«Цепи питания». Две цепи питания
Тема: Составление цепи питания
Количество просмотров публикации Тема: Составление цепи питания - 1949
Цель˸ расширить знания о биотических факторах среды.
Оборудование˸гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты животных, иллюстрации различных растений и животных.
Ход работы˸
1. Используйте оборудование и составьте две цепи питания. Помните, что цепь всегда начинается продуцентом и заканчивается редуцентом.
________________ →________________→_______________→_____________
________________ →________________→_______________→_____________
2. Вспомните свои наблюдения в природе и составьте две цепи питания. Подпишите продуценты, консументы (1 и 2 порядков), редуценты.
________________ →________________→_______________→_____________
_______________ →________________→_______________→_____________
Что такое цепь питания и что лежит в её основе? Чем определяется устойчи-вость биоценоза? Сформулируйте вывод.
Вывод˸______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих пищевых цепей
1. Из предложенного списка живых организмов составить трофическую сеть˸
2. трава, ягодный кустарник, муха, синица, лягушка, уж, заяц, волк, бактерии гниения, комар, кузнечик. Укажите количество энергии, которое переходит с одного уровня на другой.
3. Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около10%), постройте пирамиду биомассы третьей пищевой цепи (задание 1). Биомасса растений составляет 40 тонн.
4. Вывод˸ что отражают правила экологических пирамид?
1. Пшеница → мышь → змея → сапрофитные бактерии
Водоросль → рыбы → чайка → бактерии
2. Трава (продуцент) – кузнечик (консумент I порядка) – птицы (консумент II порядка) – бактерии.
Трава (продуценты) - лось (консумент I порядка) - волк (консумент II порядка) – бактерии.
Вывод˸ Цепь питания – ряд последовательно питающихся друг другом организмов. Цепи питания начинаются с автотрофов – зеленых растений.
3. нектар цветка → муха → паук → синица → ястреб
древесина → короед → дятел
трава → кузнечик → лягушка → уж → змееяд
листья →мышь → кукушка
семена → воробей → гадюка →аист
4. Из предложенного списка живых организмов составить трофическую сеть˸
трава→кузнечик→лягушка→уж→бактерии гниения
referatwork.ru
«Цепи питания» - Международная Ассоциация Развития Образования
Жданова Оксана Александровна,ЯНАО, г. Лабытнанги,Заместитель директора по УВР,учитель биологии и географииМАОУ «СОШ № 8»
Тема: Цепи питания.
Цель урока: Формировать знания о составных компонентах биологического сообщества, об особенностях трофической структуры сообщества, о пищевых связях, которые отображают путь круговорота веществ, формировать понятия пищевая цепь, пищевая сеть.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка и актуализация знаний по теме «Состав и структура сообщества».
На доске: Наш мир – не случайность, не хаос, — есть система во всем.
Вопрос. О какой системе в живой природе говориться в данном высказывании?
Работа с терминами.
Задание. Вставьте пропущенные слова.
Сообщество организмов разных видов тесно взаимосвязанных между собой называют …………. . В его состав входят: растения, животные, …………. , …………. . Совокупность живых организмов и компонентов неживой природы, объединенных обменом веществ и энергии на однородном участке земной поверхности называют …………….. или …………… .
Задание. Выберите четыре компонента экосистемы: бактерии, животные, консументы, грибы, абиотический компонент, климат, редуценты, растения, продуценты, вода.
Задание. Укажите какие из перечисленных организмов относятся к продуцентам, редуцентам, консументам: норка, пшеница, гнилостные бактерии, кокосовая пальма, антилопа, черепаха, белый медведь, божья коровка, карликовая березка, василек синий.
Вопрос. Каким образом связаны между собой живые организмы в экосистеме?
3. Изучение нового материала.
Самые распространенные взаимоотношения организмов в биогеоценозах осуществляются через питание. Это пищевые связи.
Задание. Прослушайте внимательно стихотворение древнеримского поэта Овидия. Найдите в нем пищевые связи. Составьте цепи питания. Цепи питания обозначаются как последовательность звеньев, соединенных стрелками.
… Свирепый волк с кормящею волчат
Волчицей – гроза невинных стад;
Орел, стремясь из-под небес стрелою
Грозит голубке смертью злою;
Голубка ж, как овца должна,
Кормясь губить ростки и семена.
Охотнице сове средь ночи темной
Не жаль певца любви и неги томной,
А соловей съедает светляка,
Не посмотрев на прелесть огонька.
Светляк же, ночи светоч оживленный,
Вползая вверх, цветок съедает сонный…
(Пищевые цепи: трава – овца — волк; ростки и семена – голубь — орел; цветок – светляк — соловей- сова).
Определите и подпишите: продуцентов, консументов и редуцентов. Сравните цепи питания и установите сходство между ними. (в начале каждой цепи растительный корм, далее идет растительноядное животное, а в конце – хищное животное). Назовите способ питания растений и животных. (растения – автотрофы, т.е сами производят органическое вещество, животные – гетеротрофы – потребляют готовое органическое вещество).
Вывод: цепь питания – ряд последовательно питающихся друг другом организмов. Цепи питания начинаются с автотрофов – зеленых растений.
Задание. Сравните две цепи питания, определите черты сходства и различия.
- Клевер— кролик- волк
- Растительный опад – дождевой червь – черный дрозд – ястреб — перепелятник (Первая пищевая цепь начинается с продуцентов – живых растений, вторая с растительных остатков – мертвой органики).
В природе существует два основных типа пищевых цепей: пастбищные (цепи выедания), которые начинаются с продуцентов, детритные (цепи разложения), которые начинаются с растительных и животных остатков, экскрементов животных.
Вывод: Следовательно первая цепь питания – пастбищная, т.к. начинается с продуцентов, вторая – детритная, т.к. начинается с мертвой органики.
Все компоненты пищевых цепей распределяются на трофические уровни. Трофический уровень – это звено в цепи питания.
Задание. Составьте цепь питания, включив в нее перечисленные организмы: гусеница, кукушка, дерево с листьями, канюк, почвенные бактерии. Укажите продуцентов, консументов, редуцентов. (дерево с листьями — гусеница- кукушка-канюк – почвенные бактерии). Определите сколько трофических уровней содержит данная цепь питания (данная цепь состоит из пяти звеньев, следовательно пять – трофических уровней). Определите какие организмы расположены на каждом трофическом уровне. Сделайте вывод.
Скачать полностью работу
u4eba.net
Цепи питания. Поток энергии
Что означает понятие «цепь питания»?
Пищевая цепь — ряд взаимоотношений между группами организмов (растений, животных, грибов и микроорганизмов), при которых происходит перенос энергии путём поедания одних особей другими.
Куда направлен поток энергии?
От продуцентов к консументам, далее – к редуцентам.
Вопросы
1. О чем говорит длина цепи питания?
Длина цепи питания говорит об устойчивости биоценоза (многообразии видов) и количестве энергии продуцентов.
2. Почему численность (число видов) консументов в цепи питания сокращается?
При каждом очередном переносе большая часть (более 90 %) потенциальной энергии пищи теряется, переходя в тепло. Данное обстоятельство ограничивает возможное число звеньев пищевой цепи. Чем короче пищевая цепь или чем ближе к её началу место, занимаемое данным организмом, тем больше доступной пищи и энергии, тем большее количество видов может занимать трофический уровень. Чем дальше консументы находятся от начала цепи питания, тем меньше их численность.
3. Каким образом природопользователи определяют продуктивность естественного биоценоза?
Продуктивность биоценоза помогают оценить пирамиды биомассы и энергии.
4. Каково ваше мнение о продуктивности естественного и искусственного биоценозов на одной и той же территории? Ответ обоснуйте.
Искусственные биоценозы, занимая 10% площади суши, производят ежегодно 2,5 млрд. т сельскохозяйственной продукции; отличаются значительно большей продуктивностью, чем естественные биоценозы. Это связано с тем, что основной целью их существования является максимальный выход зеленой массы растений. В искусственных биоценозах ведется постоянная борьба с потребителями этой растительности (в результате консументов мало), что еще больше повышает урожайность. В естественных биоценозах основная продукция биомассы потребляется консументами.
5. Почему цепь питания не может быть длиннее шести звеньев?
При переносе энергии с одного трофического уровня на другой большая её часть теряется в виде тепла (до 80-90%), вследствие чего количество звеньев в пищевой цепи не может быть более 4-6. При чем в пастбищных цепях количество организмов все уменьшается, а размеры организмов увеличиваются. В детритных, наоборот, животные все уменьшаются в размерах, а количество их растет.
Задания
Рассмотрите рисунок 197. Составьте и запишите в тетради три пищевые цепи из объектов, изображенных на рисунке.
Семена растений – хомяк – хищная птица.
Растения – куропатка – лисица.
Растения – насекомые – куропатка – хищная птица.
resheba.com