами, с парными роговидными завитками на вершинах, восьмиконечными розетками и другие. Узоры этой группы чаще всего встречаются в северной части Башкортостана.

Работы мастерицы Заремы Хусаиновой из Аургазинского района Башкортостана

История башкирского орнамента

Древнейшие образцы орнамента Южного Урала дошли до нас в виде керамических черепков эпохи неолита (VI–IV тыс. узоры в них. Первые изображения, нанесенные на глиняную посуду, представляли собой простые геометрические фигуры без особого смысла.

Со временем широкое развитие народных промыслов привело к возникновению декоративно-прикладного искусства, а именно вышивки, художественной обработки металла и дерева. Башкирские племена украшали предметы быта языческими символами и мотивами кочевой жизни. Таким образом они выражали понимание окружающего мира.

Судно. Эпоха неолита.

Стерлибашевский район Башкортостана. Раскопки И.М. Акбулатова, 1990 г. Национальный музей Республики Башкортостан

Пророк Мухаммед предупреждал:
«Воистину, художников [изображающих людей или животных] ждет самое страшное наказание в Судный день». Источник: Ахмад ибн Али ибн Хаджар аль-Аскалани. Фатх аль-бари би-шарх Сахих аль-Бухари. Хадис № 5950.

В 7–11 веках, когда на Южный Урал пришел ислам, из башкирского орнамента стали исчезать изображения людей и животных, а узоры сильно упрощались. Тем не менее им удалось сохранить некоторые характерные черты доисламского периода и, главное, их функциональные особенности.

С древнейших времен до начала XIX века с помощью украшений башкиры оберегали себя от бед и злых духов, наделяли рисунки на одежде и украшениях сакральным смыслом. Так продолжалось во время нашествия Золотой Орды и после присоединения к Русскому государству.

Ко времени образования СССР национальный орнамент утратил свое прежнее смысловое значение. Современный человек стал воспринимать орнамент как простое украшение, узор.

Сундук. Экспонат Аургазинского историко-краеведческого музея

Этюд башкирского орнамента

Древнейшие образцы предметов башкирского декоративно-прикладного искусства, дошедшие до нас в неизменном виде, относятся к XVIII веку. В разное время их собирателями становились видные представители науки.

Петер Симон Паллас

(1741–1811)

Немецкий ученый-энциклопедист. Был с экспедицией на Южный Урал в 1769–1770 и 1773 годах. Собранная им коллекция орнаментов башкир хранится в Кунсткамере.

Игнатьев Руф Гаврилович

(1818–1886)

Краевед, археолог и журналист. «Патриарх» башкирского краеведения. Он составил первую археологическую карту Оренбургской и Уфимской губерний.

Руденко Сергей Иванович

(1885–1969)

Русский и советский археолог. В 1906 и 1907 годах он совершил экспедицию в Башкирию, приобретя для Этнографического отдела Русского музея коллекцию, всесторонне характеризующую этнографию башкир, охватывающую все местные группы.

Коллекции башкирского орнамента давно известны за рубежом. В 1909 году для пополнения коллекции Венгерского этнографического музея исследователь Дьюла Месарош проехал через Россию к пермским башкирам и приобрел 225 предметов, среди которых были изделия из кожи, предметы художественной ковки, женские украшения, образцы вышивки, ткачества. и аппликация.

Кожаная сумка, украшенная орнаментом. Коллекция Венгерского этнографического музея

С новой силой началось изучение башкирского декоративно-прикладного искусства еще во времена Советского Союза. В 1920 членов Научного общества изучения жизни, истории и культуры Башкирии отправились в экспедицию по юго-восточным районам Башкирии. «Экспедиция проехала по Башкирии на лошадях более 1000 верст ( Российская единица измерения расстояния соответствующая нынешним 1066,9 метра ) через Юрматынский, Тамян-Катайский, Бурзян-Тангауровский, Усерганский и Кипчак-Джитировский кантоны . Экспедиция приобрела для этнографического отдела музея до 120 предметов […]. Экспедиция вернулась в Стерлитамак, не только выполнив свою задачу по исследованию юго-восточного региона, но и собрав в целом такое количество материала, которое уже позволяет открыть центральный музей Башкирии…», — писали участники экспедиции в Отчет.

Памятники орнаментального творчества башкир постепенно исчезают. Их сохранению помогают не только государственные и муниципальные коллекции, но и школьные музеи, и частные коллекционеры. Ниже представлена ​​экспозиция Аургазинского историко-краеведческого музея.

Использование башкирского орнамента в традиционной культуре

Дореволюционное использование орнамента регулировалось потребностями семьи. Магические обереги-рисунки наносились на украшения, орудия труда, конские украшения, одежду, декоративные элементы жилища, мебель и другие предметы быта.

Башкиры украшали ярким, красочным орнаментом все тканевые изделия: от полотенец до войлочных покрытий юрт (классический дом степного кочевника). В качестве приданого для невесты готовили огромное количество тканых и вышитых вещей: полотенца, скатерти, платки, портьеры, свадебные и выходные костюмы.

Мужчины, одежда которых быстро изнашивалась при тяжелом физическом труде, реже украшали свои костюмы украшениями, чем женщины. Богато украшенный военный костюм могли позволить себе только зажиточные батыры ( герои, отважные воины ). У женщин орнаментом украшались полотенцеобразный головной убор тастар , повязка харауыс , верхняя одежда елян , камзол и другие части костюма.

Образцы орнаментов на женской и мужской одежде. Экспонаты Аургазинской централизованной библиотечной системы

С середины 20 века на юго-западе Башкирии стали популярны полосатые ковры, украшенные растительными мотивами в виде завитков и веток с цветами, листьями, ягодами, яблоками и т.д. Их ткали из крашеной овечьей или козьей шерсти. Узор был простым: он состоял из продольных, зубчатых или гладких разноцветных полос. Такой простой башкирский орнамент говорил о древнем происхождении коврового рисунка.

Ковры. Экспонаты Аургазинского историко-краеведческого музея

Современное использование башкирского орнамента

Сегодня башкирский орнамент не просто бережно воспроизводится мастерами-ремесленниками. Простой, геометрически правильный ритмический рисунок народов Южного Урала хорошо сочетается с различными современными течениями и стилями, поэтому не теряет своей актуальности.

Фото: Олег Яровиков / bashinform.ru

Орнаменты участвуют в оформлении различных всероссийских и международных мероприятий, проходящих в Башкортостане.

В 2015 году разработаны логотип и фирменный стиль БРИКС, дизайн мероприятий ШОС, а также комбинированный логотип и фирменный стиль для оформления общего пространства саммитов. Комбинированный стиль оформления основан на элементах национального башкирского орнамента. Традиционный рисунок был модернизирован, чтобы придать стилю выразительное и современное звучание.

Часто национальный орнамент встречается в архитектуре населенных пунктов Башкортостана. Так, ромбовидный узор, обозначающий уют и гостеприимство, можно увидеть на фасаде Конгресс-холла «Торатау» в Уфе. Орнамент здесь гармонирует со стилем хай-тек.

В ходе транспортной реформы 2019 года крупнейший автотранспортный комплекс республики «Башавтотранс» получил более 500 новых маршрутных автобусов, под крышей которых красовались знаменитые «бараньи рога». На логотипе транспортной компании также появился элемент башкирского орнамента.

Башкирский Урал — Центр Всемирного наследия ЮНЕСКО

Описание

Природно-культурный комплекс «Башкирский Урал» расположен на западном макросклоне Южного Урала в пределах горно-лесной зоны Башкортостана. «Башкирский Урал» занимает территорию около 45 тыс. га (450 км2). Основная часть комплекса «Башкирский Урал» мало затронута антропогенными изменениями (нормативная плотность населения составляет 2,3 человека на квадратный метр) и состоит из особо охраняемой государственной заповедной зоны «Шульган-Таш» и входит в состав государственного энтомологического заказника «Алтын солок».

Восточная часть комплекса «Башкирский Урал» расположена на стыке двух массивных древесных биомов широколиственных лесов европейского типа и светлохвойных и мелколиственных полубореальных лесов сибирского типа с травяным ярусом. Около 90% территории комплекса покрыто лесом.

Территория Башкирского Урала отличается большим разнообразием диких ландшафтов: ущелья горных рек, платообразные сводчатые сырты, крутосклонные хребты, поймы и водохранилища. Низкая антропогенная нагрузка, разнообразие форм рельефа на территории комплекса и конвергенция европейских и сибирских флористических и фаунистических комплексов создали условия для особенно высокого биоразнообразия комплекса. Все вышеперечисленное, в свою очередь, издревле делало данную территорию привлекательной для проживания человека и определяло культуру и традиции природопользования.

К уникальным явлениям относится знаменитая пещера Шульган-Таш (Капова) — это одна из крупнейших пещер Южного Урала, в которой обнаружено более 150 палеолитических наскальных рисунков мирового значения (рисунки мамонтов, лошадей, носорогов, быки и абстрактные персонажи красной охрой). Радиохимический анализ свидетельствует о том, что рисункам Шульган-Таш не менее 13-14 тысяч лет. Такое античное наскальное искусство можно найти только во Франции и Испании. Открытие палеолитического искусства на Южном Урале в пределах 4 тысяч километров от Пиренеев свидетельствует о существовании Уральского центра палеолитической культуры (второго после Юго-Западной Европы).

В последние годы в растительных почвах пещеры Шульган-Таш обнаружена стоянка палеолитических людей с большим количеством костров, древесного угля и различных предметов. Было найдено 193 предмета, среди которых преобладали орудия из местного крипталинового известняка, известкового шпата, зеленой и бурой яшмы. Зеленые серпентинитовые декоративные растения, обнаруженные в почве, уникальны. Встречаются также подвески из костей или, возможно, бивней мамонта. Находка фрагмента глиняного светильника уникальна, так как глиняная посуда очень редко встречается в культурных палеолитических почвах.

С древнейших времен и до наших дней в пределах «Башкирского Урала» существовали поселения коренных жителей, хранившие и продолжавшие архаичные традиции, обычаи и обряды башкирского народа, его культуру, восходящую к полукочевому образ жизни. Их легенды, мифологический эпический цикл, архаические обряды полны космогонической мифологии, ядром которой является пещерный культ Шульган-Таш. Этот культ, сохранившийся с каменного века до наших дней, нашел отражение во многих древних эпосах Южного Урала (эпосы: «Урал-Батыр», «Акбузат», «Кара-Юрга», «Ахак Кола» и др.). В состав заказника «Алтын солок» (в переводе «Золотая пчела») входят объекты историко-этнографической ценности, являющиеся достоянием башкирской национальной культуры: хребет «Масим», курган «Бабсак-бия», курган «Йылкысыккан». » озеро; Здесь же встречаются 5 памятников, прямо упоминаемых в башкирском эпосе.

На территории комплекса бережно сохраняются вековые традиции народного промысла; среди прочего, возрождается дикое пчеловодство. Лесное пчеловодство – древний и уникальный в мире способ народного промысла башкирского народа. Это ремесло касается заноса пчелиных скоплений в искусственно созданные и оборудованные каверны. Ведутся большие усилия по генетическому сохранению бурзянской дикой пчелы.

Обоснование выдающейся универсальной ценности

Природно-культурный комплекс «Башкирский Урал» представляет собой уникальную территорию, на которой сохранены все наиболее ценные культурные и археологические памятники, природные ценности и культурные традиции ее жителей.

Обширные и разнообразные ландшафты «Башкирского Урала» поражают своей первозданной природной красотой. Территория комплекса почти полностью покрыта лесом. Рельеф грядово-увалистый, расчлененный глубокими речными долинами. В долинах рек Белая, Нугуш и некоторых ручьев встречаются резкие перепады высот и скальные обрывы.

Часто встречаются обрывистые скалы высотой до 100 м. Карстовые явления широко распространены на всей территории комплекса.

Пещера Шульган-Таш (Капова) получила всемирную известность благодаря своим палеолитическим рисункам. Пещерное искусство Шульган-Таш представляет собой шедевр человеческого гения, а его культ и связанные с ним обряды и мифологические представления — прекрасный образец культурных традиций древних народов Евразии.

Дикое пчеловодство, как самобытная форма пчеловодства, восходящая к глубокой древности и сохранившаяся до настоящего времени, представляет собой выдающуюся модель землепользования и взаимодействия человека с окружающей средой, характерную для башкирской культуры.

По своему физико-географическому состоянию «Башкирский Урал» представляет собой выдающийся образец, отражающий важные этапы истории Земли, в том числе происходящие процессы развития форм рельефа (карстовые явления, возвышения и т. д.).

«Башкирский Урал» — уникальный природный комплекс, включающий в себя ареалы, имеющие первостепенное значение и значение с точки зрения сохранения их биоразнообразия, в том числе места обитания редких и исчезающих видов растительного и животного мира.

Критерии выполнены

(i) Наиболее значимым культурным объектом номинируемой территории является пещера Шульган-Таш (Капова). Верхнепалеолитические наскальные рисунки были обнаружены в пещере в 1959 г. Это самый крупный и древний комплекс наскальных рисунков на территории Центральной и Восточной Европы

Мелкоцветные изображения животных отличаются реалистичностью, хотя и с примесью примитивизма и схематизм. Рисунки мамонтов, носорогов, быков, людей и различных символов отличаются выразительностью и глубоким самобытным характером. Лошади изображены очень живо. Стиль живописи не имеет прямых аналогов ни на Урале, ни в Западной Европе. Имеются наборы рисунков, носящие мифологическую символику и, в частности, говорящие о существовании культа лошади. Подобные примеры существования слышимо мифологических произведений среди палеолитических наскальных рисунков в мире особенно редки, что делает наскальную живопись Шульган-Таш явлением, уникальным в мировом масштабе.

Условные знаки, носящие чисто геометрическую форму, представляют собой основной компонент наскальной живописи Шульган-Таш. Следует отметить, что условные знаки пещеры Шульган-Таш специфичны и не имеют прямых аналогий среди геометрических форм наскальных рисунков западноевропейского палеолита.

Учитывая время создания этих рисунков, их художественную выразительность, своеобразный стиль и слишком высокий для своего времени технический уровень их исполнения, можно констатировать, что наскальные рисунки Шульган-Таш представляют собой шедевр человеческого гения.

(iii) Относительно расположения и содержания рисунков справедливо также отметить, что в древности пещера Шульган-Таш была святилищем, связанным с мифологическими представлениями палеолитических людей. Каждый зал с рисунками в пещере входил в состав этого святилища и, видимо, выполнял определенные функции. Почитание пещеры Шульган-Таш, связанное с паломничеством, различными обрядами, сакральным раскалыванием скал и настенной росписью охрой, является уникальным примером пещерной культовой традиции, распространенной на Урале с начала эпохи верхнего палеолита. Обрядовая традиция раскалывания камней этого периода зафиксирована в окрестных пещерах и других пещерных святилищах Южного Урала; он сохранялся вплоть до раннего средневековья и вплоть до этнографической современности. Традиция нанесения рисунков охрой в пещерных нишах сохранялась на Южном Урале в течение 8-9 вв.тысячи лет. Пещера Шульган-Таш оставалась святилищем на протяжении ряда тысячелетий, что подтверждается как археологическими данными, так и результатами исследований башкирского фольклора. Согласно последним этнографическим исследованиям, местные башкиры до сих пор поклоняются пещере.

Следовательно, культовое почитание пещеры Шульган-Таш и связанных с ней традиций на протяжении нескольких тысячелетий и частично сохранившееся в настоящее время является уникальным свидетельством культурных традиций башкирского народа.

(v) Территория природно-культурного комплекса представляет собой образец сбалансированного взаимодействия с природой практически со времени первого заселения человека. В основном получили развитие такие виды второстепенных лесохозяйственных работ, как выпас скота, сенокошение, дикорастущие заготовки и охота. Территория природно-культурного комплекса представляет собой участок, сохраняющий уникальный древний промысел башкирского народа – дикое пчеловодство, — выдающийся пример взаимодействия человека и окружающей среды. Дикое пчеловодство зародилось на территории современного Башкортостана около полутора тысяч лет назад. В комплексе можно увидеть все этапы развития пчеловодческого ремесла; Башкирский мёд, производимый бурзянской дикой пчелой, признан лучшим в мире по своим вкусовым качествам и набору микроэлементов.

(vi) Пещера Шульган-Таш и расположенное рядом озеро Елкысыкканкуль (Шульган) изображены в мифологических эпосах «Урал-Батыр», «Акбузат», «Акхак Кола», «Кара Юрга», «Конгур Буга». и в многочисленных легендах. Пещера и озеро Шульган предстают в них входом в иной мир и подводную страну, где водятся змеи, дивы, причудливые крылатые кони и стада домашних животных. Падишах Шульган считается хозяином пещеры и подводного мира. По сути, это место описывается как мифологический «центр мира», вокруг которого разворачиваются различные космогонические сюжеты мифологических легенд Южного Урала. Мифология далеких предков башкирского народа формировалась в рамках развития пещерного святилища как модели микрокосма.

Почитание пещеры Шульган-Таш оказало влияние не только на развитие самобытной башкирской эпической традиции, но и на формирование мифологического мировоззрения всего Урало-Поволжья и даже древних индоариев.

(viii) Природно-культурный комплекс «Башкирский Урал» относится к области Южного Урала с низкогорным рельефом, характеризующимся четко выраженными узкими линейными складками, сложенными разнообразными массивными материалами.

По геологическому строению территория комплекса входит в состав Предуральского краевого прогиба и Уральской складчатой ​​области. Предуральский прогиб выполнен серией ордовикских каменноугольных шельфовых отложений. Наиболее заметным событием XX века в истории изучения мировых угленосных формаций является введение башкирской шкалы времени (поздненамурский-ранневестфальский ярусы), которая включена в общую стратиграфическую шкалу каменноугольной системы мира. Различные природные геологические разрезы башкирского яруса, широко распространенные на территории комплекса, представляют большую геолого-геоморфическую ценность.

Карстовые образования широко распространены на территории «Башкирского Урала». В известняках и магнезиальных известняках часто встречаются такие карстовые формы рельефа, как воронки, котловины, пещеры, «исчезающие» реки и трубчатые источники.

На территории комплекса можно увидеть самое большое количество бухт в России. Здесь обнаружено 166 пещер длиной более 50 м.

Таким образом, в геологическом отношении «Башкирский Урал» представляет собой выдающийся образец, отражающий основные этапы истории Земли, в том числе следы древней жизни, продолжающиеся геологические процессы развития форм рельефа и значимые геоморфологические и физико-географические явления.

(x) Природно-культурный комплекс «Башкирский Урал» отличается высоким биоразнообразием, что обусловлено разнообразием рельефа, расположением на стыке двух обширных природных массивов лесостепной зоны Европы и Азии, сложная растительная история Южного Урала.

Комплекс принимает значительное участие в сохранении экосистем двух лесных биомов – европейских неморальных широколиственных лесов и сибирских светлохвойных лесов, располагаясь на границах их ареалов.

На его территории произрастает 895 видов высших трахеофитов, что составляет около 60% всей флоры Южного Урала. Из этого количества 56 редких видов занесены в Красную книгу Республики Башкортостан и 11 видов занесены в Красную книгу Российской Федерации.

На территории комплекса зарегистрировано более 2000 животных, 84 вида занесены в Красную книгу Республики Башкортостан, 40 видов — в Красную книгу Российской Федерации и 177 — в Европейский красный список и Бернская конвенция. Две важные орнитологические территории европейского значения «Бельско-Нугушское Междуречье» («Бельско-Нугушское» междуречье) (BS-008, RU208) и «Урюк» (BS-009)., RU209) входят в состав биосферного резервата.

Исчезающие и исчезающие виды усиливают природоохранные функции комплекса «Башкирский Урал». К ним относится более 10% местного растительного мира. Такие особо редкие виды насекомых, как жук-отшельник гимнодус кариариус (Gymnodus cariarius), шмель армянский (Bombus armeniacus), шмель Bombus paradoxus Dalla Torre и шмель Bombus sostitialis, а также бабочки – аполлон (Parnassius apollo) и аполлон черный ( Parnassius mnemosyne). Такие позвоночные, занесенные в Красную книгу Российской Федерации, как подкаменщик, речная форель, хариус, русская быстрянка (Alurnoides bipunctatus rossicus), черный аист, беркут, могильник, подорлик, орлан-белохвост, В заповеднике обитают кречет, рыбный ястреб, сапсан и лунь.

Заявления о подлинности и/или целостности

а) Заявления о подлинности и целостности культурного комплекса комплекса.

Подлинность наскального искусства Шульган-Таш подтверждена многолетними археологическими изысканиями и многочисленными научными исследованиями. Пещера Шульган-Таш овеяна разнообразными легендами и былинами, последние были задокументированы первопроходцами-учеными путешественниками еще в XVIII веке. На сегодняшний день существует множество задокументированных и опубликованных версий различных легенд о пещере, озере Шульган и многочисленных эпических сказаний, представляющих пещеру как центр сюжетной линии. В целом участок сохранился в удовлетворительном состоянии и не пострадал от антропогенной деятельности. Некоторые рисунки были частично покрыты кальцитовым камнем или въелись. Пещера находится на территории государственного природного заповедника и круглый год надежно охраняется охраной и электронной системой сигнализации и наблюдения. Возникает вопрос о реставрации и хранении некоторых картин определенного цвета и разработке современной методики комплексной музеефикации.

Дикое пчеловодство, являясь древним башкирским ремеслом, бурно развивается в биосферном заповеднике и на территории Бурзянского района его местными жителями. В его основе уникальное бурзянское пчеловодство и сохранение национальных традиций дикого пчеловодства среди местных жителей. В последние десятилетия это ремесло получило поддержку правительства Республики Башкортостан. Башкортостан всегда славился своим медом, а бурзянский мед из диких ульев стал настоящим брендом. В заказниках «Шульган-Таш» и «Алтын-Солок» созданы особые условия для содержания бурзянской пчелы и дикого пчеловодства. Создание биосферного резервата укрепит целостность данной местности и обеспечит сохранение биоразнообразия и сохранение генетики бурзянской дикой пчелы.

б) Акты целостности культурного комплекса комплекса

Целостность природного комплекса «Башкирский Урал» обеспечивается особо охраняемыми природными территориями: заказником «Шульган-Таш» и энтомологическим заказником» Алтын Солок». Размер памятника, относительная труднодоступность большей части его территории и разумная законодательная защищенность являются значимыми атрибутами, обеспечивающими сохранность первозданных ландшафтов и природных процессов, лежащих в основе выдающейся общечеловеческой ценности памятника. Комплекс занимает достаточно большую территорию и содержит все природные элементы, необходимые для поддержания экологических и биологических процессов, критически важных для долгосрочного сохранения экосистем и биоразнообразия.

Сравнение с другими подобными объектами

Национальный парк Какаду (Австралия) можно рассматривать как хороший пример сохранения природных археологических памятников и древних культурных традиций местного населения.

По размерам территории, возрасту и художественной выразительности наскальных рисунков пещеру Шульган-Таш можно сравнить с пещерами долины Везер (Франция) и Альтамира (Испания), включенными в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как шедевры человеческого гения. Однако ни одна из пещер Евразии, кроме Шульган-Таш, не имеет такого количества легенд и былин, иллюстрирующих практически весь ход эволюционного развития устно-поэтического народного творчества от древних космогонических преданий-мифов до исторических эпосов позднего средневековья, связанных им.

По своей природной составляющей «Башкирский Урал» можно сравнить с Национальным парком Наханни (Канада), представляющим сложные природные кавернозные ландшафты, наглядно демонстрирующим эволюционные геологические процессы и стык двух биомов (неарктических бореальных лесов и неарктических высокогорных тундр). ). «Золотые горы Алтая» — еще один подобный объект, уникальная ценность которого заключается в разнообразии растительности различных природных зон (степь, тундра, тайга и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *