Какова роль женщин в туркменском обществе. Как менялось положение туркменских женщин на протяжении истории. Какие традиции и обычаи связаны с туркменскими женщинами в современном Туркменистане.
Содержание
Туркменские женщины-воительницы в древности
В древности и средневековье туркменские женщины славились своей воинственностью и отвагой. Многие историки сравнивали их с легендарными амазонками. Чем же были известны туркменские воительницы?
- Искусное владение луком и стрелами верхом на коне
- Участие в военных походах наравне с мужчинами
- Физическая сила и выносливость
- Бесстрашие в бою
Древнегреческие и римские авторы неоднократно упоминали о женщинах-воинах из земель, где проживали предки туркмен. Например, римский историк Марк Юниан Юстин писал, что пока мужчины создавали Парфянское царство, их женщины положили начало царству амазонок.
Почему туркменских женщин сравнивали с амазонками?
Главным критерием для сравнения с амазонками было умение сражаться верхом на лошади. Туркменские женщины в совершенстве владели этим искусством. Они метко стреляли из лука на полном скаку, используя специальную технику «плавающей фиксации».
Кроме того, туркменки носили защитное вооружение, напоминающее доспехи амазонок. Интересно, что многие элементы традиционных женских украшений у туркмен имели защитную функцию. Например, массивные серебряные браслеты весом до 300 граммов защищали руки не хуже рыцарских наручей.
Положение женщин в традиционном туркменском обществе
Несмотря на воинственность в древности, к средним векам положение туркменских женщин изменилось. Какую роль они играли в традиционном обществе?
- Хранительницы домашнего очага
- Воспитательницы детей
- Хранительницы национальных традиций
- Мастерицы ковроткачества и рукоделия
В патриархальном туркменском обществе женщины занимали подчиненное положение по отношению к мужчинам. Однако внутри семьи они пользовались большим уважением, особенно пожилые женщины.
Какие традиции были связаны с туркменскими женщинами?
Многие туркменские обычаи и ритуалы были связаны именно с женщинами:
- Свадебные обряды (подготовка приданого, украшение невесты)
- Обряды, связанные с рождением детей
- Похоронные плачи
- Изготовление оберегов и амулетов
- Праздничные церемонии
Женщины были главными хранительницами и передатчицами народных традиций из поколения в поколение. Особую роль играли пожилые уважаемые женщины, которые руководили проведением важных обрядов.
Изменение положения туркменских женщин в XX веке
В советский период произошли значительные изменения в положении туркменских женщин. Какие возможности открылись перед ними?
- Получение образования
- Работа вне дома
- Участие в общественной и политической жизни
- Отказ от паранджи
- Свобода в выборе супруга
Однако многие традиционные ценности сохранялись, особенно в сельской местности. Женщины по-прежнему несли основную ответственность за дом и семью.
Как изменилось положение женщин после обретения Туркменистаном независимости?
После 1991 года начался процесс возрождения национальных традиций. При этом государство продолжило политику по расширению прав женщин:
- Конституционное закрепление равноправия мужчин и женщин
- Участие женщин в органах власти
- Социальные программы поддержки материнства и детства
- Развитие женского предпринимательства
- Сохранение светского характера государства
Сегодня туркменские женщины сочетают традиционные семейные ценности с активным участием в общественной жизни и построении карьеры.
Роль женщин в современном Туркменистане
Какое место занимают женщины в современном туркменском обществе? Можно выделить несколько ключевых аспектов:
Семья и традиции
Туркменские женщины по-прежнему играют центральную роль в сохранении и передаче национальных традиций. Они ответственны за:
- Воспитание детей в духе уважения к национальной культуре
- Поддержание семейных ценностей
- Проведение традиционных обрядов и церемоний
- Приготовление национальных блюд
- Рукоделие (ковроткачество, вышивка)
Образование и карьера
Современные туркменки активно получают образование и строят карьеру:
- Высокий процент женщин с высшим образованием
- Женщины представлены во всех сферах экономики
- Растет число женщин на руководящих должностях
- Развивается женское предпринимательство
Общественная жизнь
Туркменские женщины активно участвуют в общественной жизни страны:
- Представлены в парламенте и органах власти
- Участвуют в работе общественных организаций
- Развивают благотворительные проекты
- Представляют страну на международной арене
Какие проблемы существуют в положении туркменских женщин?
Несмотря на значительный прогресс, некоторые проблемы сохраняются:
- Бытовое насилие в семьях
- Ранние браки в сельской местности
- Недостаточное представительство на высших руководящих постах
- Сохранение патриархальных стереотипов в обществе
Государство и общественные организации работают над решением этих проблем и дальнейшим улучшением положения женщин.
Знаменитые туркменские женщины
Многие туркменские женщины добились успеха в различных сферах деятельности. Кто они?
Исторические личности
- Гурбансолтан-эдже — мать первого президента Туркменистана, символ туркменского материнства
- Махтумкули Фраги — великая туркменская поэтесса XVIII века
- Джахан Алиева — первая туркменская женщина-археолог
Современные деятели
- Аксолтан Атаева — первая женщина-посол Туркменистана
- Майса Язмухаммедова — известная туркменская певица
- Огулгерек Реджепова — министр текстильной промышленности Туркменистана
- Гульнабат Довлетова — олимпийская чемпионка по тяжелой атлетике
Эти и многие другие туркменские женщины своими достижениями доказывают, что в современном Туркменистане женщины имеют широкие возможности для самореализации.
Традиционный костюм туркменской женщины
Национальная одежда — важная часть культурного наследия туркменского народа. Какие элементы входят в традиционный женский костюм?
Основные элементы
- Платье-рубаха (койнек) — длинное, свободного кроя
- Шаровары (балак) — широкие, сужающиеся к щиколотке
- Халат (чабыт) — верхняя одежда
- Головной убор (борик или тахья) — шапочка, расшитая узорами
- Платок (яшмак) — накидывается поверх головного убора
Украшения
Традиционные женские украшения туркменок отличаются массивностью и обилием серебра:
- Массивные браслеты (билезик)
- Нагрудные украшения (гуляка)
- Височные подвески (чекелик)
- Серьги (гулакхалка)
- Кольца (юзук)
Многие украшения имели не только эстетическое, но и защитное, обереговое значение.
Как менялся традиционный костюм туркменок?
На протяжении XX века традиционный костюм претерпел изменения:
- Отказ от паранджи в советский период
- Сочетание национальных элементов с современной одеждой
- Использование традиционного костюма преимущественно в праздничных случаях
- Возрождение интереса к национальной одежде в постсоветский период
Сегодня традиционный костюм остается важным символом национальной идентичности туркменских женщин.
Заключение
История туркменских женщин — это путь от воинственных амазонок древности до современных хранительниц традиций и активных участниц общественной жизни. Сохраняя связь с богатым культурным наследием, туркменские женщины успешно интегрируются в современный мир, добиваясь значительных успехов в различных сферах.
Государственная политика Туркменистана направлена на дальнейшее расширение прав и возможностей женщин при сохранении традиционных семейных ценностей. Это позволяет надеяться, что роль женщин в туркменском обществе будет продолжать укрепляться, а их вклад в развитие страны — возрастать.
Туркменские амазонки или женщины сильные духом » Новости Центральной Азии
Туркменки в прошлые века обладали сильным характером и воинственными качествами, которые никого не удивляли и воспринимались вполне естественно.
Сотрудник Института истории и археологии Академии наук Туркменистана, постоянный автор издания CentralAsia.news Джума Орызклычев 8 марта выступил на источнике со своей очередной работой. В статье учёный рассказывает о сильных духом и крепких физически туркменских женщинах-воительницах. Рассказывая об их красоте и отваге, автор сравнивает их со знаменитыми амазонками.
Ловкие, смелые, сильные
Амазонки будоражили воображение многих древних авторов, в частности, Геродота, который в своем трактате «История» рассказал о всадницах, поселившихся в районе Меотийского озера (Азовского моря). Образ женщины-воина в дальнейшем стал проецироваться на всех воительниц, хотя Геродот, говоря об амазонках, имел в виду именно всадниц, которые без своего главного атрибута — боевого коня — уже никак не могли претендовать на звание амазонки.
Древнегреческий автор Квинт Смирнский также не представлял себе амазонок без боевого коня и, перечисляя в поэме «После Гомера» ключевые черты истинной амазонки, упоминает такое качество как «быстро скачущая».
Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях» склонялся к мнению, что амазонки — вовсе не плод фантазии «людей пера», а существовавшие в реальности боевые женские отряды.
Женщина-воин не редкость в истории. Например, в войске русского князя Святослава в сражении с византийцами (X век) были и женщины, переодетые в мужскую одежду. Франция по праву может гордиться Жанной д’Арк (XV век), одной из командующих французскими войсками в Столетней войне. Но подобные примеры не соответствуют главному критерию амазонки — она должна сражаться верхом на коне.
Этимология слова «амазонка» также может служить ключом к разгадке вопроса: были ли эти древние воительницы историческими персонажами или все же мифическими.
Римский историк III века Марк Юниан Юстин, автор «Эпитомы сочинения Помпея Трога «История Филиппа», отмечает, что пока мужчины создавали царство парфян, их женщины положили начало царству амазонок, отважных всадниц, метко стрелявших из лука.
Эдриенн Мейер из Стэндфордского университета, автор фундаментального исследования «Амазонки», считает, что изогнутая форма лука позволяла спокойно производить стрельбу на полном скаку. К тому же, на многочисленных греческих вазах амазонки, изображенные при изготовке к бою, держат лук на удалении от корпуса, и это понятно, ведь техника стрельбы верхом требует «плавающей фиксации».
Другая этимология более убедительна: согласно одной из исторических традиций, воинственные женщины жили в Амазии, поэтому их и называли амазонками. Интересно то, что, как об этом сообщает академик Антуан-Жан де Сен-Мартен в работе «История Армении», небольшое поселение Амазия, на территории нынешней Турции, превратилось в крупный город благодаря Митридату, из парфянской династии Аршакидов, главная резиденция которых находилась в Нисе. Именно Митридат возвел крепостные стены, построил множество зданий и сооружений, украсивших Амазию, но славой своей обязанной все же храбрым воительницам.
Особо следует остановиться на оружии парфянских воинов, как мужчин, так и женщин, которые, по-видимому, и были легендарными амазонками. Их непревзойденным оружием был боевой лук, который, по свидетельству профессора Ярослава Лебединского, автора работы «Цивилизация степей: евразийский кочевой мир в древности и в средние века», представлял собой настоящий технологический шедевр, вобравший в себя лучшие характеристики материалов, из которых он был сделан: дерева, рогов и сухожилий животных. По сути это было первое в истории, рожденное гением изобретательской мысли, изделие из композитных материалов. Такой лук отличался сверхмощной упругостью, обеспечивавшей дальность и меткость поистине снайперской стрельбы.
Туркменки
Средневековые авторы, когда речь заходит о женщинах-воинах, говорят об этом как о чрезвычайных исключениях из общего правила.
Другое дело, туркменки, сильный характер и воинственные качества которых никого не удивляют и воспринимаются вполне естественно.
Например, академик Владимир Гордлевский, в книге «Государство Сельджукидов Малой Азии», отмечает, что Ислам, укутав женщину в чаршаф, отнял у нее свободу. Тем не менее, — уточняет он, — иногда Ислам вынужден был склониться и пойти на уступки, так как «сильная женщина могла и умела рвать путы, которые накладывала религия»: туркменки никогда не закрывали своих лиц. А в работе «Женская доля» В.Гордлевский пишет, как о чем-то совершенно обыденном, о существовании в XIII–XIV веках «военных женских отрядов туркменских племен».
Французский любитель приключений Анри де Блоквиль, называвший себя единственным европейцем, которому удалось сделать точные наблюдения о туркменах, благодаря долгому среди них пребыванию, в «Записках о кочевниках Туркестана» несколько страниц посвящает украшениям туркменок.
А. де Блоквиль особо подчеркивает тот факт, что значительная часть украшений, общим весом 2 кг, выполнена из массивного серебра. Действительно, вес одного только браслета может достигать 250-300 г. Толщина браслета с таким весом будет составлять не менее 5 мм, что превышает толщину доспехов защитного рукава немецкого рыцаря времен Крестовых походов. Браслет туркменки — это настоящая броня, но защищавшая руку женщины, и поэтому, неудивительно, что все сделано из драгоценного металла, да еще украшено, как отмечает А. де Блоквиль, золотыми арабесками и сердоликом.
Ответ на вопрос, почему туркменские оружейных дел мастера изготавливали женские доспехи не из железа, которое легче серебра, будет очевиден, если взглянуть на историю развития рыцарского облачения. Главным врагом доспехов являются не удары противника, а ржавчина, одним из средств борьбы, с которой было покрытие некоторых элементов доспехов серебром и золотом. Богатый рыцарь мог себе позволить заказать из этих металлов некоторые детали своего облачения, например, пряжки ремешков, заклепки, бордюры кольчуги и т. д. Доспехи туркменских амазонок изготавливались на века и щедро — из цельного серебра. Что касается сердолика, то этот минерал, полюбился туркменкам еще с энеолита (5 тысячелетие до н. э.).
Британский ученый Клод Блэр, специалист с мировым именем в области защитного вооружения средневековья, в книге «Рыцарские доспехи Европы», в которой делает обзор развития воинского облачения с 1066 по 1700 год, приходит к выводу, что со временем рыцарские доспехи все больше приобретали декоративный характер. В доказательство своего заключения он приводит многочисленные фотографии и рисунки образцов рыцарских доспехов, хранящихся в крупнейших музеях мира.
В поисках доказательств декоративного совершенства доспехов туркменских амазонок не обязательно обращаться к музейным коллекциям, достаточно взглянуть на украшения современных туркменок, которые они бережно донесли до наших дней.
Что касается современности, то в настоящее время туркменские женщины наделены всеми правами. Они живут в обществе, где во главу угла выдвинуты принципы демократии, и полноценно участвуют во всех общественных процессах.
Помимо этого у туркмен, женщина-мать всегда была основой не только семьи, а также этнического уклада в целом. Забота о матерях и их детях, сохранение исконных семейных традиций, развитие делового, интеллектуального и творческого потенциала у женщин Туркменистана являются приоритетом государственной политики.
Традиции и обычаи в Туркменистане: ритуалы, гостеприимство, свадебные традиции
- Главная
- Туркменистан
- Традиции
Традиции гостеприимства
Туркменское гостеприимство – самый определяющий признак этого дружелюбного народа. Туркмены часто складывают мнение о человеке по тому, как он принимает гостей. Гостя приветствуют словами «Хош гелдиниз!» и, кроме того, произносят ритуальные фразы: «Как мы рады вас видеть! Какую честь вы нам оказали!». Традиции Туркменистана уходят глубоко в прошлое.
Скатерть, на которой расставляют блюда с едой, считается священной, и наступать на нее грех. Прежде чем приступить к приему пищи, каждый по традиции возносит хвалу Господу. На Востоке говорят: «Гость – от Аллаха!» Отсюда следует, что хорошо принять гостя – не только обязанность, но и священный долг хозяина. Эта традиция зародилась в древности и прочно укоренилась в сознании современных туркмен. В те времена это была элементарная форма защиты. Люди не перенесли бы тягот пустыни, не выжили бы без поддержки друг друга. Поэтому человеку, не оказавшему гостеприимство путнику, выражали презрение даже его родственники.
Туркмены всегда считали хлеб и соль святыми продуктами. Наступить на них – значит навлечь беду.
Традиционное почтение старших
Почтительное отношение к старшим также основывается на древних традициях. Недопустимо не выполнить их просьбу, спорить с ними, смотреть на них исподлобья или выражать свое недовольство, ждать благодарности за оказанную услугу или напоминать о ней. Обычаи требуют почитания родителей и вообще старших. Туркменская поговорка гласит: «Золото и серебро не стареет, отец и мать цены не имеют». Отец как глава семьи имеет право оценивать поступки своих детей, а также обязан защищать их. Дети должны с особым благоговением относиться к матери и уважать ее. Малейшее проявление непочтительного отношения или невнимания к матери не только осуждается окружающими, но и должно тут же пресекаться.
Традиции нравственности
Туркмены – высоконравственный народ. В своем отношении к жизни они культивируют гостеприимство, почитание старших, скромность, благородство, правдивость, честность, смелость, душевную щедрость. «Благородный человек, утверждает туркменская пословица, если обещает, обязательно сдержит свое слово».
Туркмены высоко ставят понятие чести. «Моя честь – это честь моей семьи, моего племени, моего народа», — любят повторять они. У туркмен сильно развит так называемый дух родства.
Туркмены всегда ценили искренность. «Говори правду, даже если она против тебя» – гласит народная мудрость. Почитаются долг и обязательство, осуждаются легкомыслие и болтливость.
В туркменском обществе всегда негативно относились к злословию, считая, что «тот, кто сплетничает с тобой, сплетничает и в твой адрес». И, конечно же, осуждались такие недостойные черты, как трусость, малодушие, неблагодарность.
Туркмены дорожат чувством дружбы и любви, поддерживают добрые отношения с соседями. Традиции Туркменистана очень дружелюбные. Есть множество народных поговорок на эту тему: «Прежде чем построить дом, узнай, кто твой сосед», «Живи по соседству со счастливым, и сам будешь счастлив», «В первую очередь позаботься о соседе», «Близкий сосед лучше, чем далекий брат».
Традиционные свадебные ритуалы
Свадьбы у туркмен всегда были «окружены» множеством различных обычаев и обрядов. Главную роль в их исполнении играла одежда. Считалось, что даже имеет магическое значение, выполняя функции оберега и очищения.
Платок
В свадебном ритуале большое значение имел платок. На «гелин той» (свадьбу невесты) женщины со всего села несли свадебные гостинцы, сласти в узелках из платков. При уходе им возвращали узлы с подарками, равноценными принесенным. Подробнее…
Платье
Для кроя и шитья свадебного платья выбирали определенные дни, считавшиеся у мусульман удачными. От этого зависело благополучие невесты. Мастерили платье в доме невесты из ткани, подаренной женихом. Кроила платье уважаемая на селе женщина, многодетная мать, в окружении близких подружек невесты. Они забирали обрезки материала — на счастье. Подробнее…
Обереги
Практически вся свадебная одежда туркменских женщин, помимо прямого назначения — служить украшением невесты, выполняла и роль оберега. Наряд новобрачной состоял из различных амулетов, призванных защитить её от вредоносных сил, помочь сохранению здоровья и принести благополучие. Подробнее…
- Свадебные традиции
- Талисманы и обереги
- Головной убор
- Платок
- Платье
- Национальная одежда
ТУРКМЕНСКИЙ ХАРАКТЕР И ОБЫЧАИ | Факты и подробности
ТУРКМЕНСКИЙ ХАРАКТЕР
Туркмены традиционно были замкнутыми, скрытными, подозрительными и даже враждебными по отношению к посторонним. Долгие годы в пустыне сделали туркмен очень крепким народом. Но, несмотря на это, туркмены имеют репутацию кротких
Традиционно являясь кочевым народом, туркмены произошли от нескольких отдельных племен или кланов, каждый из которых говорил на своем диалекте и имел свой собственный стиль одежды. Туркмены славятся щедрым гостеприимством, уважением к старшим, честностью и искренней щедростью. По сей день посетителю будут предлагать чай и еду еще до того, как ему позволят объяснить, зачем он пришел! Нет традиции демократии. [Источник: centralasiacultures.com |+|]
Важнейшими ценностями для туркмен являются дружба и любовь, всегда поддерживающие дружеские отношения со своими соседями. Туркмены говорят: «Прежде чем строить дом, узнай, кто твой сосед», «Если твой сосед счастлив, ты тоже будешь счастлив», «Прежде всего позаботься о своем соседе», «Сосед лучше, чем сосед». далекого брата». Туркмены традиционно любили и ценили своих лошадей не меньше, чем соседей, членов семьи и рода. В одной туркменской поговорке говорится: «Вода — жизнь туркмена, конь — его крылья, а ковер — его душа». Туркменская ахалтекинская порода лошадей является национальной эмблемой |+|
Туркменское гостеприимство
Туркмены славятся своим гостеприимством. Всем посетителям предлагают тарелку плова и галлоны чая. Туркмены часто судят о человеке по тому, как он относится к своим гостям. Гость приветствуется фразой «Хош гельдиниз!», за которой следуют ритуальные фразы типа: «Как мы рады вас видеть! Какую честь вы нам оказали!» [Источник: advantour. com =]
Ткань с едой считается священной. Наступать на нее запрещено. Перед едой все по традиции должны восхвалять Господа. Мусульмане говорят: «Каждый гость послан Аллахом!». Это означает, что гостеприимство является не только долгом хозяина, но и частью его религиозной жизни. Эта традиция зародилась в глубокой древности и уходит своими корнями в современный образ жизни туркмен. =
В старые времена гостеприимство было формой безопасности. Люди не могли пережить тяготы, пережитые в пустыне, без поддержки друг друга. Если бы кто-то был негостеприимным к путешественнику, даже родственники такого человека презирали бы его. Туркмены считают хлеб и соль священными. Туркмены верят, что если наступить на них, то это принесет несчастье.
Туркменская честь, нравственность и уважение к старшим
Уважительное отношение туркмен к старшим также основано на древних традициях. Очень грубым и неуважительным считается не помогать им, спорить с ними, хмуро смотреть на них, выражать недовольство и ожидать от них благодарности. Туркмены говорят: «Золото и серебро не стареют, отец и мать бесценны». Как глава семьи, отец имеет право оценивать поведение своих детей и обязан их защищать. Дети должны поклоняться своим матерям и уважать их. За малейшее проявление неуважения или невнимания к матери человека не только осуждают, но и останавливают на месте. [Источник: advantour.com =]
Туркмен, посетивший Соединенные Штаты, в статье в New Yorker спросил Пола Теру, что ему нравится. «Хорошие люди. Чистые условия. Никаких взяток. Теру: Скажи мне, что тебе не понравилось. «Как дети относятся к старшим. Нехорошо.» Что его особенно удивило, писал Теру, так это небрежность, с которой подростки разговаривали со своими родителями: небрежно, неуважительно, саркастично. «Моя принимающая семья была очень добра ко мне, но однажды, возвращаясь домой из школы, дочь курила сигарету. Я сказал, что ее матери это не понравится. Она сказала: «Моя мать дура. Не обращай на нее внимания». Представьте себе. Я был в шоке. Мать свята!» [Источник: Пол Теру, The New Yorker, 28 мая 2007 г. ]
Туркмены — высоконравственные люди. Они демонстрируют это, культивируя гостеприимство, почитая старших и придавая большое значение скромности, благородству, правдивости, честности, смелости, искренности и щедрости. Трусость и неблагодарность презираются. Туркмены говорят: «Сдержать слово может только благородный человек». На сплетни традиционно смотрели свысока. По этому поводу говорят туркмены; «Кто сплетничает с тобою, тот может сплетничать и о тебе». =
Туркмены высоко ценят честь. «Моя честь – это честь моей семьи, моей нации, моего народа», любят говорить они. Туркмены обладают сильно развитым дух родства и ценить искренность. «Говори правду, даже если она против тебя». Долг и обязанность чтятся.0005
Знакомство с туркменским дружелюбием и наивностью в поезде
Пол Теру писал в The New Yorker: «Я сидел в своем четырехместном купе с солдатом в темной форме, студентом лет двадцати двух и стариком с длинной бородой до подбородка, в традиционной туркменской одежде — цилиндрической черной барашковой шапке и длинном коричневом плаще поверх халата, одном из тех национальных костюмов, которые кажутся вечными и удобными везде, во все времена года. Он увидел меня и стал обращаться ко мне, используя студентку как переводчика. «Салам. Зайф ар-Рахман», — сказал он. «Добро пожаловать. Ты гость Аллаха, Милостивого», — перевел студент. — Пожалуйста, поблагодари его за меня. Мужчина снова заговорил. — У него есть к вам вопрос, — сказал студент. — Вы ответите? [Источник: Пол Теру, The New Yorker, 28 мая 2007 г. ~]
«Я услышал свисток. Поезд медленно тронулся с Ашхабадского вокзала, и через несколько минут мы уже были в пустыне. Старик произносил монолог. «Он говорит, что несколько лет назад астронавт отправился на Луну, — сказал студент. «Он был из Америки. Когда он добрался до Луны, он услышал странный шум. Это был азан» — призыв к молитве, обычно издаваемый муэдзином, распевающим из мечети. «Астронавт записал это. Когда он вернулся на землю, ученые в Америке проанализировали его и пришли к выводу, что это был голос пророка Мухаммеда».
«На Луне?» «Да. На Луне.» «Более того, он говорит, что из-за этого космонавт стал мусульманином и начал молиться пять раз в день». ~
«Старик смотрел на меня, как будто бросая вызов тому, чтобы я отрицал эту историю. — Я не слышал этой истории. — Он говорит, что верит в это. — Что он об этом думает? Когда этот вопрос был переведен, студент сказал: «Для него это хорошая новость». Мне это показалось туркменской версией истории Пэта Робертсона: божественное вмешательство в неожиданном месте, результатом которого стало блаженное обращение, солнце пробилось сквозь тучи. Вместо Иисуса, говорящего с ищущим, это был Мухаммед, но дело дошло до того же. Позже один ученый-арабист сказал мне, что на Ближнем Востоке существует устойчивый городской миф о том, что Нил Армстронг — которого иногда путают с Луи Армстронгом — обратился в ислам. ~
«Старика звали Селим. Он родился недалеко от Марии. Он не ходил в школу. Мальчиком он работал в поле; он собирал хлопок всю свою жизнь. Он женился на женщине из своего клана и имел четверых детей. Он предложил мне угадать его возраст. На вид ему было около семидесяти, так что я предположил, что шестьдесят. Он засмеялся и сказал, что ему пятьдесят». ~
«Подойдя к Мэри, я отдал свою тяжелую рубашку-поло с длинными рукавами ученице, которая так мне помогла. — Это удачная рубашка, — сказал я. Взамен он дал мне разноцветный шнур, чтобы отогнать сглаз. Селим сказал: «Я подожду на вокзале до восьми часов. Потом я сяду на автобус в Йолотен. Он стоит пять тысяч манатов. Маршрутное такси стоит десять тысяч манатов. Но я говорю, лучше сядьте на автобус, а лишние деньги отдайте моим детям». Это был урок сельской туркменской экономики и отцовской любви: этот человек, проспавший беспокойную ночь в поезде, скорчился на холоде станции Мары и ждал три часа, закутавшись в плащ, чтобы накопить тридцать центов, чтобы разделить между ними. четверо его детей». ~
Туркменская таможня
Старые обычаи, ритуалы и культурные обычаи были возрождены после распада Советского Союза и обретения независимости. Туркмены были кочевым народом на протяжении большей части своей истории, и многие из них не селились в городах до советской эпохи. Лошади и искусство верховой езды традиционно высоко ценятся в туркменской культуре. Важные дела традиционно решались с советом старейшин племени, чьих советов традиционно с нетерпением ждали и уважали. Советская система жестко ограничивала свободу передвижения и объединяла кочевых скотоводов. Некоторые обычаи схожи с теми тюрками.
Гурбанджемал ллиясова и Амангуль Карриева написали на turkmenhost.com: «Культура туркмен богата традициями, уходящим корнями глубоко в глубокую древность. Эти традиции, как и любой жанр фольклора, прошли через процесс развития и трансформации, некоторые со временем исчезли, потому что потеряли актуальность, другие стали неотъемлемой частью повседневной жизни. Традиции, в основном связанные с семейными отношениями и событиями, такими как свадебные церемонии, роды и смерть, связаны с некоторыми народными верованиями. «Этот мир полон шума, начиная с празднования рождения новорожденного и заканчивая плачем по поводу его смерти», — писал туркменский поэт XVIII века Мактымкули. [Источник: Гурбанджемал Илиясова и Амангуль Карриева, turkmenhost.com]
Люди обычно снимают обувь, входя в дом. Как правило, везде, где есть ковер, следует снимать обувь. Гостям отводится лучшее место возле печи. Люди иногда снимают обувь при входе в чайхану. Местные женщины никогда не заходят в чайханы.
Ткань с едой считается священной. Наступать на нее — табу. Перед едой каждый по традиции должен славить Господа. Туркмены считают хлеб и соль священными. Туркмены верят, что если наступить на них, то это принесет несчастье.
Обычаи и этикет в Центральной Азии
В Центральноазиатском регионе проживает более 140 национальностей. Обычаи различаются от страны к стране и даже от деревни к деревне, поэтому разобраться в правильном этикете и «правильных» культурных принципах и обычаях может быть сложно. Для иностранных гостей: как гость в регионе, гордящемся своими традициями гостеприимства, местные жители с готовностью простят любые проступки или оплошности в пределах разумного. Как и почти во всем мире, улыбка и смех могут иметь большое значение. [Источник: safaritheglobe.com]
Одна из самых красивых черт среднеазиатской культуры заключена в одном простом маленьком жесте — «молчаливом поклоне». Часто сопровождая рукопожатие, мужчины кладут левую руку на сердце и слегка, почти незаметно кланяются своему партнеру в знак глубокого уважения. Этот тонкий поклон или легкий наклон головы также проявляется во множестве других обменов между людьми. Однако, когда руки не обмениваются рукопожатием, правая рука кладется на грудь. Вы наверняка столкнетесь с этим, когда кто-то благодарит, прощается или расстается, или даже когда молодой человек проходит мимо старшего на улице и хочет выразить свое уважение. [Источник: orexca.com]
См. отдельную статью ОБЫЧАИ И ЭТИКЕТ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ factanddetails.com
Источники изображений:
Источники текста: New York Times, Washington Post, Los Angeles Times, Times of London, Lonely Planet Guides, Library of Congress, U. S. Энциклопедия Комптона, The Guardian, National Geographic, журнал Smithsonian, The New Yorker, Time, Newsweek, Reuters, AP, AFP, Wall Street Journal, The Atlantic Monthly, The Economist, Foreign Policy, Wikipedia, BBC, CNN и различные книги, веб-сайты и другие публикации.
Последнее обновление: апрель 2016 г.
Культ личности в Туркменистане
Культ личности — одна из самых заметных черт любой диктатуры. От вездесущих фотографий Иосифа Сталина в СССР до буквального обожествления лидеров Северной Кореи — культы личности служили для придания диктаторам ложной легитимности без необходимости проведения демократических выборов. Владимир Путин, например, известен фотографиями без рубашки, на которых он занят тем, что он считает «мужскими» занятиями, такими как охота, рыбалка и плавание под льдом. Тем временем в Венесуэле режим Николаса Мадуро способствует сохранению культа личности покойного диктатора страны Уго Чавеса, называя его смерть «переходом к бессмертию», возводя алтари в его честь и даже изменяя молитву «Отче наш» для поклонения Чавес. Такие диктатуры, как Россия и Венесуэла, полагаются на эти культы личности, чтобы избежать реальной поддержки своего народа. В конце концов, если вы отец нации или буквальный бог, то вам не нужны свободные и честные выборы, чтобы доказать свое право на власть.
Один из самых экстремистских культов личности в мире принадлежит туркменскому Гурбангулы Бердымухаммедову, бывшему стоматологу и министру здравоохранения, правящему страной Центральной Азии с 2007 года. Он хорошо известен своими нелепыми видео, которые время от времени становятся вирусными . В 2017 году Бердымухаммедова высмеяли как «туркменатора», когда появилось видео, на котором он выставляет напоказ форму и испытывает оружие на стрельбище, а военные усердно аплодируют. Другие видеоролики — все они созданы государственными пропагандистскими каналами — показывают, как он ловит рыбу, поднимает тяжести, катается на велосипеде, читает рэп и диджейские вечеринки.
Вдобавок к своим видео Бердымухамедов, кажется, обладает особым чувством эстетики. Например, он запретил въезд в столицу Ашхабад черных автомобилей и приказал строить все новые дома из белого мрамора просто потому, что считает черный цвет несчастливым. В 2014 году Бердымухаммедов почтил себя огромной золотой статуей самого себя верхом на коне, возвышающейся над столицей. Он также заказал гигантскую золотую статую своей любимой породы собак, написал книгу о своей любимой породе лошадей, а совсем недавно заставил каждого правительственного чиновника мужского пола и менеджера крупной компании брить голову и носить тюбетейку в знак траура. для своего покойного отца.
Туркменистан является одной из самых закрытых и изолированных стран в мире, но хотя выходки Бердымухаммедова время от времени попадают в международные новости и вызывают насмешки со стороны американских комиков, таких как Тревор Ноа и Джон Оливер, мало кто знает или заботится о том, что ситуация с правами человека в Туркменистане ухудшилась. резко ухудшилось в последние годы. Туркменистан — страна, управляемая полностью авторитарным режимом, без свободной прессы, независимой судебной системы, без НПО, без свободы передвижения и без какой-либо политической оппозиции. Freedom House сообщает, что «на практике почти полностью отрицаются политические права и гражданские свободы». Туркменистан не терпит никакой политической оппозиции, угрожает и преследует родственников диссидентов за границей и даже арестовывает и пытает людей за осуществление их права на свободу ассоциации. В марте Бердымухамедов победил на выборах, набрав 100% голосов, а подконтрольные правительству СМИ заявили, что результаты выборов стали «ярким свидетельством демократического прогресса в Туркменистане и триумфа решительных реформ, проведенных нашим общенациональным лидером».
Вирусные видеоролики служат своей пропагандистской цели, скрывая более зловещие последствия культа личности. Правительство Туркменистана настолько сосредоточено на поддержании своего первозданного имиджа, что не обращает внимания на страдания своего народа. Государственных чиновников выбирают за их лояльность, а не за их компетентность, в то время как золотые статуи и мраморные здания заменяют инвестиции в общественную инфраструктуру и борьбу с бедностью. В настоящее время Туркменистан переживает серьезный экономический кризис, отчасти в результате пандемии COVID-19.пандемии, существование которой правительство отрицало, и отчасти в результате многолетней бесхозяйственности правительства. Цены на предметы первой необходимости, такие как мука и вода, продолжают расти, а нехватка продовольствия настолько ужасна, что многие города прибегают к нормированию предметов первой необходимости, а людей, которые выглядят бездомными или растрепанными, похищают с улиц и заставляют работать в совхозах. Однако в апреле вместо того, чтобы отреагировать облегчением и реформами, правительство отрицало кризис и запретило очереди возле магазинов, поскольку они ставили Бердымухаммедова в неловкое положение. Кроме того, правительство также объявило в Туркменистане «Эпоху могущества и счастья», как будто лозунги могли отвлечь от нищеты и страданий.
В конечном счете, как и при любой диктатуре, цель культа личности Бердымухамедова – сохранить власть и удовлетворить тягу бывшего дантиста к признанию. Он должен поддерживать иллюзию мира, процветания и популярности, если хочет остаться «защитником» Туркменистана — и передать этот титул своим потомкам.
Несмотря на свою абсурдность, вирусные видеоролики делают Бердымухамедова популярной личностью, привлекая международное внимание к фестивалям собак и коневодству. Однако они также затемняют и обеляют зловещие репрессии режима в отношении прав человека и его серьезные экономические проблемы. Смех не должен даваться такой дорогой ценой.
Александр Сикорский (@AKSikorski) — научный сотрудник Программы и политики Фонда прав человека.
Иллюстрация Марианы Бернардес (@mbgrafiks)
Чтобы узнать больше о ситуации с правами человека в Туркменистане, ознакомьтесь с Универсальным периодическим обзором HRF по Туркменистану, нашей юридической петицией в Рабочую группу Организации Объединенных Наций (ООН) о произвольном задержании от имени 18 туркмен, которые были произвольно заключены в тюрьму и подверглись пыткам за мирное осуществление своего права на свободу ассоциации, и наше открытое письмо Генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу в преддверии его встречи с Гурбангулы Бердымухаммедовым в 2017 году.